Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через игровые приемы
статья по математике (старшая группа)

Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через игровые приемы

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка является изучение математики в детском саду. Математика является «мощным» средством интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и математических способностей. Успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью.

В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.  Результатами освоения являются общее развитие познавательных процессов. Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т. И. Ерофееву, А. Белошистую, Н. В. Ломову, З. А. Грачеву, М. А. Габову, Махину Н. С. и др.

Все полученные знания и умения закрепляются в игровых приемовах, которым необходимо уделять большое внимание. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В. А.Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. [9, с.43].

При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.

В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур [17, с.53].

Для формирования полноценных интереса к математическим знаниям и развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственную сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учиться рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Широкое применение полученных детьми знаний в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках, во время проведения экологических акций.

Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру-дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума. Эффективность работы в данном направлении обеспечивается тесным творческим взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.

В педагогике накоплен опыт применения дидактической игры в формировании интереса к математическим знаниям. Этот вопрос рассматривали Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения [7, с.43].

Дидактические игры, как отмечает  А.К. Бондаренко, представляют собой разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности [4, с.18].

Основное назначение дидактической игры – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В игровых приемовах есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач, индивидуальной работы с детьми, в свободное от образовательной деятельности время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация игровых приемов:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько - печатные;

в) словесные;

г) игры с геометрическими фигурами;

д) игры на ориентировку в пространстве;

е) игры на логическое мышление.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия и результат. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой непосредственно образовательной деятельности. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Приведем фрагмент занятия.

Воспитатель: Скажите, а вам нравится помогать героям решать их проблемы и загадки?

Воспитатель: Тогда слушайте, какое видеописьмо прислал один мальчик, который скоро пойдет в школу. Не знаете как его зовут?...У него еще друг есть кот и пес…дор.

(Включается ИКТ) «Здравствуйте, дети, я поехал в соседнюю деревню, чтобы посмотреть новый большой дом. Да вот заблудился. Включил Яндекскарту. И что-то запутался. Куда мне идти? Помогите мне найти дом».

Воспитатель вывешивает схему и карточку Дяди Федора на липучке, которого будет перемещать в процессе выполнения заданий.

Воспитатель: Чтобы нам помочь Дядя Федору добраться до дома надо решить первую карточку-подсказку.

Воспитатель читает карточку, на обороте надпись «идти прямо».

Задание 1

Включается ИКТ

Посмотрите пожалуйста какая цифра тут живет (10) . Правильно. Сколько этажей в доме? (10). Давайте подумаем, как нам правильно расселить соседей цифр, чтобы вместе по сумме они получились цифрой пять. Итак - какая соседка должна быть у цифры 1. Выкладываем их. Следующий этаж….

На столе лежат листики с домиком.

- А теперь выполните это задание на ваших листочках.

Дети выполняют.

- Молодцы!

Воспитатель: Посмотрите, на карточке надпись «идти прямо». Перемещает Дядю Федора по схеме. Чтобы нам помочь Дяде Федору надо решить вторую карточку-подсказку.

Вторая карточка.

Помоги Дяде Федору решить, сколько нужно взять еще банок, чтобы Кот Матроскин разлил 10 литров молока. У Кота дома уже есть 6 банок.

Решив данную карточку, дети перемещают Дядю Федора по схеме.

Третья карточка

Помоги Дяде Федору решить, сколько нужно взять еще коробок, чтобы Шарик смог упаковать 7 дынь. У Шарике уже есть 3 коробки. В одну коробку может поместиться только одна дыня.  

Решив данную карточку, дети перемещают Дядю Федора по схеме.

Четвертая карточка

Помоги Дяде Федору разнести письма Печкина. У Печкина было 10 писем. 4 он уже разнес. Сколько осталось разнести Дяде Федору?

Таким образом, решая математические задания, дети прокладывают путь Дяди Федора по схеме, одновременно учатся работать на плоскости и развивают свои пространственные представления.

Из проведённой работы сделан вывод о том, что задания в форме игровых приемов и упражнений: позволяют индивидуализировать работу на непосредственно образовательной деятельности, позволяют давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы

 

  1. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2018. – 169 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_st.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста через игровые приемы

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка является изучение математики в детском саду. Математика является «мощным» средством интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и математических способностей. Успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью.

