Районный семинар для воспитателей: «Практическая основа формирования математических знаний у детей в дошкольном возрасте как фундамент развития мышления»
презентация по математике по теме
Районный семинар для воспитателей:
«Практическая основа формирования математических знаний у детей в дошкольном возрасте как фундамент развития мышления» (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ПАМЯТКИ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 44.57 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.95 МБ |
pamyatka.docx | 22.73 КБ |
ООД по математике | 34.95 КБ |
ООД по математике | 50 КБ |
ООД в подготовительной группе | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 г. Починка
Районный семинар для воспитателей:
«Практическая основа формирования математических знаний у детей в дошкольном возрасте как фундамент развития мышления»
Ст. восп. Андреева Т.Н.
Детский сад- первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит задача- совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение качества подготовки детей к обучению в школе.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема ФЭМП у дошкольников сегодня особенно актуальна.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры является организация эффективных форм учебной деятельности.
Согласно ФГОС ДО вся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. На занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.
Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе .
Именно на занятиях по ФЭМП в большей степени формируются важнейшие интегративные качества.
Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.
Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе семинара составим модель успешного занятия. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 2)
- множество;
- число;
- счётная и вычислительная деятельность;
- величина;
- геометрические фигуры;
- время;
- пространство.
Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования». (Слайд 3)
Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством.
Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.
(Слайд 4) Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. Число имеет 2 значения: количественное и порядковое.
При количественном значении нас интересует количество элементов во множестве. Мы используем вопрос СКОЛЬКО? и счёт начинаем с количественного числительного ОДИН.
При порядковом значении числа нас интересует место числа среди других или порядковый номер элемента во множестве. Используется вопрос КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? и задаётся направление счёту. Используются порядковые числительные, счёт начинается со слова ПЕРВЫЙ.
Когда мы говорим о количестве, не имеет значения направление счёта, предмет, с которого начали счёт. Итоговое число не меняется. При порядковом счёте – итоговое число может меняться.
Цифры — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа.
(Слайд 5) Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.
(Слайд 6) Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.
(Слайд 7) Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.
Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д.
Величина обладает 3 свойствами:
1) сравнимость, осуществляемая:
- наложением,
- приложением,
- измерением с помощью условной мерки,
- сравнением на глаз.
2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.
3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.
Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.
(Слайд 8) Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.
Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.
Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.
Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус...), которые ещё называют геометрическими телами.
Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.
Если поверхность, ограничивающая тело, состоит их плоскостей, то тело называют многогранником. Эти плоскости пересекаются по прямым, которые называются рёбрами, и образуют грани тела. Каждая из граней есть многоугольник, стороны которого являются рёбрами многогранника; вершины этого многоугольника называются вершинами многогранника.
Некоторые многогранники с определённым числом граней имеют особые названия: четырёхгранник – тетраэдр, шестигранник – эксаэдр, восьмигранник – октаэдр, двенадцатигранник – додекаэдр, двадцатигранник – икосаэдр.
Что же такое геометрическая ФОРМА?
Форма – это очертание, наружный вид предмета.
Форма (лат. forma - форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.
(Слайд 9) Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия.
Время имеет свойства:
- текучесть (время не остановить)
- необратимость и неповторимость
- длительность.
(Слайд 10) Пространство - это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния.
Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.
Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования».
(Слайд 11) –Итак, первое колечко в нашей пирамидке
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
(Слайд 12) Разминка: назвать крылатые слова, пословицы и поговорки с числительными.
Для команды Пифагоры
Использование в ОД по ФЭМП ЭТОГО учебно- игрового пособия позволяет детям моделировать важные понятия не только математики, но и информатики. Пособие формирует умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойства с учётом наличия или отсутствия каждого. (Логические блоки Дьенеша)
Для команды Логики
Использование в ОД по ФЭМП ЭТОГО учебно- игрового пособия позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения, развивать умение делить целое на части и измерять объекты условными мерками. Позволяет упражнять детей в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти к сложению, вычитанию , умножению и делению чисел. (Счётные палочки Кюизенера)
Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
(Слайд 13) Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
ООД рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО.
(Слайд 14) К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)
Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.
Различают типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр,
2) занятия в форме дидактических упражнений,
3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.
Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дид. материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.
Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
Вид занятия зависит от программных задач:
1) занятие полностью посвящено изучению нового материала,
2) занятие полностью посвящено повторению,
3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто),
4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!).
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (Высказывания педагогов).
Давайте разберёмся в этих задачах. (Слайд 15)
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
2) развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Таким образом, второе колечко модели успешного занятия –
Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 1)
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются в ООД по ФЭМП? (Ответы воспитателей)
Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
(Слайд 17)
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Перечислите приёмы , используемые в ОД по ФЭМП.
1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но¬вых знаний)- показ реальных предметов.
2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель¬ной работе).
3. Упражнение.
4. Беседа -пояснение, указание, разъяснение (используются для пре-дотвращения, выявления и устранения ошибок).
5. Вопросы к детям.
6. Словесные отчеты детей.
7. Предметно-практические и умственные действия (действия с числовыми карточками и цифрами, схемами, перфокартами….)
8. Контроль и оценка.
9. Дидактические игры.
Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия –
Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд 18)
Разминка “Объясни выражение” (Слайд 19):
- “семи пядей во лбу”;
- “мерить на свой аршин”.
(Слайд 20) Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.
Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
Материал должен быть различным на каждом занятии
Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)
(Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала)
Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд 21)
Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?
Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (Слайд 22)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя
Многократное упражнение детей.
(Слайд 23) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Итак, пятое колечко – Грамотная речь воспитателя (Слайд 24)
На экране вы видите, как выглядит
модель успешной ООД по ФЭМП. (Слайд 25)
И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам стать непосредственными участниками игрового тренинга, выполнив задания которого, вы сможете, может быть, ответить на свои вопросы по затруднениям и выстроить свою систему организации формирования элементарных математических представлений у своих дошколят:
1 задание
Участникам предлагается ответить на вопросы:
1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
Принцип наглядности Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".
Принципы обучения математике
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Деятельностный подход.
- Систематичность и последовательность.
- Прочность.
- Постоянная повторяемость.
- Научность.
- Доступность.
- Связь с жизнью.
- Развивающее обучение.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Коррекционная направленность и др.
2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
- «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
- «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Особенности словесного метода:
Требования к речи воспитателя:
- эмоциональная;
- грамотная;
- доступная;
- четкая;
- достаточно громкая;
- приветливая;
- в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
- в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
- грамотная;
- понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
- с нужными математическими терминами;
- достаточно громкая...
Требования к вопросам воспитателя:
- точность, конкретность, лаконизм;
- логическая последовательность;
- разнообразие формулировок;
- небольшое, но достаточное количество;
- избегать подсказывающих вопросов;
- умело пользоваться дополнительными вопросами;
- давать детям время на обдумывание...
Требования к ответам детей:
- краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
- на поставленный вопрос;
- самостоятельные и осознанные;
- точные, ясные;
- достаточно громкие;
- грамматически правильные...
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
4. Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?
- Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
- Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
- Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
- Вопросы к детям.
- Словесные отчеты детей.
- Предметно-практические и умственные действия.
- Контроль и оценка.
5. Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?
- Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,
- Быть в достаточном количестве.
- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Средства ФЭМП
- Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
- Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
- Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
2 задание
Участникам предлагаются педагогические ситуации.
1) В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
¬ Правильно ли считал ребенок?
¬ Усвоил ли он счет до пяти?
¬ Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки?
¬ В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.
Вопрос:
¬ Что неправильно сделал педагог?
¬ Предложите правильное поведение педагога.
3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
¬ Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
¬ Какие ошибки были допущены воспитателем?
¬ Как нужно правильно организовать это занятие?
4) Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(Ответ: В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего).
А сегодня на семинаре мне понравилось, что педагоги были активными,
Одни привели много примеров пословиц и поговорок, у других получалось быстро склонять числительные. Семинар подошёл к концу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Множество Число Счётная деятельность Вычислительная деятельность Величина Геометрическая фигура Время Пространство Основные математические термины
Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством.
Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. Цифры — система знаков (буквы) для записи чисел (слов).
Счётная деятельность - деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. 2 3
Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания.
Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов
Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.
Время – философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия
Пространство - это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета
Р а з м и н к а : назвать пословицы, поговорки, крылатые слова с числительными
Подготовка к занятию – это продумывание программного содержания продумывание форм организации деятельности детей подбор разнообразного материала
Программные задачи на занятиях по ФЭМП : Образовательные Развивающие Воспитательные Речевые
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета Готовность воспитателя к занятию
Методы обучения на занятиях по ФЭМП : словесные практические наглядные игровые
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета Готовность воспитателя к занятию Выбор оптимальных методов и приёмов
Р а з м и н к а : «Объясни выражение»
Дидактический материал должен быть: в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал художественно оформлен различным на каждом занятии понятен детям соответствовать друг другу
Юные математики
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета Готовность воспитателя к занятию Выбор оптимальных методов и приёмов Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала
Просклонять : 1 команда - 675 шаров 2 команда - 947 стульев И.П. ( сколько?) Р. П. (скольких?) Д.П. (скольким?) В. П.( сколько?) Т. П. (сколькими?) П. П. (о скольких?)
Речь воспитателя должна быть: грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики точной , краткой, чёткой, ясной
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета Готовность воспитателя к занятию Выбор оптимальных методов и приёмов Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала Грамотная речь воспитателя
Модель успешного занятия по ФЭМП
Предварительный просмотр:
I. Значение математики в современном мире и в России
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
С точки зрения Л.С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим образованием дошкольника следует понимать целенаправленный процесс обучения элементарным математическим предс-тавлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования и т.п.) и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Программы по ФЭМП
Программа «Математические ступеньки» (Колесникова Е.В.)
УМК «Предшкола нового поколения»
Программа «Ступеньки» («Школа 2000...»)
Программа «Математика для дошкольников» (Шевелев К.В.)
.
Математика для дошкольников (Белошистая А.В.)
Организация работы на занятиях.
Вся работа опирается на развивающую среду, которую построена следующим образом:
1. Математические развлечения (игры на плоскостное моделирование Танграм и д.р ,задачи-шутки, занимательные задачки)
2. Дидактические игры.
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта ( игры основываются на процессе поиска решений(По ТРИЗ), по развитию логического мышления )
Вот общие методические подходы к организации работы: типовая структура работы с каждым числом:
1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе, образование числа .
2. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе.
3. Рисование на тему числа, выкладывание числового ряда с добавлением нового числа, заселение нового числа , т.е. его цифры в теремок.
4. Лепка соответствующей цифры, игры типа «На что похоже?», работа с трафаретами, выкладывание из счетных палочек, раскраски, штриховка.
5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных тел, выявление, в каких предметах окружающего мира они «живут».
6. Ритмические двигательные упражнения, пальчиковые игры.
7.Развивающие игры.
1.Работа с арифметическим материалом (Ознакомление с образованием нового числа, соотнесение его с цифрой , с количественным и порядковым счетом на занятиях и вне )
Развитие навыков количественного и порядкового счета с помощью сказок , стихов и считалок.
Математические сказки
2. Работа с геометрическим материалом.
3.Развитие логики.
Задания логико-конструктивного характера ( геометрический материал, цифры).
Игры на развитие пространственного воображения (строительный материал; счетные палочки, конструкторы):
Развивающие (т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизера и др.
Загадки, игры на развитие воображения (в том числе - по ТРИЗ – технологии на развитие системного мышления ), логические задачи в стихах, задачи- шутки.
Игры на моделирование на плоскости (“Танграм”).
1. Дети сами изготовляют пособие ( под руководством разрезают на части), знакомятся с частями- фигурами «волшебного квадрата» , распознают их, учатся составлять квадрат.
2.Предложить свободное моделирование по желанию.
3. Моделирование по образцу, копирование .
4. Детям предлагалось изображение, где прорисованы фигуры.
5.Самыми сложными заданиями были задания, где давалось задание – силуэт, где дети самостоятельно должны путем проб, догадок составить его из фигур. Такое задание дается лишь после прочного усвоения детьми способов составления фигурок.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Починка
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФУНДАМЕНТРАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ»
2017
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее:
• Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
• Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
• Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.
• Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж.Ж. Руссо писал: «...чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
• Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольной возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности
. • Обучая детей математике, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).
• Использование средств наглядности должно иметь границы, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, этапу усвоения материала.
• Обучение дошкольников началам математики должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения детьми проблемных задач.
• Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумать, догадаться.
• В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.
• Математика - наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и Связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Починка
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
«Красная шапочка на поляне знаний»
Цель: формирование математических представлений детей.
Задачи:
1) образовательные: формировать представление о порядковом счете в пределах 3, знание о цифрах в пределах 3; закреплять знания о геометрических фигурах.
2)Развивающие: развивать логическое мышление, речь.
3)Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание работать сообща, коллективно.
Материал и оборудование: раздаточный материал (геометрические фигуры), коврографы, круги Луллия, цветы, бабочки, музыкальная шкатулка,
карточки-схемы (дерево, шкатулка, река, дождь, цифры), изображение цифр.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитее, социально-коммуникативное развитие.
Структура мероприятия:
1. Вводная мотивационно-ориентировочная часть (3 минуты)
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.
2. Основная часть (15 минут)
3. Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты)
- самооценка
- положительная оценка педагога
Ход организованной деятельности:
Вводная мотивационно-ориентировочная часть:
У воспитателя звонит телефон. Воспитатель ставит на громкую связь.
Красная Шапочка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Красная Шапочка. Сегодня утром я пошла собирать грибы.
Грибы собрать не торопилась, так в лесу и заблудилась. Попала на поляну знаний, Чтобы выбраться из леса, мне нужно выполнить задания, а я не могу. Помогите мне, пожалуйста, решить задания.
Воспитатель: Кто звонил?
Дети: Красная Шапочка
Воспитатель: А почему она такая расстроенная?
Дети: Заблудилась в лесу.
Воспитатель: Куда она попала?
Дети: На поляну знаний.
Воспитатель: Можем ли мы ей помочь? Как?
Дети: Помочь решить задания.
Воспитатель: Но для того, чтобы найти её, нужно выполнить задания. Вы готовы?..
Итак, мы отправимся по лесным тропинкам на поиски Красной Шапочки.
- Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Дет: На машине, поезде..
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие пешком. Скажите, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не сорить, не шуметь..
Воспитатель: Возьмите за руки, чтоб никто не потерялся…
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Основная часть
Посмотрите, что вы видите на экране? Воспитатель показывает карточку-схему дерево. (на экране)
Воспитатель: Что встретилось на пути к Красной Шапочке?
Дети: Дерево.
Педагог предлагает вниманию детей нарисованное дерево-яблоню, на котором изображены красные и зеленые яблоки.
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Яблоня.
Воспитатель: Яблоки все одного цвета?
Дети: Нет, с одной стороны зеленые, с другой красные.
Воспитатель: Сосчитайте сколько красных яблок?
Дети: три.
Воспитатель: Сколько зеленых?
Дети: два.
Воспитатель: Каких яблок меньше?
Дети: Зеленых.
Воспитатель: Каких яблок больше?
Дети: Красных.
Воспитатель: Нужно сделать так, чтобы яблок было поровну. Как это сделать?
Дети: Добавить еще одно зеленое яблоко.
Ребенок добавляет еще одно яблоко.
Воспитатель: А еще как можно сделать, чтобы было одинаковое количество зеленых и красных яблок? (воспитатель убирает зелёное яблоко, красных яблок становится снова больше).
Дети: Убрать красное яблоко.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве зеленых и красных яблок?
Дети: Их по два, одинаково. А ещё как можно сказать? Яблок поровну. (Если дети затрудняются с ответом, предложить посчитать им красные, а затем зеленые яблоки)
Пойдём дальше.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Что за странная полянка
Воспитатель показывает карточку-схему шкатулка.( на экране)
Воспитатель: Что дальше встретилось на пути?
Дети: Шкатулка.
Воспитатель: Чтобы открыть шкатулку и узнать, что в ней находится, нужно отгадать загадки. Но отгадки лежат на ваших столах.
Садитесь за столы. Вы будете показывать ответы.
Дети садятся за столы, на которых лежат коврографы и цветные шнурки.
Воспитатель: для того что бы выполнить следующее задание вам нужно отгадать загадки
1.Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня?
(квадрат) (дети составляют квадрат из ниток)
2.Нет углов у меня
И похож на солнце я. (круг)
3.Три угла, три стороны
Может разной быть длины (треугольник)
4.Если взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал.
Получился бы? (овал)
Дети отгадывают и выкладывают соответствующие фигуры.
Воспитатель открывает шкатулку и показывает фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал), спрашивает: - Как называется фигура?
Дети отвечают. (квадрат, круг, треугольник, овал)
Ну пойдём дальше.
Воспитатель показывает карточку-схему речка.
Воспитатель: А вот преграда на пути - надо речку перейти. Как же речку перейти?
Дети: По мостику, переплыть на лодке, на корабле.
Воспитатель: Ребята, смотрите с левой стороны речка какая? (узкая), а с правой какая? (широкая), смотрите у меня есть кочки с цифрами, мы положим кочки на узкую сторону речки и перейдем по ним, а что это нарисовано на камушках (цифры), значит их надо положить в правильном порядке, первая цифра какая ( 1), вторая (2), третья (3) . а теперь прыгаем по камушкам через речку. Смотрите, ребята, куда это мы попали? На волшебную полянку. На ней много цветов больших, маленьких. Посмотрите - вот эти цветы. Какие они? (Маленькие), а эти (большие). Посмотрите, а кто это у нас на больших цветах сидит? (бабочки) А сколько у нас цветков? (3) А сколько бабочек (2), а какой цветок без бабочки? А как нам сделать, чтобы было поровну цветков и бабочек (убрать цветок).
А теперь давайте поиграем в бабочек, ребята вы будете бабочками?
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Бабочки проснулись, потянулись,
Крылышки расправили 1-2
Платьишко поправили 1-2
Полетели на лужок
Выпить сладкий - сладкий сок,
Сели на цветок
И цветочную пыльцу с аппетитом ели
Прискакали зайчики прыг-скок (2)
И ловили бабочек хлоп-хлоп (2)
Вот поймали бабочек,
Подул сильный ветерок,
Улетела бабочки.
Воспитатель:Ой ребята, что это за шум?
Педагог показывает карточку-схему дождь. ( на экране)
Дети: Пошел дождь.
Воспитатель: Куда же нам спрятаться от дождя?
Дети: В домик, под зонтик.
Воспитатель: Построим домики, чтобы мы не промокли и не заболели?
Дети выкладывают домики. (Разложены геометрические фигуры, изготовленные из плотных салфеток).
Воспитатель: Из каких фигур вы сделали домик?
Дети: Из квадрата и треугольника.
-Молодцы, ребята. Такие красивые домики получились у вас. Красной Шапочке они, думаю, очень понравятся.
- А теперь посмотрите на экран, там что-то новое появилось
(появляется карточка-схема (кольцо Луллия).
Для выполнения следующего задания вам нужно сесть за столы
Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо помещены цифры, на нижним – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Единица - очень тонкая, как спица. Похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок. Цифра 1 состоит из двух элементов – из длинной прямой палочки и короткой наклонной палочки».
— Два на лебедя похожа:
Шейка есть и хвостик тоже.
Лебедь может подсказать,
Как нам цифру два узнать
Тройка- третий из значков.
Состоит из двух крючков.
Ну что ж, ребята, мы с вами все выполнили задания.
Из-за ширмы тихо выходит Красная Шапочка. Идет на цветочную полянку и собирает цветы в корзинку, начинает звучать песня Красной шапочки, воспитатель обращает внимание детей на Красну. шапочку. Дети подходят к Красной шапочке. Красная шапочка благодарит детей за помощь и раздаёт детям угощение (шоколадные грибочки).
Воспитатель:» А сейчас , ребята , нам пора возвращаться в наш детский садик, давайте закроем глазки и досчитаем до трех. (Дети считают до трех) Вот мы в наше детском саду».
Воспитатель: Как вы думаете, вы справились со всеми заданиями?
Где вы были? Что делали?
Что вам понравилось? Что больше всего запомнилось?
Дети отвечают.
Самоанализ ООД по ФЭМП в средней группе
«Красная шапочка на поляне знаний»
Цель: формирование математических представлений детей.
Задачи:
1) образовательные: формировать представление о порядковом счете в пределах 3, знание о цифрах в пределах 3; закреплять знания о геометрических фигурах.
2)Развивающие: развивать логическое мышление, речь.
3)Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание работать сообща, коллективно.
Материал и оборудование: раздаточный материал (геометрические фигуры), коврографы, круги Луллия, цветы, бабочки, музыкальная шкатулка,
карточки-схемы (дерево, шкатулка, река, дождь, цифры), изображение цифр.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитее, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская
Структура мероприятия:
1. Вводная мотивационно-ориентировочная часть (3 минуты)
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.
2. Основная часть (15 минут)
3. Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты)
- самооценка
- положительная оценка педагога
Предварительная работа: чтение сказок, знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером предметов.
Образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ООД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.
Все элементы ООД логически объединены между собой общей темой «Путешествие в сказку» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе ООД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочное.
Основная часть ООД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.
В заключительной части ООД также использовала игровую проблемную ситуацию – выполнить задания Красной шапочки, чтобы проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию воспитательной задачи. Были сюрпризные моменты (угощение от Красной шапочки). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление, проблемные ситуации на закрепление названий геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), выделение их свойств (форма, размер), закрепление знания количественного счета до 3, соотношение с количеством предметов. Все это способствовало эффективности ООД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.
Материал для ООД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.
Деятельность на ООД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, , загадки, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный раздаточный материал (геометрические фигуры), коврографы, круги Луллия, цветы, бабочки, музыкальная шкатулка,
карточки-схемы (дерево, шкатулка, река, дождь, цифры), изображение цифр
3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);
4. Игровой (сказочное путешествие, задания);
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом (подсказка от Красной Шапочки) или с помощью каких-то предметов , угощения (от Красной шапочки).
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.
Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Поставленные задачи непосредственно образовательной деятельности были выполнены! ООД своей цели достигло!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 г. Починка
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
«Путешествие по сказке»
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- продолжать закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
-продолжать формировать умение правильно отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?», «На котором месте?».
- продолжать упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.
- закреплять название цветов и оттенков;
- учить изображать рыбку нетрадиционным способом – крашеным рисом.
Развивающие:
- развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, желание помочь героям в трудной ситуации.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедиа (слайды с изображением дворца, царя, царевны, злого волшебника, пара- Иван- царевич и Царевна), плакаты с изображением загадок, нарисованная дверь, карточки с изображением овощей и фруктов.
Раздаточный материал: камни с цифрами, изображение рыбы, на котором находится клеевая основа, ключ, разрезанный на части, коробочки с разноцветным рисом.
Структура мероприятия:
1. Вводная мотивационно-ориентировочная часть (5 минут)
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.
2. Основная часть (22 минуты)
3. Рефлексивно-оценочная часть (3 минуты)
- самооценка
- положительная оценка педагога
Ход организованной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети заходят в группу, становятся полукругом. Здравствуйте, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки).
Дети, вы любите слушать сказки? Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Сказка начинается. Стоит дворец и жил в том дворце царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел злой волшебник, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пошел ее искать Иван Царевич. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич выполнит ее задание. Поможем Ивану – царевичу, одному ему не справиться.
Слушайте внимательно загадки Бабы Яги:
Мольберт, на котором стоят карточки с изображением 5-ти овощей: кабачок, морковь, помидор, сладкий перец и огурец.
Воспитатель: «Дети, что вы видите?», « Как назвать одним словом?»
Дети: «Овощи».
Уточняю у двоих детей, какие именно.
Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке., иди, посчитай».
… считает: «Один, два, три, четыре, пять».
Воспитатель: «Молодец, справился с заданием, теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».
Выходит, считает: «Первый, второй, третий…»
Воспитатель: «, какой овощ третий по счету?»
…: «Помидор».
Вызываю, спрашиваю: «, какой овощ второй, четвертый, пятый?»
…отвечает: «Морковь ,сладкий перец, огурец».
Ребята, посмотрите, баба яга поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»
«Какой по счету теперь огурец?»
«Какой по счету помидор?»
«Кабачок?»
Затем заменяю карточку овоща , на карточку с нарисованным фруктом, спрашиваю , что изменилось? И можно ли оставить эту карточку вместе с остальными. Выясняю , что фрукт не может находиться с овощами.
3. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: Вы на славу потрудились и справились с заданием Бабы Яги. Молодцы! Вы помогли Ивану- царевичу.
Баба Яга дала клубочек, который поможет найти замок, в котором томится наша царевна. И отправился Иван - царевич дальше. Катился клубочек, катился, и упал в глубокое синее море. Пригорюнился Иван - царевич, как вдруг, выплывает к нему русалка, и говорит:
- Помогу я тебе, Иван - царевич клубочек достать, но сначала задания мои выполни.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами лежит листок, на котором изображена рыбка. Мы сегодня вместе будем раскрашивать ее. Но не просто раскрасить, а по инструкции. Приготовьтесь внимательно слушать задание. Подходите к столу и посмотрите какого цвета рис в коробках? ( ответы ребят) А теперь слушайте внимательно и выполняйте. (дети подходят по два человека ). Будьте внимательны!
• в левом верхнем углу насыпьте на рыбку оранжевого риса;
• в правом нижнем на рыбку насыпьте рис сиреневого цвета;
• в центре на рыбку насыпьте малиновый рис;
• в левом нижнем белый рис;
• в правом верхнем фиолетовый рис.
Воспитатель: А сейчас проверим.
Каким цветом ты раскрасил рыбку …правом нижнем углу?
Каким цветом получилась рыбка в центре?
Каким цветом получилась рыбка … в левом верхнем углу? И т. д.
- Мы справились с заданием. Теперь русалка очень довольна, что у нее появился новый друг- рыбка. А давайте пригласим русалку на морской берег, немножко отдохнуть.
Физминутка «РЫБКА»
Рыбка рыбке говорила,
Плавниками шевелили:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
Нашла русалка на дне морском клубочек, отдала его Ивану царевичу, и пошел он дальше. Клубочек покатился и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
- Вот и мы с Иваном Царевичем попали в сказочный лес. А там жители лесные встречают. Стали они загадывать Ивану- царевичу загадки, если он их отгадает, то дальше путь свой продолжит, а если нет, то не увидеть ему царевны! Поможем отгадать? Дети: Да!
3 яблока из сада ежик притащил.
Самое румяное белке подарил
С радостью подарок получила белка
Сколько яблок у ежика осталось на тарелке?
Ветер дунул- лист сорвал. И еще один упал
А потом их стало 5, кто их сможет сосчитать?
На полянке у дубка крот увидел 2 грибка
А подальше, у осин, он нашел еще один
Кто ответить нам готов сколько крот нашел грибков?
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Ивану-царевичу отгадать загадки, теперь лесные жители довольны и мы можем идти дальше. Дети. Посмотрите! Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Перед вами лежат камушки, нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.
• покажите камушек с числом больше 4 на 1 (5);
• самое маленькое число (1):
• число, которое меньше 7 на 1 (6);
• число, последующее числу 8(9)
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то только тогда дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он раскололся на мелкие кусочки.
Ребята, чтобы ключик нам собрать, нужно все кусочки отыскать. (Собирают ключ)
Воспитатель: Молодцы, вот и ключ, открываем дверь. Молоды, помогли Ивану - царевичу освободить царевну.
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной «Раз, два, три, обернись, в группе окажись!».
Вот мы и в группе. Ребята, а где мы сегодня с вами побывали? Какому герою сказок помогали? Что мы там делали? А за то, что вы помогли нашим сказочным героям, они вам прислали угощенье.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Д/С №2 г. Починок
Конспект ООД по ФЭМП
Образовательная область "Познавательное развитие".
«Путешествие во времени»
подготовительная группа
2017
Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством познавательных способностей.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять умение пользоваться количественным счетом; прямым и обратным счетом.
- закреплять знания о составе числа в пределах 10;
- закреплять у детей навык ориентировки во времени;
- закреплять умение детей решать простые арифметические задачи на наглядной основе;
- закрепить знание о последовательности дней недели, чисел;
- упражнять в составление числа из двух меньших;
-упражнять в замере предметов при помощи условной мерки;
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность;
-активизировать речь, учить пользоваться математическими терминами;
-совершенствовать навыки учебной деятельности;
- воспитывать интерес к математике.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- интерес к познанию окружающего мира и закономерности развития.
Оборудование: яйцо больших размеров из папье-маше, подборка музыкальных произведений по сюжетам занятия, подборка фотослайдов, цифровые домики, линейка, счётные палочки, макет часов, ёлочная гирлянда.
Ход ООД.
Воспитатель:Ребята, посмотрите как много гостей у нас в группе, давайте дружно поздороваемся. Встаньте в большой ровный круг - создадим друг другу хорошее настроение.
Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись,
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
- Создание проблемно-поисковой ситуации.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Расскажите, пожалуйста, какие интересные места вы посетили?
Дети:Отдыхали на море, в Пржевальском на озере Сапшо.
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам отправиться в одну удивительно интересную страну, жители которой называются китайцы. Как вы думаете, как называется эта страна?
Правильно ребята, эта страна называется Китай.
А на каком транспорте мы можем туда добраться?
Дети: на самолёте, корабле, поезде.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас постарается сконструировать свой вид транспорта.
Плоскостное конструирование транспортных средств из счётных палочек и выкладывание цифры соответствующей количеству палочек.
Дети работают за столами. После того, как дети выполнили задание, задать вопросы:
Какой транспорт построен?
Сколько счётных палочек израсходовано?
Какая цифра получилась?
Молодцы ребята, мы даже не заметили ,как очутились в этой сказочной стране.
Слады 1-6
Воспитатель: Китай очень древняя страна, с очень удивительной культурой, многочисленным населением и множеством тайн и загадок.
Не так давно в Китае археологами была извлечена в горных районах очень необычная находка, разгадать, а вот что это за предмет поручили разгадать вам.
Как вы думаете, что это может быть?
На что это похоже?
Да ребята, это предмет из далёкого прошлого.
А вот, что я нашла в песчаном карьере.
Воспитатель показывает детям яйцо больших размеров.
Ребята, это что?
Дети: яйцо.
Воспитатель: кому оно могло принадлежать? Почему ты так решил?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: ребята, а как можно измерить высоту и ширину яйца?
Дети: при помощи линейки или условной мерки.
Совместно с воспитателем дети производят замеры яйца.
Воспитатель: Чтобы узнать, кому принадлежит яйцо, нам нужно переместиться в прошлое. Но как это сделать?
