Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
материал на тему
Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством познания, передачи собственного и чужого опыта.
Согласитесь, что для будущего первоклассника чистая и правильная речь является основным фактором успешного обучения в школе. К сожалению, в последнее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с речевой патологией, отягощенной сложной структурой дефекта...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста | 956.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством познания, передачи собственного и чужого опыта.
Согласитесь, что для будущего первоклассника чистая и правильная речь является основным фактором успешного обучения в школе. К сожалению, в последнее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с речевой патологией, отягощенной сложной структурой дефекта.
Коррекционно-развивающий процесс в условиях детсада не позволяет в достаточном объеме автоматизировать и закрепить все звуки, так как дети посещают логопедические занятия не более 2-3 раз в неделю. Помощь и опыт воспитателя в этой ситуации является неотъемлемой частью общего дела.
Могу с уверенностью подтвердить, что педагогический коллектив нашего детсада регулярно выполняет все необходимые рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели регулярно планируют индивидуальную работу с детьми по развитию звуковой культуры речи. Задания по формированию чистой и правильной речи предлагаются всем детям группы.
В эту минуту нам на помощь приходит Ее Величество Игра. Роль игры в жизни ребенка изучали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Подчеркивал неповторимую специфику детской игры Л. С. Выготский, а Л. А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Бесспорно, что именно в игре происходит развитие всех мыслительных процессов, интегративных качеств личности ребенка и, конечно, обогащение речевой сферы. Кроме этого, являясь участником игровой деятельности, дошкольник учится управлять своим поведением: соблюдать правила, сотрудничать с партнерами по игре, делиться радостью победы. В игре происходит не только усвоение общественных норм поведения, но и накопление социального опыта межличностных отношений.
Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем готовые игры, но всегда разрабатываем несколько вариантов для повышения интереса ребенка к игровой деятельности. Этот подход позволяет активизировать у ребенка мыслительные процессы, стимулирует желание проговаривать и осмысливать не только свои, но и действия партнеров по игре. В процессе такой работы была разработана картотека дидактических игр с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).
Предлагаем вашему вниманию игру.
«Рыбаки и рыбки»
Цели и задачи | Оборудование | Ход игры |
Цель игры: развитие связной речи. Обучающая задача: уточнить знания детей по теме «рыбы». Коррекционная задача: формировать фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать и дифференцировать звуки [Р],[ Рь]. Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку. Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры | 1.Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]). 2.Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.). 3.Игрушечные ведерки. 4. Фишки для поощрения. 5. Игровой кубик. | Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на зв. [ Р] [ Рь] . Далее ребенок на удочку «ловит» рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с …(название предмета), или: Мне попалась рыбка с …(название предмета). Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета). Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь], можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше фишек. |
Изображения рыб наклеены на картон, к краю прикреплена канцелярская скрепка.
На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте»
laquo;Дидактическая игракак эффективное средство развития речевой активностив младшем дошкольном возрасте»...
Презентация "Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по данной теме...
Музыкальная логоритмика как средство организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В данном материале представлена краткая информация о методических подходах в организации коррекционной работы с дошкольниками, а так же авторский материал по логоритмике....
Статья "ЛЕГО – конструирование как эффективная технология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
ЛЕГО – конструирование как эффективная технология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагае...
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
консультация для воспитателей от логопедда...
Консультация для родителей «Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой...