Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ФЭМП: «Первые шаги в математику»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Лебедева Ольга Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в

подготовительной к школе группе по ФЭМП.

 

Тема: «Первые шаги в математику» 

Цель: создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания

Задачи:

Формировать представления о днях недели, месяцах и числах; о пространственных представлениях: слева, посередине, вверху, внизу, за, перед; о составлении арифметических задач и записи их решений с помощью цифр; о геометрических фигурах; об умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

 

Развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

 

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь

 

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская

 

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, игра с мячом, отгадывание загадок

 

Формы организации: групповая, индивидуальная

 

Оборудование: журнал для записи, карточки с цифрами/знаками, конверты с заданиями на каждого ребёнка, карандаши, макеты деревьев, избушка, изображение Бабы Яги, схема для составления арифметических задач, фланелеграф

 

Предварительная работа: решение математических задач, беседа о загородных поездках, разучивание стихотворений о днях недели

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

 

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнёмся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении.

 

Дети здороваются.

 

 

 

 

Улыбаются друг другу

- Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

Она – царица всех наук,

Без неё мы – как без рук,

Научит думать и решать,

И много действий совершать.

Ответы детей - математика

 - Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика».

Путь наш будет непрост, но интересен. Как истинные путешественники, мы будем вести журнал, в который будет записывать всё самое интересное и необычное то, что встретили на пути.

Для начала давайте внесём туда дату нашего путешествия.

 

Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели. Вспоминают названия дней недели:

 

«Первый – понедельник, зайчик рукодельник,

За ним приходит – вторник, соловей задорник,

За вторником – среда, лисичкина еда,

За средой – четверг, волк глазами сверк,

За четвергом – пятница, колобком прикатиться,
За пятницей – суббота, баня у енота,

За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье»

 

-Почему для того, чтобы обозначить число, нам понадобилось две карточки?

Прочитайте, когда мы отправляемся в путь!

Дети отвечают: «22 – число двухзначное, поэтому для записи его нужно 2 знака – цифры»

Дети читают дату отправления

 

  1. Основная часть

 

-Ребята, а на чём же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Дети садятся за столы.

Проводиться игра «Разгадай зашифрованный рисунок»:

-Возьмите игровизоры и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх.

-Что получилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

-Дорисуйте машине двери и колёса.

Дети дорисовывают, переходят к стульчикам в другую сторону группы

 

-А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.

 -Мы едем, мы едем вперёд и вперёд,

Дорога нам новые силы даёт.

Мы едем в машине куда захотим,

И едем так быстро, как будто летим.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд
Машина везёт нас и не устаёт,

Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперёд и вперёд!

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.

-Чтобы не скучать в пути нам, мы будем загадывать загадки и отвечать на весёлые вопросы.

Математические вопросы:

«У бабушки Даши внучка Маша

Кот Петушок, собака Дружок
Сколько у бабушки внуков?

 

Я так мила, я так кругла

Я состою из двух кружочков.
И я довольна, что нашла

Себе таких как вы дружочков.

 

Цифра вроде буква «О»,
Но не значит ничего.

 

Нам вы можете не верить,

Но попробуйте проверить:
Эта цифра – кочерга.

У неё одна нога.

 

От неё ведётся счёт, и за это ей почёт.

Тонкая, как спица, цифра…

 

Острый локоть оттопыря, за тремя идёт…

 

-Сколько дней в одной неделе?

-Сколько пальцев на одной руке?

-Сколько месяцев в году?
-Что наступает раньше: утро или вечер?
-Сколько углов у треугольника? А у круга?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

-Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Весёлый счёт». Его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти своё место.

 

 

 

Садятся на коврик в круг.

Проводиться работа с числовой последовательностью:

-С чего начинается числовой ряд?

-Почему это число первое?

-Какое число называется предыдущим?

-И какое, последующим?

 

 

Ответы детей

-Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее число.

Проводиться игра с мячом «Назови число»

 

Передают мяч, обратно воспитателю, называя нужные числа

-Мы с честью справились со своими заданиями и помогли жителям города. Ребята, вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнём и дальше в путь пойдём.

 

Дети встают с коврика, становятся полукругом

Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умели мы считать,
Отдыхать умели тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим

 

 

 

 

Дети повторяют движения

- Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше. Ой, ребята мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка -  зайдем в неё. Вот это да! Везде развешены какие-то непонятные картинки, схемы. Мы попали в избушку Бабы -Яги. А вот и она сама-Говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с её задачками. Все они будут не простые, заколдованные, как, например, вот эта схема.

 

 

 

 

 

 

Дети переходят по группе, заходят в макет избушки

 

 

 

 

-Что на ней изображено? Сколько их?

-Можно ли по этой схеме составить задачу?

Например: Сестрице Алёнушке яблонька подарила 4 яблока. Но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила 1. Сколько осталось яблок?

 -Давайте запишем решение задачи: 4-1=3

-Что означало число4?

-Что означало число1? А число 3?

-Почему выбрали знак минус?

-Следующая задача:

Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели

5 румяных наливных, один с кислинкой

Сколько их?

-О чем говориться в задаче?

-Что они известно?
-Что надо узнать?

-Давайте запишем решение задачи 5+1=6

-Почему вы выбрали для записи именно знак плюс?

-Прочитайте запись. Назовите части, которые вы соединили. Что получилось? А как еще можно получить это число?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Дети ставят на фланелеграф карточкис изображением цифр и знаков.

 

-Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы_Яги, но она хитрая, не захотела нас просто так отпускать, поэтому завела в запутанный лабиринт. Из каких геометрических фигур он состоит?

Чтобы нам отсюда выбраться , нам нужно посчитать, кол-во геометрических фигур и назвать их.

 

 

 

 

 

Дети считают и называют геометрические фигуры

-Мы уже почти свободны. Мы справились со всеми заданиями. Нужно возвращаться домой, дома нас уже ждут. Ребята, нам нужно найти наши машины. В этом нам поможет один добрый гном, который живёт на этой поляне. Ой, вот только я забыла его адрес, но помню, что он живёт в доме, где дверь не красная, нет забора, а на крыше живёт аист. Попробуйте найти домик нашего друга. -Кто нашел, подойдите и скажите мне на ушко. Итак, под каким же номером находиться нужный домик?

 

 

 

 

 

Дети ходят от рисунка к рисунку и ищут нужный домик

-Нам пора домой

 

  1. Заключительная часть

 

-Что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали?

Ответы детей: решали задачи, считали геометрические фигуры, искали нужный домик, вспоминали дни недели, отгадывали загадки

-Все были большими молодцами! Большое вам спасибо за путешествие!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oi_1.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в

подготовительной к школе группе по ФЭМП.

Тема: «Первые шаги в математику»  

Цель: создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания

Задачи:

Формировать представления о днях недели, месяцах и числах; о пространственных представлениях: слева, посередине, вверху, внизу, за, перед; о составлении арифметических задач и записи их решений с помощью цифр; о геометрических фигурах; об умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, игра с мячом, отгадывание загадок

Формы организации: групповая, индивидуальная

Оборудование: журнал для записи, карточки с цифрами/знаками, конверты с заданиями на каждого ребёнка, карандаши, макеты деревьев, избушка, изображение Бабы Яги, схема для составления арифметических задач, фланелеграф

Предварительная работа: решение математических задач, беседа о загородных поездках, разучивание стихотворений о днях недели

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнёмся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении.

Дети здороваются.

Улыбаются друг другу

- Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

Она – царица всех наук,

Без неё мы – как без рук,

Научит думать и решать,

И много действий совершать.

Ответы детей - математика

 - Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика».

Путь наш будет непрост, но интересен. Как истинные путешественники, мы будем вести журнал, в который будет записывать всё самое интересное и необычное то, что встретили на пути.

Для начала давайте внесём туда дату нашего путешествия.

Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели. Вспоминают названия дней недели:

«Первый – понедельник, зайчик рукодельник,

За ним приходит – вторник, соловей задорник,

За вторником – среда, лисичкина еда,

За средой – четверг, волк глазами сверк,

За четвергом – пятница, колобком прикатиться,
За пятницей – суббота, баня у енота,

За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье»

-Почему для того, чтобы обозначить число, нам понадобилось две карточки?

Прочитайте, когда мы отправляемся в путь!

Дети отвечают: «22 – число двухзначное, поэтому для записи его нужно 2 знака – цифры»

Дети читают дату отправления

  1. Основная часть

-Ребята, а на чём же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Дети садятся за столы.

Проводиться игра «Разгадай зашифрованный рисунок»:

-Возьмите игровизоры и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх.

-Что получилось?

Ответы детей

-Дорисуйте машине двери и колёса.

Дети дорисовывают, переходят к стульчикам в другую сторону группы

-А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.

 -Мы едем, мы едем вперёд и вперёд,

Дорога нам новые силы даёт.

Мы едем в машине куда захотим,

И едем так быстро, как будто летим.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд
Машина везёт нас и не устаёт,

Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперёд и вперёд!

Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.

-Чтобы не скучать в пути нам, мы будем загадывать загадки и отвечать на весёлые вопросы.

Математические вопросы:

«У бабушки Даши внучка Маша

Кот Петушок, собака Дружок
Сколько у бабушки внуков?

Я так мила, я так кругла

Я состою из двух кружочков.
И я довольна, что нашла

Себе таких как вы дружочков.

Цифра вроде буква «О»,
Но не значит ничего.

Нам вы можете не верить,

Но попробуйте проверить:
Эта цифра – кочерга.

У неё одна нога.

 

От неё ведётся счёт, и за это ей почёт.

Тонкая, как спица, цифра…

Острый локоть оттопыря, за тремя идёт…

-Сколько дней в одной неделе?

-Сколько пальцев на одной руке?

-Сколько месяцев в году?
-Что наступает раньше: утро или вечер?
-Сколько углов у треугольника? А у круга?»

Ответы детей

-Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Весёлый счёт». Его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти своё место.

Садятся на коврик в круг.

Проводиться работа с числовой последовательностью:

-С чего начинается числовой ряд?

-Почему это число первое?

-Какое число называется предыдущим?

-И какое, последующим?

Ответы детей

-Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее число.

Проводиться игра с мячом «Назови число»

Передают мяч, обратно воспитателю, называя нужные числа

-Мы с честью справились со своими заданиями и помогли жителям города. Ребята, вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнём и дальше в путь пойдём.

Дети встают с коврика, становятся полукругом

Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умели мы считать,
Отдыхать умели тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим

Дети повторяют движения

- Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше. Ой, ребята мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка -  зайдем в неё. Вот это да! Везде развешены какие-то непонятные картинки, схемы. Мы попали в избушку Бабы -Яги. А вот и она сама-Говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с её задачками. Все они будут не простые, заколдованные, как, например, вот эта схема.

Дети переходят по группе, заходят в макет избушки

-Что на ней изображено? Сколько их?

-Можно ли по этой схеме составить задачу?

Например: Сестрице Алёнушке яблонька подарила 4 яблока. Но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила 1. Сколько осталось яблок?

 -Давайте запишем решение задачи: 4-1=3

-Что означало число4?

-Что означало число1? А число 3?

-Почему выбрали знак минус?

-Следующая задача:

Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели

5 румяных наливных, один с кислинкой

Сколько их?

-О чем говориться в задаче?

-Что они известно?
-Что надо узнать?

-Давайте запишем решение задачи 5+1=6

-Почему вы выбрали для записи именно знак плюс?

-Прочитайте запись. Назовите части, которые вы соединили. Что получилось? А как еще можно получить это число?

Ответы детей.

Дети ставят на фланелеграф карточкис изображением цифр и знаков.

-Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы_Яги, но она хитрая, не захотела нас просто так отпускать, поэтому завела в запутанный лабиринт. Из каких геометрических фигур он состоит?

Чтобы нам отсюда выбраться , нам нужно посчитать, кол-во геометрических фигур и назвать их.

Дети считают и называют геометрические фигуры

-Мы уже почти свободны. Мы справились со всеми заданиями. Нужно возвращаться домой, дома нас уже ждут. Ребята, нам нужно найти наши машины. В этом нам поможет один добрый гном, который живёт на этой поляне. Ой, вот только я забыла его адрес, но помню, что он живёт в доме, где дверь не красная, нет забора, а на крыше живёт аист. Попробуйте найти домик нашего друга. -Кто нашел, подойдите и скажите мне на ушко. Итак, под каким же номером находиться нужный домик?

Дети ходят от рисунка к рисунку и ищут нужный домик

-Нам пора домой

  1. Заключительная часть

-Что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали?

Ответы детей: решали задачи, считали геометрические фигуры, искали нужный домик, вспоминали дни недели, отгадывали загадки

-Все были большими молодцами! Большое вам спасибо за путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Весна шагает по дворам».

Совершенствовать умение детей составлять рассказ с помощью плана – схемы; упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов – антонимов; совершенствоват...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе». Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Приключения Незнайки по дороге в первый класс».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Направлено на закрепление представлений детей о звуках и буквах; закреплении навыка полного фонематического анализа слов, слоговой ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности (образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируе

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Программные задачи:закрепить з...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ»

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеМатематическая квест-игра«В гостях у Королевы Математики»...