Ребята, я вам предлагаю путешествие на машине времени, но прежде чем отправиться в полёт нужно выполнить задание.
Воспитатель раздаёт детям карточки на которых под воздействием светового луча проявляется изображение цифры для определения предыдущего и последующего чисел. Дети экспериментируют с ластиком, водой, чтобы увидеть изображение на карточке.
Воспитатель предлагает детям использовать волшебный луч, под воздействием которого проявляется изображение.
Под музыкальное сопровождение дети перемещаются на машине времени и попадают в древний Египет.
Слайд 7-13
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какую страну мы с вами попали?
Правильно, мы с вами попали в древний Египет. Эта страна древних Фараонов, величественных храмов, знаменитых египетских пирамид и горячих песков пустыни.
Воспитатель : Как вы думаете, что это за таблички? Египтяне передавали информацию при помощи специальных иероглифов, а время они научились определять по солнечным часам.
Воспитатель: Как ещё можно определять время?
Мы с вами тоже можем определять время, но по механическим часам, что мы сейчас и сделаем.
Дети определяют точное время по часам на макете часов, сами устанавливают стрелки друг для друга.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: Ребята, вы видели здесь животных, которым могло принадлежать это яйцо? Как вы думаете, какие животные обитают в пустыне? Почему так решили?
Дети: нет. В пустыне обитают верблюды, вараны, змеи.
Воспитатель: А нам пора дальше отправляться в путь на машине времени, но для этого нужно решить задачи:
1.Три яблока из сада Ёжик притащил,
Самое румяное Белке подарил.
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)
2.Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
А ну, сосчитай, сколько мышей
Съели оставленный сыр? (5)
3.Вот 5 зайчат по дорожке идут.
За ними в вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (7)
Воспитатель: Молодцы ребята, наше путешествие продолжается.
Слайд 14-17
Воспитатель: А сейчас мы с вами оказались в древней Руси. Обратите внимание, какие красивые дома строили. Одежда была совсем не похожа на современную.
Воспитатель: Как вы думаете, как назывались люди в старинных доспехах и чем они занимались?
Дети: В те древние времена охраняли Русь богатыри .
Ребята, а вы видите здесь какой-нибудь транспорт?
Правильно ребята. Единственным наземным средством передвижения были лошади.
Воспитатель: как назывались древние постройки в которых жили люди?
Правильно ребята, это были избы и терема.
Дети выполняют задания с числовыми домиками на состав числа.
Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием.
Со времён древней Руси дошли до нас русские народные сказки.
Какие русские народные сказки вы знаете?
Физкультминутка
Колобок, Колобок, дети на корточках идут по кругу
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился бегут на носочках друг за другом
И назад не воротился.
Встретил Мишку, Волка, Зайку - изображают медведя, волка, зайца
Всем сыграл на балалайке.показывают игру на балалайке
У Лисы спел на носу - танцуют присядку
Больше нет его в лесу.разводят руки в стороны.
Воспитатель Ребята, в древней Руси жили животные, которым могло принадлежать это яйцо?
Дети: нет
Воспитатель: тогда нам пора продолжить поиски. Следующее задание: назвать день, число и месяц дня сегодняшнего, вчерашнего и завтрашнего.
Молодцы ребята.
Отправляемся в следующее путешествие.
Слайд 18-20
Воспитатель: Ребята, какое странное место. Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети: в лес
Воспитатель: это очень древний лес Юрского периода. В то время ещё не появился человек, а на земле жили, как вы думаете кто?
Дети: динозавры
Воспитатель:правильно ребята. Яйцо попало к нам из этого времени или нет? Кто может нести яйца?
Дети: птицы, крокодилы и черепахи
Воспитатель:именно эти животные являются потомками динозавров.
Ну а теперь нам пора возвращаться домой. Дети считают от 10 в обратном направлении.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где вам больше всего понравилось? Следующий раз мы с вами опять куда – нибудь отправимся на встречу новым приключениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей «Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей и родителей«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошколь...
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....
«Практическая основа формирования математических знаний у детей в дошкольном возрасте как фундамент развития мышления»
24 ноября 2017 г. в МБДОУ № 2 г. Починка прошло районное методическое объединение для педагогов ДОО Творческой лаборатории «Преемственность» по теме: «Практическая основа ...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...
«Важное в формировании элементарный математических знаний у детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...
Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через игровые приемы
Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через игровые приемыВажнейшим средством интеллектуального развития ребенка является изучение математики в детском саду....