"А у шахмат выходной" - конспект совместной деятельности
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
"А у шахмат выходной" - конспект совместной деятельности с детьми 5-7 лет в ОО "Познавательное развитие"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 95» |
«А у шахмат выходной» |
конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» с детьми 5 - 7 лет |
Гусева Ирина Александровна, воспитатель Ярославль, 2017 |
Цель: реализация познавательной активности детей посредством интеллектуальных игр.
Задачи.
- Обучающие.
- Закреплять умение соотносить название фигуры с её внешним видом.
- Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по словесному обозначению её полей соответствующими буквами и цифрами; самостоятельно давать название полям.
- Создавать условия для проявления и закрепления детьми умения делать ходы определёнными фигурами по правилам шахматного боя; самостоятельно определять «подвижность-неподвижность» той или иной фигуры в заданной комбинации.
- Упражняться в решении математических задач, выполнении вычислительных операций. Способствовать уточнению, проявлению и применению знаний детей о порядковых отношениях в натуральном ряду чисел.
- Развивать умение читать схемы, символы, условные обозначения.
- Закреплять умение детей ориентироваться на шахматной доске, упражняться в определении направления диагоналей по словесному обозначению её соответствующими буквами и цифрами.
- Развивающие.
- Развивать способность действовать в уме.
- Развивать воображение, операции мышления, образное мышление, внимание.
- Развивать предпосылки УУД (на протяжении всей деятельности):
- умение действовать при выполнении познавательной задачи;
- умение моделировать ситуацию;
- умение фиксировать достижение результата;
- умение оценивать результат деятельности;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение организовывать свою самостоятельную деятельность.
- Воспитательные.
- Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей.
- Способствовать возникновению желания детей проводить свой досуг с интересом и пользой, показать варианты и разнообразие способов интеллектуального отдыха.
Методы и приёмы.
Наглядные:
- рассматривание;
- сравнение;
- зрительное обследование.
Словесные:
- объяснение;
- инструкция;
- вопросы (открытого типа, на развитие воображения, уточняющие и др.);
- художественное слово;
- рассказ;
- математическая задача.
Практические и игровые:
- практическое упражнение;
- дидактическая игра;
- сюрпризный момент, воображаемая ситуация.
Материалы и оборудование:
- шахматные доски,
- шахматы,
- демонстрационная шахматная доска, фигуры,
- напольный вариант шахматной доски, символы-обозначения фигур,
- карточки к дидактической игре «Гости», маркеры,
- кроссворд «Ход слоном»,
- карточки к дидактической игре «Судоку. Шахматы»,
- карточки с изображением цифр,
- книга «Занимательные задачи».
Этап | Задачи | Методы и приёмы | Ход НОД |
| 2.2 | Воображаемая ситуация Вопросы Рассказ | В группу входит знакомый детям волшебник Тамхаш. Тамхаш: Ребята, вы такие молодцы, смогли расколдовать все шахматные фигуры, и теперь они могут передвигаться по шахматной доске по всем правилам игры. Они каждый день ведут бои, защищая войсками белых и чёрных своих королей. Вы думаете, они делают это без отдыха?! Нет! И у шахмат бывает выходной! Интересно, как они его проводят?.. Чем могут заниматься фигуры в свободное от боя время? Как они отдыхают? Предположения детей. Я предлагаю вам провести выходной в шахматном королевсте. Хотите?! |
| 3.2 1.1 1.2 2.2 1.3 1.5 2.1 2.2 1.5 1.6 2.2 3.1 3.2 1.5 2.2 3.1 2.1 2.2 3.1 3.2 1.4 1.5 2.1 2.2 | Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Вопросы Инструкция Зрительное обследование Дид. упраж-е Рассматр-е Сравнение Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Вопросы Объяснение Дид. упраж-е Матем. задача Худ. Слово Воображ-ая ситуация | Тамхаш: В выходные дни фигуры путешествуют по шахматному королевству, посещают музеи, кинотеатры, ходят в цирк, зоопарк и даже планетарий.
