Обобщение опыта
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Трепачко Татьяна Петровна

Обобщение опыта по теме самообразования «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 151»

Обобщение опыта на тему:

«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Трепачко Татьяна Петровна

г. Оренбург

2018

       Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.

        Работая в 2017-2018 ученом году в группе детей 4-5 лет, учитывая их возрастные особенности, передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что через использование приемов игры, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация, поступающая в ходе игр всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.

        Моя методическая тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Считаю, что эта тема актуальна тем, что:

  • В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления до числовых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.      

На протяжении учебного года решались поставленные цель по теме самообразования:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста.
  2. Активное воздействие на всестороннее развитие детей:

Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы разработки поставленных задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.                                                                          

Готовя отчёт по самообразованию на тему: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста», я познакомилась с литературой:

1.Фидлер М.А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2014.        

2.Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, »– М.: 2015;        

3.Сербина Е.В. «Математика в детском саду», Просвещение, 2016;        

4.Метлина А.С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2015; 

5.Леушина А.М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2015;        

6.Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Геометрия для малышей». – М.: 2015;        

7.Ерофеева Т.И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2014;

Знакомясь с данной литературой, отметила, что с помощью интересных и увлекательных игр и упражнений можно постепенно и в доступной форме знакомить детей с основными количественными понятиями («больше – меньше», выше – ниже» и т.п.), простейшими геометрическими фигурами.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах.

На протяжение первого квартала 2017-2018 уч.г. я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры». Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.

1. «Дидактические игры «Большой – маленький», «Цвет и форма», «Один – много», «Столько же, больше, меньше»

2.Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».        

3.Дидактическая игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам».        Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»  

4. Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».        

5.Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».        

6.Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».        

7.Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».        

8.Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

9.Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».    

  В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...