В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.  Результатами освоения являются общее развитие познавательных процессов. Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т. И. Ерофееву, А. Белошистую, Н. В. Ломову, З. А. Грачеву, М. А. Габову, Махину Н. С. и др.

Все полученные знания и умения закрепляются в игровых приемовах, которым необходимо уделять большое внимание. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В. А.Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Развитие интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. [9, с.43].

При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.

В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур [17, с.53].

Для формирования полноценных интереса к математическим знаниям и развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственную сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учиться рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Широкое применение полученных детьми знаний в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках, во время проведения экологических акций.

Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру-дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума. Эффективность работы в данном направлении обеспечивается тесным творческим взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.

В педагогике накоплен опыт применения дидактической игры в формировании интереса к математическим знаниям. Этот вопрос рассматривали Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения [7, с.43].

Дидактические игры, как отмечает  А.К. Бондаренко, представляют собой разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности [4, с.18].

Основное назначение дидактической игры – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В игровых приемовах есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач, индивидуальной работы с детьми, в свободное от образовательной деятельности время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация игровых приемов:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько - печатные;

в) словесные;

г) игры с геометрическими фигурами;

д) игры на ориентировку в пространстве;

е) игры на логическое мышление.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия и результат. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой непосредственно образовательной деятельности. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. 

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Приведем фрагмент занятия.

Воспитатель: Скажите, а вам нравится помогать героям решать их проблемы и загадки?

Воспитатель: Тогда слушайте, какое видеописьмо прислал один мальчик, который скоро пойдет в школу. Не знаете как его зовут?...У него еще друг есть кот и пес…дор.

(Включается ИКТ) «Здравствуйте, дети, я поехал в соседнюю деревню, чтобы посмотреть новый большой дом. Да вот заблудился. Включил Яндекскарту. И что-то запутался. Куда мне идти? Помогите мне найти дом».

Воспитатель вывешивает схему и карточку Дяди Федора на липучке, которого будет перемещать в процессе выполнения заданий.

Воспитатель: Чтобы нам помочь Дядя Федору добраться до дома надо решить первую карточку-подсказку.

Воспитатель читает карточку, на обороте надпись «идти прямо».

Задание 1

Включается ИКТ

Посмотрите пожалуйста какая цифра тут живет (10) . Правильно. Сколько этажей в доме? (10). Давайте подумаем, как нам правильно расселить соседей цифр, чтобы вместе по сумме они получились цифрой пять. Итак - какая соседка должна быть у цифры 1. Выкладываем их. Следующий этаж….

На столе лежат листики с домиком.

- А теперь выполните это задание на ваших листочках.

Дети выполняют.

- Молодцы!

Воспитатель: Посмотрите, на карточке надпись «идти прямо». Перемещает Дядю Федора по схеме. Чтобы нам помочь Дяде Федору надо решить вторую карточку-подсказку.

Вторая карточка.

Помоги Дяде Федору решить, сколько нужно взять еще банок, чтобы Кот Матроскин разлил 10 литров молока. У Кота дома уже есть 6 банок.

Решив данную карточку, дети перемещают Дядю Федора по схеме.

Третья карточка

Помоги Дяде Федору решить, сколько нужно взять еще коробок, чтобы Шарик смог упаковать 7 дынь. У Шарике уже есть 3 коробки. В одну коробку может поместиться только одна дыня.  

Решив данную карточку, дети перемещают Дядю Федора по схеме.

Четвертая карточка

Помоги Дяде Федору разнести письма Печкина. У Печкина было 10 писем. 4 он уже разнес. Сколько осталось разнести Дяде Федору?

Таким образом, решая математические задания, дети прокладывают путь Дяди Федора по схеме, одновременно учатся работать на плоскости и развивают свои пространственные представления.

Из проведённой работы сделан вывод о том, что задания в форме игровых приемов и упражнений: позволяют индивидуализировать работу на непосредственно образовательной деятельности, позволяют давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2018. – 169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает   логическое  мышление,  формирует   мыс...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

     Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред...