Конспект познавательного занятия в санаторной группе на тему: «Капелька»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сарыг-оол Людмила Седий-ооловна

Создавали целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека, познакомили детей со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, не имеет своей формы);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx19.1 КБ
Файл kapelka.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

по теме «Капелька»

Содержание:

- развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;

- продолжать знакомить с приемами элементарного экспериментирования;

- развивать представления о свойствах воды;

- закрепить знания о разных состояниях воды;

-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

- обогащать словарь детей;

- учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к водным ресурсам.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Экспериментируя, ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие их предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. Создавая условия для детского экспериментирования – мы создаем атмосферу творческого единодушия, рождающего радость, где каждый ребенок может найти себе дело по интересам и способностям. В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать, а проведение экспериментов – это путь к ознакомлению с окружающим миром.

Данное занятие интегрируется со всеми образовательными областями. Оно направлено на развитие познавательных способностей детей подготовительной группы и построено так, чтобы активизировать познавательную деятельность детей. Это занятие дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы: память, внимание, мышление, воображение и др.

Мною были использованы различные методы и приемы: игровой элемент, беседы, диалог, наблюдение, опыты - эксперименты, физкультминутка, загадки.

Постоянно создавалась ситуация успеха детей (похвала). Использовала разнообразные виды помощи: поощрение ребенка в ходе выполнения задания, показ, речевое комментирование процесса выполнения задания.

Проведена предварительная работа:  беседы о воде, её роли в жизни человека, проведение занятий - экспериментирований с водой, чтение художественной литературы, наблюдение за водой во время прогулок (дождь, ливень, тучи, лужи,  туман, снегопад, сосульки, иней и т.д.).

При планировании занятия я учитывала заинтересованность детей к данной тематике, индивидуальные возможности детей.

Занятие получилось содержательным, познавательным, интересным и доступным для детей данного возраста. Задания дети выполняли с удовольствием. Результатом является приобретенный опыт видения предмета - воды, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой, осязательной  чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения. Использованные мной методы и приемы помогли детям усвоить и закрепить материал, а мне проявить творчество и инициативу.

Я выполнила все поставленные задачи.

Считаю, что занятия такого рода будут всегда интересными и познавательными, улучшать подготовку детей к школе.



Предварительный просмотр:

Тема «Капелька»

Цель: формирование представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи:

- развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;

- продолжать знакомить с приемами элементарного экспериментирования;

- развивать представления о свойствах воды;

- закрепить знания о разных состояниях воды;

- уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

- обогащать словарь детей;

- учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к водным ресурсам.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе (за облаками, снегом, льдом); беседы о воде; рассматривание картинок о явлениях природы (снег, дождь, град, радуга); чтение художественных произведений о воде; опыты со снегом и льдом; разгадывание загадок о природных явлениях; подвижные и дидактические игры.

Методы и приёмы:

игровой, наглядный, практическая деятельность детей, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой, стакан с молоком, картинки с изображением воды в природе, рисунок-схема «Круговорот воды в природе»; раздаточный материал на каждого ребенка: одноразовые стаканы с водой и без воды.

Ход занятия:

Восп.: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуйте!

Наше солнышко проснулось

И ребяткам улыбнулось.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (дети садятся на стулья )

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?

Дети: Это звуки воды.

Восп.: Сегодня ручей не просто так журчит. К нам приплыла гостья. А кто это вы узнаете из загадки:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. (Капелька)

Капелька принесла нам загадки. Давайте же отгадаем эти загадки.

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …(роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

- Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

ФИЗМИНУТКА Игра «Мы – капельки»

Мы летим, летим, летим,

И увидеть всё хотим,

Погуляем по Земле,

Дождиком прольёмся. (дети идут по кругу)

Погуляйте, капельки,

Летите на Землю. (бег врассыпную)

Побежали ручейки по земле. (бег змейкой)

Жарко стало капелькам. Возвращайтесь домой. (дети подбегают к воспитателю)

- Ребята, а вы знаете о том, что капельки очень любят путешествовать. По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то…идёт дождь.

Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит? (Солнце припекает и капельки испаряются – становятся невидимыми).

Наверху пар опять превращается в капельки воды.

А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).

Вывод: Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

Знакомство со свойствами воды.

Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. (дети рассаживаются за столами).И ты, Капелька, садись вместе с нами. Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

1. Не шуметь

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

Опыт 1. Исследовать воду на вкус.

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А если добавим в стаканчик с водой немного сахара. Что изменится? (Вода станет сладкой). Мы можем изменить вкус воды.

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 2. Исследовать воду на прозрачность.

Восп.: Перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему?

В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода бесцветная, прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 3.Исследовать воду на запах.

Тонкий аромат издают цветы,

Аппетитно пахнут пирожки,

По-особенному пахнет лимон

А понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети: У воды нет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4. Исследовать воду на текучесть.

Восп.: Ребята, у вас два стаканчика - один с водой, другой – пустой. Берём стакан с водой и аккуратно переливаем в другой стакан. Льется вода? Почему? (ответы детей) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода жидкая, может течь.

Восп.: Наше путешествие продолжается. Сейчас мы немного развлечемся, попробуем изобразить капельку с подружками.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром.

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Творческая работа.

- Ребята, давайте подарим воде маленькие капельки - её портреты. Ребята, постарайтесь отобразить в своих рисунках настроение капельки. (Детям раздаются листы бумаги с нарисованными контурами капельки, ребята её дорисовывают).

Подведение итога занятия.

Анализ рисунков. Вывод по занятию:

- Понравилось вам наше занятие-путешествие?

- Какие свойства имеет вода?

- Как нужно относиться к воде? Почему?

- Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Вода какая?

- В каком виде можно встретить воду?

Восп.: Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»

Воспитывать добрые чувства, любовь к людям, животным, милосердие, доброжелательность, желание помочь ближнему, утешить. Развивать находчивость, сообразительность. Направлять волю ребёнка на позн...

Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»

Дать детям понятие, что женщина -мать - солнечный луч в доме каждого доброго человека, труженица, воспитательница, хранительница домашнего очага, живая любовь и нежность. Воспитывать любовь и нежное ч...

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»

итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...