Проект в подготовительной группе "Волшебные палочки Кюизенера"
проект по математике (подготовительная группа) на тему

 Надежда Евгеньевна Зонова  (Иликбаева)

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

 

Задачи (чему можно обучить детей):

•      познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

•      познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

•      познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

•      осваивать прямой и обратный счет.

•      познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

•      помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

•      научить делить целое на части и измерять объекты.

•       развивать творческие способности, воображение, фантазию, способ­ности к моделированию и конструированию.

•      развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

•       развивать логическое мышление, внимание, память.

•       воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 55.13 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Евгеньевна Иликбаева,C:\Users\Надежда\Pictures\2015-04-05\1062808386 (2).jpg

воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Проект в подготовительной группе

«Волшебные палочки Х. Кюизенера»

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются помощью напряжения всей активности его собственной мысли»

                                                                Л.С.Выготский.

Вид проекта: познавательно - творческий

Проблема: Наблюдение за воспитательно - образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы.

Однако из всех рассмотренных математических пособий, палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.

Актуальность:

Развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, т.к. они активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей со способами и приемами работы с  палочками Кюизенера.

Срок реализации проекта: 1, 5 месяца.

Участники проекта:  воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Задачи

  • учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
  • учить счету предметов;
  • осваивать количественный состав чисел от 1 до 10 с помощью счетных палочек Кюизенера;
  • осваивать прямой и обратный счет;
  • осваивать действия: сложения, вычитания, деления на части, сравнивания чисел;
  • учить применять палочки в решении примеров и задач;
  • упражнять в плоскостном конструировании по схеме;
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний: величин, сравнения величин, состава числа, последовательность чисел натурального ряда, составом чисел, прямой и обратный счет.

2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.

3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.

Результат (продукт) проектной деятельности:
1. Создание буклета для родителей и педагогов «Игры с палочками Кюизенера»;
2. Презентация проекта: показ открытого занятия с применением палочек Кюизенера «Поможем Буратино» педагогам ДОУ;

3. Показ открытого занятия с применением палочек педагогам МАОУ СОШ.

4. Проведение мастер-класса для родителей «Игры с палочками Кюизенера»

Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).

Знакомство с палочками начали с игр, которые способствуют запоминанию цвета и значению чисел. Придерживались следующих принципов в процессе реализации проекта.

  • В самом начале важно запомнить правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
  • Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
  • Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Дидактические игры и упражнения, реализованные в проектной деятельности:

  1. Игра «Назови число-найди палочку»

Цель: закрепить умение соотносить количество с цифрой

  1. Измерение с помощью палочки-мерки.

Цель: учить измерять объекты, знакомить с условными мерками.

Игры по ФЭМП:

  1. Игра «Составь число»

Цель: знакомить с составом чисел

а) из двух меньших

б) из трех меньших              

в) из любого количеств.

4. Игра «Больше - меньше»

Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое обозначает.

5. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части

Упражнения

  • Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).
  • Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому.

Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.

  • Чему же равно 3/3 части?
  • А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?
  • После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой.

6. Решение примеров с помощью палочек.

7. Конструирование из палочек по схемам.

Вывод:

Палочки Кюизенера способствуют формированию элементарных математических представлений у детей. Дети овладевают способностью оперировать с арифметическими знаками, определять состав числа в пределах 10, делить целое на части, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, освоили понятие условной мерки.

Литература:

  1. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения для детей 5-7 лет, Л. Д. Комарова, «Гном», 2008 г.
  2. Методические пособия «На золотом крыльце». Игры со счетными палочками Кюизенера, СПб., «Корвет».
  3. Альбом – игра. Для детей 3-5 лет. Дом с колокольчиком.
  4. Альбом – игра для детей 2-3 лет. Волшебные дорожки. Б. Б. Филькейштейн.

Приложение

Игры с палочками Кюизенера:

1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.

14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.

16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.

17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.

18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...

Образовательный проект (занимательная математика) "Волшебные палочки Кюизенера" (младшая группа)

Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растёт и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных...

Консультация для воспитателей по мини-проекту «Волшебный мир с палочками Кюизенера»

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, методика проведения универсальна, потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Палочки К...

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера»

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки...