Совершенствовать навыки счета в пределах 10. (Тема недели: "Женский день")
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Полякова Наталия Александровна

Конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  № 26

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: « Познавательное развитие»  (ФЭМП)

Старшая группа

Тема: «Совершенствовать навыки счета в пределах 10».

Тема недели: « Женский день».

Воспитатель: Полякова Н.А.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

- Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

- Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

- Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание, зрительную и слуховую память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, общей и мелкой моторики.

Воспитательные:
-  Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща.

Оборудование:

Демонстрационный материал.  2 квадрата разного цвета, 2 прямоугольника синего цвета, 2 треугольника красного цвета, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф, «Солнышко».

Раздаточный материал. Квадраты из цветной бумаги, ножницы, клей, салфетки для клея, листы голубого цвета, листы с букетами для мам, цветные карандаши.

Словарная работа:  вперед – назад, направо – налево, весна, 8 марта, праздник, ручейки, капель, кораблики.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое развитие.

Ход НОД:

Воспитатель:  Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите за окно. Что на улице мы видим?

Дети: Солнце, снег тает.

Воспитатель:  Правильно. А что можно услышать за окном, прислушайтесь внимательно?

Дети: Птицы поют, капель.

Воспитатель: Молодцы. А что такое капель?

Дети: Это когда солнце начинает пригревать, снег тает, превращается в воду и капает с крыш: «кап-кап!»

Воспитатель:  А, как вы думаете,  что все это означает?

Дети: Это значит, что к нам пришла весна!

Воспитатель: Хорошо. А когда приходит весна? После какого времени года?

Дети:  Весна приходит после зимы.

Воспитатель: А какое время года у нас наступит после весны? Кто вспомнит?

Дети: После весны к нам придет лето. Будет тепло!

Воспитатель: Давайте вспомним, как называется первый месяц весны?

Дети: Март.

Воспитатель: А сколько всего весенних месяцев, давайте, их перечислим.

Дети: Всего три весенних месяца: март, апрель, май!

Воспитатель: А какой у нас в марте праздник?

Дети: 8 марта.

Воспитатель:  Кого в этот день мы поздравляем?

Дети:  В этот день мы поздравляем с праздником весны наших любимых мам!

Воспитатель:  Молодцы, ребята!

Знают взрослые и дети, знают все на белом свете,

                                Знаю я, и знаешь ты…Мамы любят что???

Дети: Цветы!!!

Воспитатель:  А давайте мы подарим мамам по букету цветов?

Дети: Да!

Воспитатель: А для того, чтобы их передать мамам, нам нужно построить кораблики, ведь на улице тает снег, потекли ручейки, по которым можно пустить кораблик и он доплывет до наших мам! Сделаем?

Дети:  Да!

Игровое упражнение «Деление квадрата»

На фланелеграфе 2 квадрата, разделенные на части двумя способами: на 2 прямоугольника и 2 треугольника.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, что у меня здесь находится?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: А он один или их несколько?

Дети: На доске два квадрата.

Воспитатель: А квадраты эти чем-то отличаются друг от друга?

Дети: Да, один из квадратов синий, а другой квадрат красный!

Воспитатель:  Посмотрите, если я переверну квадрат, что-то поменяется?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете, почему, если я буду крутить – вертеть квадрат из стороны в сторону фигура никак не изменится?

Дети: Потому что у квадрата все стороны равны.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сейчас разделю синий квадрат на две части. Какие фигуры у нас получились?

Дети: Квадрат состоит из двух прямоугольников.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, эти прямоугольники, какие?

Дети: Прямоугольники одинаковые.

Воспитатель: А если я наложу один прямоугольник на второй, что получится?

Дети: Получится один прямоугольник.

Воспитатель:  Как мы поделили квадрат?

Дети: На две равные части.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А как еще можно поделить квадрат?

Дети: Квадрат можно разделить на два треугольника?

Воспитатель: Давайте посмотрим!  (Воспитатель делит на фланелеграфе красный квадрат на 2 треугольника).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня получились треугольники?

Дети: Треугольники тоже получились одинаковые, равные.

Воспитатель: Катя, попробуй наложить один треугольник на другой, что получится? (Воспитатель вызывает к фланелеграфу одного из детей, затем по очереди еще 1-2 х детей, чтоб попробовали поделить и сравнить фигуры).

 Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, сколько частей получилось при делении каждого квадрата?  Как можно назвать каждую часть?

Дети: При делении синего квадрата получилось 2 прямоугольника, а при делении красного квадрата получилось 2 треугольника.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это половинка квадрата, а это квадрат, что больше: целый квадрат или одна его часть?  Что меньше: часть квадрата или целый квадрат?

Дети: Целый квадрат состоит из 2 частей, значит он больше, чем часть. А меньше часть квадрата.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать лодочки?

Дети: Да.

А сейчас давайте немножко разомнемся!

Физкультминутка: «Пришла весна!»

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна!      Хлопают руками над головой

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна.     Делают повороты туловища

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет.          Ходьба на месте

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет.         Машут обеими руками к себе

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит.          Щелкают пальцами рук

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит.         Потирают ладони

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов.       Из пальцев делают бутон,

И все живое сразу слышит

Весенний зов.        Сжимая и разжимая пальцы.

Игровое упражнение «Строим  лодочки» 

Воспитатель предлагает детям из квадратов сделать заготовки для лодочек, разделив их так, как показано на образце (квадрат, разделенный на 2 прямоугольника).

Сначала, давайте подготовим к работе наши пальчики: Пальчиковая гимнастика:

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, воду с ручек вытираю,

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу,  ни словечка не скажу.   (Движения в соответствии с  текстом)

Воспитатель: Не забываем и про технику безопасности! Давайте, еще раз вспомним, как мы работаем ножницами?

Дети:  Ножницы мы передаем от себя кольцами вперед, лезвие у нас в руке, в закрытом состоянии, когда мы не пользуемся ножницами, необходимо их поставить в стаканчик острием вниз.

Воспитатель: Молодцы!

 После выполнения задания уточняет: «Какие фигуры у вас получились? Сколько частей получилось при делении квадратов? Как можно назвать каждую часть?»

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует осанку, как правильно держат ножницы кисти, не забывают ли протирать лишний клей салфеткой; аккуратность выполнения работы (расположение объектов на листе…)

Воспитатель: Ребята, мы с вами подготовили части для нашего коробля,  из которых мы будем делать что?

Дети: Парус и сам кораблик.

Воспитатель: Правильно! А теперь, нужно у прямоугольников срезать с двух сторон уголки, вот так (воспитатель показывает на своем образце). Осталось наклеить нашу лодочку на голубой лист бумаги, так как наша лодочки поплывет по ручейку, а вода в нем голубая!

Затем дети срезают углы у прямоугольников и располагают лодочки на листе цветной бумаги. (Аппликацию можно закончить вне занятия).

Игровое упражнение «Кораблики уходят в море»

На фланелеграфе 10 корабликов разного цвета.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько всего корабликов уходит в море?

Дети: Десять.

 Воспитатель: В каком направлении вы считали?

Дети: Слева на право

Воспитатель: Посчитайте теперь кораблики справа налево.  Сколько всего корабликов?

 Дети: Десять.

Воспитатель: Изменилось ли число корабликов?

Дети: Нет, число корабликов осталось таким же.

Воспитатель: Правильно, не изменилось.

 А теперь посчитайте кораблики по порядку, слева направо, называя цвет и порядковое место кораблика.

Дети: Считают кораблики, называя цвет каждого.

Воспитатель: Который по счету желтый кораблик?

Дети: Желтый кораблик по счету третий.

Воспитатель: Посчитайте кораблики по порядку справа налево, называя цвет и порядковое место. Изменилось ли порядковое место желтого кораблика?

Дети: Да, желтый кораблик стал по счету восьмым.

Воспитатель: Порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо.

Давайте повторим еще раз, как мы считаем правильно?

Дети: Правильно считать слева направо.

 Упражнение «Цветы для мамы»

Воспитатель: Итак, ребята, нужно нашим мамам приготовить букеты цветов и отправить их, пока ручейки не замерзли и снова не превратились в лед, ведь наши кораблики готовы.

Воспитатель раздает каждому ребенку листочек бумаги, на котором точечно изображен букет тюльпанов.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие цветы у нас изображены?

Дети: тюльпаны.

Воспитатель: А каким цветом мы будем их раскрашивать? Какого цвета  бывают тюльпаны?

Дети: Тюльпаны это весенние цветы, они бывают разного цвета: желтые, красные, розовые…

Воспитатель: А из каких частей состоит каждый цветочек!?

Дети: У цветов есть стебель, листья и сам цветочек – бутон.

Воспитатель: Молодцы, приступаем к созданию букетов. Раскрашивайте аккуратно, красиво, чтоб порадовать наших любимых мам!

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует осанку, как правильно держат карандаши, аккуратность выполнения работы.

http://www.detiseti.ru/images/library/tasks/depict/buket.jpgC:\Users\Admin\Downloads\20180307_095600.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\20180307_095531.jpg

Игровое упражнение «Маршрут корабликов».

Воспитатель: Итак, ребята, наши кораблики готовы, букеты для мам «собраны», пора их отправлять в путь!

Воспитатель: Адмирал прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть кораблики, чтобы доставить цветы мамам.

Воспитатель: называет направление движения: «Вперед, налево, направо, задний ход, „Стоп, кораблик“». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя.

При большом количестве детей упражнение можно организовать по подгруппам. Давайте, отправим теперь наши кораблики, «Удачного вам плавания!!»

Рефлексия: 

Ребята, мы такие сегодня молодцы, так много сегодня мы с вами успели сделать, расскажите мне, пожалуйста, что вам особенно понравилось на занятии?

Посмотрите на ваши работы,  какую работу можно отметить за аккуратность? (Ответы детей). Вы отлично справились с заданием!

Итог:

- Что же мы сегодня нового узнали?

- Какие задания с вами выполняли? (Ответы детей)

- К какому празднику мы подготовились?

- Что вам больше всего понравилось? Что оказалось трудным? (Ответы детей)

- Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее)

- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

Но я вам предлагаю оценить наше сегодняшнее занятие, смотрите, на доске у нас появилось солнышко!!! (Воспитатель переворачивает фланелеграф, на другой стороне которого прикреплено изображение солнышка с улыбкой). Но приглядитесь, у него чего-то не хватает…

Дети: У солнышка нет лучиков!

Воспитатель: Правильно! Пусть каждый из вас прикрепит лучик желтого или голубого цвета. Желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. (Дети разбирают лучики из цветной бумаги, крепят их к солнышку!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе Тема: «Совершенствование навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу»

Тема:   «Совершенствование  навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу»Педагогические цели:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в с...

Конспект занятия по ФЭМП старшая (разновозрастная) группа Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу

Цель:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.Продолжать формировать представление о том, что предмет ...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Тема: «Совершенствование навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу»

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.Продолжать формировать представление о том, что предмет можно...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Совершенствование навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу».

Конспект занятия по математике в старшей группе «Совершенствование  навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу». Провела Седова О. А. 11.05.2021.-...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Совершенствование навыков счета в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Совершенствование навыков счета в пределах 10»Цель: Создать условия для детей самостоятельно выполнять задания, развивать сообразит...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Совершенствование навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу».

Конспект занятия по математике в старшей группе «Совершенствование  навыков счета в пределах 10 и упражнение в счете по образцу»....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Совершенствовать навыки счета в пределах 10»

Тема.  Совершенствовать навыки счета в пределах 10.Цель.  Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.Задачи: Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в предел...