Учебно-наглядное пособие "Математическое поле"
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа) на тему

Невмержицкая Мария Александровна

Актуальность

         Учебно-наглядное пособие «Математическое поле» направлено на формирование осознанной мотивации для расширения математических представлений у дошкольников 5-7 лет. Может применяться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

         Основной формой использования пособия является игра. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, посредством которой он органично развивается. Именно через игровую деятельность можно решить различные образовательные задачи, в том числе и математического содержания. Использование игрового пособия позволяет активизировать детей, побуждает и стимулирует их к учебной деятельности.

Цель:

         закрепление элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе групп с помощью игрового пособия.

Задачи:

  • закрепить у детей знания о составе числа из двух меньших чисел;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • формировать умение ориентироваться на «математическом поле» с опорой на план-схему;
  • совершенствовать навыки игрового взаимодействия и коммуникативные умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-naglyadnoe_posobie_matematicheskoe_pole.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Актуальность

        Учебно-наглядное пособие «Математическое поле» направлено на формирование осознанной мотивации для расширения математических представлений у дошкольников 5-7 лет. Может применяться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

        Основной формой использования пособия является игра. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, посредством которой он органично развивается. Именно через игровую деятельность можно решить различные образовательные задачи, в том числе и математического содержания. Использование игрового пособия позволяет активизировать детей, побуждает и стимулирует их к учебной деятельности.

Цель:

        закрепление элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе групп с помощью игрового пособия.

Задачи:

  • закрепить у детей знания о составе числа из двух меньших чисел;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • формировать умение ориентироваться на «математическом поле» с опорой на план-схему;
  • совершенствовать навыки игрового взаимодействия и коммуникативные умения

Введение 

        При составлении данного пособия учитывалось содержание всех образовательных областей,  возрастные особенности дошкольников. Педагог, работающий с пособием, может по своему усмотрению модифицировать и усложнять задачи, дополнять материал своими разработками. Игровые приемы, используемые с помощью данного пособия, направлены на освоение нового материала и закрепление изученного.

Содержание:

            Учебно-наглядное пособие «Математическое поле» представляет собой собранное из листов белого картона (20 х 28 см.) игровое поле, которое раскладывается на полу. Из листов картона (20 х 28 см.) вырезается середина прямоугольной формы (21 х 13 см). Полученные с «окошками» картонные листы склеиваются между собой клейкой лентой. Формат поля варьируется с учетом поставленных задач (см. Приложение).

            Для игры с использованием пособия понадобятся «импровизированные» конверты с цифрами на тыльной стороне конверта (см. Приложение), а также картонные карточки с план-схемами математических примеров (см. Приложение).

        Ход игры:

        Вариант 1. «Ищем цифру 7».        

        Педагог предлагает участнику игры, следуя словесной инструкции, найти цифру «спрятавшуюся» на математическом поле.

        Инструкция педагога: «Внимание! Исходная позиция на цветной клеточке «Старт». Пройди вперед четыре клетки, затем пройди направо три клетки. (ребенок выполняет действие) Как ты думаешь, какая цифра здесь спряталась?»

        Ответы проверяются на тыльных сторонах конвертов, лежащих в искомых клеточках «математического поля».

        Вариант 2. «Работа в парах». Участники разбиваются по парам и договариваются между собой о взаимодействии. Первый участник читает по карточке план-схему действия. Второй участник, следуя инструкции партнера, ее выполняет. В результате дети находят заданную цифру.

           

          Данное пособие можно также использовать в дидактической игре «Помоги маме найти детеныша». В этой игре на одном краю поля расставляются картинки с взрослыми животными, а на другом - их детеныши. Ребенок с помощью шагов по игровому полю должен привести «маму» к детенышу (см. Приложение).

             Кроме того, пособие может использоваться в дидактической игре «Четвертый лишний» (см. Приложение).

Результат:

        В результате использования в работе данного учебно-наглядного пособия у детей

  • активизируется мотивация к познавательной деятельности;
  • развивается логическое мышление, память, внимание, диалогическая речь;
  • формируется творческое воображение.

Дошкольники получают возможность почувствовать радость от решения познавательных задач в процессе дружественного взаимодействия.

Список использованной литературы:

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1989. -127 с.
  2. Коротковских Л. Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс»,2011. -224 с., илл.
  3. Монина Г.Б. Технология формирования у детей старшего возраста РОСТА». - СПб.: ООО Издательство «Детство- Пресс»,2017.-176с.
  4. «Дошкольное воспитание» журнал для педагогов 4/2014г.
  5. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников- СПб.  : Речь, 2016. – 208с.
  6. Справочник педагога психолога Издательский Дом МЦФЭР www.resobr.ru
  7. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М. Просвещение, 1984. – 256 с.
  9. Хухлаева О. В. Лесенка радости / О. В. Хухлаева. – М.: Совнршенство,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Создание учебно-наглядного пособия

Учебно- наглядное пособие содержит демонстрационно-дидактическую картину "Лес" и демонстрационно-дидактическую игрушку "кот Кузя"...

"ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ"

Использование в работе над песней и танцем книжек-картинок....

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «ДОМИК ПЕВЦОВ»

Пособие предназначено для детей 4-7 лет. За основу была взята методика использования зрительной символики гласных (Т.А. Ткаченко/ журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68) и согласных ...

Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.

В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...

Звуковая лента. учебно-наглядное пособие для дошкольников

Звуковая лента. Учебно-наглядное пособие для дошкольников.Звуковая лента - пособие, используемое при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Благодаря ему дети наглядно знакомятся с понятиями "зв...

Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Назначение учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, направлено на развитие вербальной коммуникации с обучающимися, для которых она станов...