Проект. Тема: «Палочки Кюизенера, как средство развития математических способностей у дошкольников» или «Волшебные палочки Кюинзера»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Ягодка»
Проект.
Тема: «Палочки Кюизенера, как средство
развития математических способностей у дошкольников»
или «Волшебные палочки Кюинзера»
Воспитатель:
Смальченко Н.М.
Саратов
Аннотация: Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителями по внедрению в образовательный процесс современной образовательной технологии. Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника, которые предлагаются в игровой форме.
Основное правило: от простого к сложному – способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяют кругозор, пробуждается интерес к познанию нового.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Актуальность: математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что – то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, её понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата.
Гипотеза: Какова система работы по развитию математических представлений у дошкольников с использованием современной педагогической технологии - палочек Кюизенера?
Цель проекта: Развитие элементарных математических представлений детей подготовительной группы посредством использования палочек Кюизенера.
Задачи проекта:
1. Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».
2. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера.
3. Повышать у дошкольников интерес к математике.
4. Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера; использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
5. Развивать пространственное мышление, воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.
6. Использовать палочки в коррекционной работе, в изодеятельности, в театрализации, экспериментировании, в конструировании.
7. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
8. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.
Основное содержание: беседы, наблюдения, игры, поисковая работа (из различных источников информации), экспериментирование.
Тип проекта:
- по продолжительности: долгосрочный;
- по виду деятельности: познавательно – творческий;
- по количеству деятельности: подгрупповой;
- по профилю знаний: межпредметный.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Формы организации проекта: НОД (ФЭМП, конструирование), консультации, презентации, папка-передвижка, индивидуальная работа.
Условия реализации проекта:
1. Соблюдение правил безопасности.
2. Оснащённость материалами, оборудованием.
Этапы реализации:
1. Подготовительный (определение цели и задач проекта; изучение литературы по возрасту; разработка план-графика реализуемого проекта; создание необходимых условий для реализации проекта; накопление методических материалов
2. Основной (внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по использованию палочек Кюинзера)
3. Заключительный (мониторинг математического развития детей; оформление презентации проекта «Волшебные палочки Кюизенера)
Ожидаемые результаты:
Дети:
- развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, классификация);
- совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
- успешное обучение моделированию, конструированию, группированию по цвету и величине;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- развитие интереса к новым дидактическим играм, к математике.
- воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Педагоги:
- реализация основной цели проекта;
- осуществление инновационной деятельности;
- систематизация знаний детей о палочках Х. Кюизенера;
- повышение педагогической компетенции воспитателей,
Родители: обогащение знаний о палочках Х. Кюизенера
Перспективы дальнейшего развития: данный проект предназначен не только для занятий математикой, но и используется для освоения других образовательных программ. Используя его, педагоги смогут проектировать собственные занятия и другие виды образовательной деятельности.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей: - «Что такое палочки Кюизенера и как с ними работать?» - «Примеры развивающих игр и занятий с палочками Кюизенера»
2. Беседа: «Разноцветные палочки Кюизенера. Играем и развиваемся в детском саду и дома».
3. Анкета для родителей «Зачем ребенку математика?»
Литература:
1. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
2. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
4. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2015.
5.Интернет ресурсы.
План реализации проекта
Месяц | Работа с детьми: название задания и задачи | Работа с родителями |
Сентябрь (цвет) |
Цель: Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине | Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии. |
Октябрь (цвет, длина) |
Цель: Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек. | Групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями работы по интеллектуальному развитию дошкольников. |
Ноябрь (цвет, длина, высота, ширина, схема) |
| Консультация для родителей «Как реализовать современную образовательную технологию - палочки Кюизенера в дошкольных учреждениях с участием родителей». |
Декабрь (цвет, длина, высота, ширина, схема, пространственное соотношение) |
Цель: Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру. | Буклет для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?» |
Январь (цвет, длина, высота, ширина, величина, сравнение, схема, геометрические фигуры |
Цель: Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи. | Наглядно-информационная памятка «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
Февраль ( длина, высота, сравнение, количество, счёт) |
Цель: Упражнять в счете в пределах 10познакомить с образованием числа 6. Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10. | Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем». |
Март (Закрепление) |
Цель: Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделирование по замыслу. | Семейный досуг «На улице разноцветных палочек». |
Апрель (Закрепление) |
Цель: Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно | Игра с участием родителей и детей «Играем вместе». |
Май (Мониторинг) |
Цель: Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу. | Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера. Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели. |
Заключение
Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта. Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителями по внедрению в образовательный процесс современной инновационной технологии. Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника, не теряя приобретённые навыки; задания предлагаются в определённом порядке в игровой форме, которые помогут решать любую умственную задачу, найти пути решения, позволяют проводить корректирующую работу с детьми. Основное правило: от простого к сложному - способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяют кругозор, пробуждается интерес к познанию нового.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников".
Опыт работы с палочками Кюизенера....
Презентация "Палочки Кюизенера,как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов и родителей, желающих в интересной нетрадиционной форме, через игру познакомить ребят с составом числа 10 из 2-х и более меньших. Трудная,неинтересная таблица сложе...
Презентация "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"
Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математически...
Презентация на тему "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"
Игровое обучающие пособие«Цветные счетные палочки Кюизенера» В наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математиче...
Опыт работы Тема: «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
Актуальность Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, един...
Проект "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников"
Представлен паспорт проекта и презентация к проекту "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников" (старшая группа)....
Консультация для родителей "Счетные палочки Кюизенера, как средство развития математических способностей дошкольников"
Счетные палочки Кюизенера как дидактическое материал в освоении математических представлений детей дошкольного возраста....