У каждого ребёнка шахматная доска и фигуры (возможен вариант напольной версии шахматной доски, где роли фигур исполняют дети). Тамхаш: Итак, в прекрасный воскресный денёк
Дети выставляют фигуры на указанные поля (или занимают поля напольной доски). Затем самостоятельно по очереди выбирают фигуру, придумывают место её отдыха (бассейн, парк, развлекательный центр и т.п.) и называют адрес (поле). Тамхаш: Пока одни фигуры гуляют по королевству, другие в это время – ходят друг к другу в гости. Хотите узнать, какие фигуры отправились в гости?
Перед детьми карточки с заданной комбинацией фигур. Задача каждого ребёнка – определить, кто к кому идёт в гости и показать стрелками путь. Приложение 1
Тамхаш: В гостях время пролетает незаметно, потому что фигуры проводят его с интересом и пользой. Они очень любят разгадывать кроссворды. А вы? Я предлагаю вам разгадать необычный кроссворд «Ход слоном». Как вы думаете, что в нём необычного? Как ходит слон? (По диагоналям.) Перед детьми кроссворд, где ответы расположены только по белым диагоналям. Педагог называет диагональ (а8-d5,b1-h7 и т.п.), дети находят её и переворачивают все поля названной диагонали. Если диагональ открыта верно, то она образует слово (g8-c4 – ладья, а8-d5 – конь, h5-e2 – слон, b1-h7 – шахматы, e8-g6 – мат, b3-d1 – шах). Найдите, пожалуйста, фигуры, которые загаданы в кроссворде. Поставьте их перед собой. Назовите фигуры, которые не были загаданы в кроссворде (пешка, ферзь, король). Приложение 2 Перед детьми фигуры:
Тамхаш: Перед вами шахматные фигуры. Возьмите по одной. Разделитесь на 2 команды: белых и чёрных. Обращается к каждой из команд: Разделитесь на команды фигур первой горизонтали и второй горизонтали. Т.о., дети делятся на 4 команды:
Команды, подойдите, пожалуйста, к тому столу, обозначение которого подходит к названию вашей команды. Приложение 3 Дети подходят к столам, на которых карточки с условным обозначением команд и дидактической игрой «Судоку. Шахматы»
Тамхаш: Интересный отдых в гостях продолжается, фигуры разгадывают судоку. А вы хотите попробовать? Команды получают поля-карточки «Судоку» и карточки-картинки. Задача каждой команды – как можно быстрее разложить карточки на поле по правилам судоку: так, чтобы изображения не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали, ни в маленьком квадрате. Приложение 4 Тамхаш: Отличный выходной денёк выдался в шахматном королевстве. Вы со мной согласны? Но пора возвращаться. Попасть в королевство легко, а вот выбраться не так-то просто… Для этого вам нужно отгадать мои задачи. Слушайте внимательно и кладите карточку-цифру с правильным ответом перед собой.
Белые фигуры первой горизонтали. Но кони устали и ускакали. Сколько фигур вслед «Вернитесь!» кричали? (6)
Сидели в неволе 3 белые пешки,2 чёрных коня. А кони не ели две целых недели. И бедненьким пешкам спастись уж нельзя! Кони по пешке себе тут же взяли… Сколько фигур на доске устояли? (3) Дети выкладывают перед собой карточки с цифрами 4, 6, 3. Тамхаш: Молодцы! Осталось выложить правильный код! Поставьте цифры в порядке возрастания (увеличения) и вы окажетесь в детском саду. Дети выполняют задание и «оказываются» в детском саду. Входит воспитатель. |
| 3.1 3.2 | Вопросы Рассказ | Педагог: Ребята, а где вы были? Далее диалог продолжается в свободной форме. Дети рассказывают воспитателю о своём путешествии, о трудностях, с которыми они справились, о положительных эмоциях и интересных играх. |
| 3.2 | Сюрприз. момент | Тамхаш прощается и дарит детям книгу «Занимательных задач». |
Приложение 1
Образец карточек для игры «Гости»
Приложение 2
Кроссворд «Ход слоном».
Приложение 3
Карточки условного обозначения команд.
|
|
Приложение 4
Образец карточки для игры «Судоку. Шахматы»
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 95» |
«А у шахмат выходной» |
конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» с детьми 5 - 7 лет |
Гусева Ирина Александровна, воспитатель Ярославль, 2018 |
Цель: создание условий для развития способности детей действовать «в уме».
Задачи.
- Обучающие.
- Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по словесному обозначению её полей, горизонталей, вертикалей, диагоналей соответствующими буквами и цифрами; самостоятельно давать название полям.
- Создавать условия для проявления и закрепления детьми умения делать ходы определёнными фигурами по правилам шахматного боя; самостоятельно определять «подвижность-неподвижность» той или иной фигуры в заданной комбинации.
- Упражняться в решении математических задач, выполнении вычислительных операций.
- Учить соотносить обозначенное поле с фигурой, занимаемой его в начальном положении.
- Закреплять умение соотносить фигуру с её условным обозначением – буквой.
- Развивающие.
- Развивать способность действовать в уме.
- Развивать умение читать схемы, символы, условные обозначения.
- Развивать воображение, операции мышления, образное мышление, внимание.
- Развивать предпосылки УУД (на протяжении всей деятельности):
- умение действовать при выполнении познавательной задачи;
- умение моделировать ситуацию;
- умение фиксировать достижение результата;
- умение оценивать результат деятельности;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение организовывать свою самостоятельную деятельность.
- Воспитательные.
- Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей, выполнять индивидуальные задания, требующие сосредоточенности.
- Способствовать возникновению желания детей проводить свой досуг с интересом и пользой, показать варианты и разнообразие способов интеллектуального отдыха.
Методы и приёмы.
Наглядные:
- рассматривание;
- сравнение;
- показ;
- зрительное обследование.
Словесные:
- объяснение;
- инструкция;
- вопросы (открытого типа, на развитие воображения, уточняющие и др.);
- художественное слово;
- рассказ;
- математическая задача.
Практические и игровые:
- практическое упражнение;
- дидактическая игра;
- сюрпризный момент, воображаемая ситуация.
Материалы и оборудование:
- шахматные доски,
- шахматы,
- цветные полоски бумаги,
- демонстрационная шахматная доска, фигуры,
- напольный вариант шахматной доски,
- мешочек с фигурами,
- схемы для педагога к дидактической игре «Гости»,
- карточки к дидактической игре «Судоку. Шахматы»,
- карточки к дидактической игре «Лабиринт», маркеры, салфетки,
- карточки с условными обозначениями названий фигур,
- мультимедиа аппаратура,
- книга «Занимательные задачи» И.Г. Сухина.
Этап | Задачи | Методы и приёмы | Ход НОД |
Организационно-мотивационный этап | 3.2 2.3 | Воображаемая ситуация Вопросы Рассказ Сюрпризный момент | Слайд 1 Ребята, вы любите отдыхать? А как вы отдыхаете? Я тоже очень люблю отдыхать, но лежать на диване, смотреть телевизор очень скучное и бесполезное занятие. Я предпочитаю отдыхать с умом, с пользой. Догадываетесь как? Шахматные фигуры каждый день ведут бои, защищая войсками белых и чёрных своих королей. Вы думаете, они делают это без отдыха?! Нет! И у шахмат бывает выходной! Интересно, как они его проводят?.. Чем могут заниматься фигуры в свободное от боя время? Как они отдыхают? Я предлагаю вам интересный и полезный досуг провести в шахматном Королевстве… Хотите? Тогда отправляемся в путь. Слайд 2 |
Этап решения проблемной ситуации. Исполнительский этап. | 1.1 2.1 2.3 3.1 1.1 1.4 2.1 2.3 3.1 1.1 2.1 2.3 3.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 1.1 1.5 2.1 2.2 2.3 3.1 2.1 2.2 2.3 3.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 1.3 2.1 2.3 3.1 | Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Воображаемая ситуация Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Сравнение Вопросы Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. упраж-е Воображаемая ситуация Объяснение Зрительное обследование Дид. упраж-е Рассматр-е Сравнение Показ Вопросы Рассматр-е Сравнение Дид. упраж-е Объяснение Объяснение Инструкция Зрительное обследование Дид. игра Дид. упраж-е Рассматр-е Вопросы Объяснение Дид. игра Рассматр-е Зрительное обследование Сравнение Рассказ Воображаемая ситуация Инструкция Дид.упраж-е Зрительное обследование Объяснение Математич. задача Худож. слово Воображаемая ситуация |
У каждого ребёнка шахматная доска и цветные полоски бумаги, имеющие размер одной горизонтали/вертикали. Итак, идите за мной и прокладывайте путь с помощью цветных дорожек. Слушайте внимательно! Сначала мы пойдём по:
Прекрасно! Слайд 3 А вот и шахматное Королевство! Дети подходят к напольной версии шахматной доски. Поиграем?!
Молодцы!
Дети вытягивают из шахматного мешочка по 1 фигуре. Никому её не показывают. Затем педагог называет поля в хаотичном порядке. Ребёнок занимает поле «своей фигуры», если услышал его обозначение. Задача других – догадаться, какая фигура в руке у ребёнка. Дети садятся за столы. Слайд 4
У каждого ребёнка шахматная доска и фигуры. В выходные дни фигуры путешествуют по шахматному королевству, посещают музеи, кинотеатры, ходят в цирк, зоопарк и даже планетарий. Итак, в прекрасный воскресный денёк
Дети выставляют фигуры на указанные поля. Затем самостоятельно по очереди выбирают фигуру, придумывают место её отдыха (бассейн, парк, развлекательный центр и т.п.) и называют адрес (поле). Слайд 5 Пока одни фигуры гуляют по королевству, другие в это время – ходят друг к другу в гости. Хотите узнать, какие фигуры отправились в гости?
Педагог на демонстрационной доске выстраивает определённую комбинацию фигур. Задача детей – определить, «кто к кому идёт в гости» и поднять нужную фигуру.(Слон к ладье, поднять слона.)
Я вам предлагаю отправиться в гости к фигурам. Хотите? Но домики у фигур маленькие, все мы не поместимся. Что будем делать? (Разделимся на группы.) Перед детьми карточки с изображением обозначений фигур:
Перед вами карточки. Возьмите по одной. Посмотрите внимательно и определите каждый для себя – обозначение какой фигуры на вашей карточке. И подойдите к тому домику, в котором «живёт» ваша фигура. Т.о., дети делятся на 4 команды:
Приложение 1 Дети подходят к столам, на которых карточки с условным обозначением команд и дидактической игрой «Судоку. Шахматы» Слайд 6
В гостях время пролетает незаметно, потому что фигуры проводят его с интересом и пользой. Они очень любят разгадывать судоку. А вы? Команды получают поля-карточки «Судоку» и карточки-картинки. Задача каждой команды – как можно быстрее разложить карточки на поле по правилам судоку: так, чтобы изображения не повторялись ни по горизонтали. Приложение 2 Отличный выходной денёк выдался в шахматном королевстве. Вы со мной согласны? Но пора возвращаться. Попасть в королевство легко, а вот выбраться не так-то просто… Предлагаю полететь на ракете. Слайд 7
Перед детьми карточки с заданиями. Задача каждого ребёнка добраться до ракеты, минуя мины по правилам хода ладьи или слона. Приложение 3 Ну что, все в ракетах? Что-то не взлетаем… Нужно набрать код, цифры которого – это ответы на задачи. Слушайте внимательно! Дети решают задачи, и выкладывают карточки с цифрами.
Белые фигуры первой горизонтали. Но кони устали и ускакали. Сколько фигур вслед «Вернитесь!» кричали? (6)
Сидели в неволе 3 белые пешки,2 чёрных коня. А кони не ели две целых недели. И бедненьким пешкам спастись уж нельзя! Кони по пешке себе тут же взяли… Сколько фигур на доске устояли? (3) Слайд 8 На экране сигнал: Код набран верно! Счастливого пути! Слайд 9-10 Дети «летят» в детский сад. |
| 3.2 | Вопросы Рассказ | Заходит младший воспитатель: Извините, товарищи шахматисты, что отвлекаю вас, я услышала какой-то странный звук и решила проверить, всё ли у вас в порядке. Педагог: Елена Сергеевна, это, наверное, звук ракеты, на которой мы прилетели. М.в.: Откуда??? Где вы были??? Далее диалог продолжается в свободной форме. Дети рассказывают воспитателю о своём путешествии, о трудностях, с которыми они справились, о положительных эмоциях и интересных играх. |
| 3.2 | Сюрприз. момент | Педагог дарит детям книгу «Занимательных задач». |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
Цель:1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)
конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)...
Конспект совместной деятельности взрослых и детей творческая мастерская с родителями "Шахматы из пластиковых бутылок"
Конспект совместной деятельности взрослых и детей творческая мастерская с родителями "Шахматы из пластиковых бутылок"...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность
Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....