Волшебная страна математики
проект по математике на тему
Предварительный просмотр:
Проект по формированию элементарных математических представлений
«Волшебная страна Математика».
Подготовила
Воспитатель
Сираченко С.Н.
Актуальность.
Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте (содержание, методы, ориентирована в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счётом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку детей к усвоению абстрактных математических понятий в школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а, те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Интересные путешествия и необыкновенные приключения, встречи с чем-то непознанным и удивительным, стремление разгадать тайны и проверить свои силы и способности – разве не об этом мечтают дети?
Дети не только самые талантливые и благодарные игроки, игра для них образ жизни. Иногда им достаточно подсказать тему, и вот уже богатая фантазия уносит их далеко за рамки действительности, они могут участвовать в одной и той же игре не только часами, но даже днями, с перерывами на сон и еду.
Учитывая это, мной был разработан и проведен проект «Путешествие в страну математики»
Цель:
Формирование познавательного интереса и позитивного отношения к окружающему миру дошкольников, средствами занимательной математики.
Задачи для детей:
1. Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных интересов.
2. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
3. Развитие воображения, внимания и памяти.
4. Развитие наглядно – действенного и наглядно- образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно- следственных связей).
5. Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
6. Формировать базисные математические представления, речевые умения.
7. Обучение способам взаимодействия со сверстниками в командных играх.
8. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка.
9. Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности детей путем решения проблемных ситуаций.
Задачи для родителей:
1. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их.
2. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
Задачи для педагога:
1. Развития интереса у детей к игре и к математике в соответствии с ФГОС.
2. Построение ознакомления дошкольников с математическими понятиями на основе продуктивного взаимодействия воспитанников с педагогами и родителями.
3. Осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка используя полученные знания о математических понятиях.
Предполагаемый результат:
-Привлечение родителей к построению развивающей среды математического центра;
- Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения;
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
- Расширение математических знаний, умений и представлений за счет универсального использования этих знаний в разных игровых обучающих ситуациях, игре, при помощи мультимедиа, в самостоятельной и продуктивной деятельности.
- Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка – игру – сформировать у него коммуникативные навыки и умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее.)
- Развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.
- У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Тип проекта:
Долгосрочный, информационно- творческий
Интегративный (задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, ИЗО-деятельность, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, игровая деятельность.) Включена работа с родителями.
Этапы проекта:
1 этап: Информационно – проектировочный
разработка системной паутинки по проекту
подбор литературного материала
подбор и разработка дидактического и методического оснащения проекта
проектирование взаимодействия воспитателя и родителей
разработка квест-путешествий.
2 этап: Организационно – исполнительный
Выполнение совместной деятельности с детьми по плану системной паутинки по проекту, проведение квест-путешествий.
Мероприятия с родителями.
3 этап: Обобщающий
рефлексия участников проекта.
оформление полученного материала по проекту.
Взаимодействие с родителями:
1. Изготовление мини-книжек с загадками, пословицами…. О цифрах.
2. Изготовление персонажей страны математики: Королева Математики, Принцесса Циферка, Геометрик, Мудрая Сова, Кит, Палочкин-считалочкин.
3. Консультация для родителей: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве», «Как важно научить отгадывать загадки»
4. Папки-передвижки: «Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики.»
5. Выставка детских рисунков «На что похожа цифра», «Для чего нужна математика людям разных профессий»
Продолжительность: один месяц.
Планируемый результат: Ребёнок применяет математические знания для решения задач практического характера. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнение, счёта, измерения, упорядочения). Умеет успешно решать логические задачи. Умеет работать в команде, чётко понимает задание, правильно и быстро его выполняет. Сопереживает за сверстников и при необходимости всегда будет готов прийти на помощь в трудной ситуации.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятий с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих открытиях.
Вывод.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Первая неделя:
1. Выставка литературы по теме «В мире Математики»
2. Д/и «Подбери фигуру», Д/и «Назови и сосчитай»
3. Беседа «Как люди научились считать?»
4. Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят»
5. Конкурс детских рисунков «На что похожа цифра»
6. П/и «Найди свой домик»
7. НОД «Путешествие на Планету Знаний»
Цель:
1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.
2. Закрепить умение быстро находить пропавшую геометрическую фигуру.
3. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать.
Вторая неделя
1. НОД «Приключения Колобка в стране Математики»
2. Конкурс поговорок на тему «Весёлые числа»
3. Развивающая сказка «Умная неделя»
4. П/и «Сосчитай правильно», «Куда пойдёшь и что найдёшь»,
5. Д/и «Расскажи про свой узор»
Третья неделя
1. Просмотр диска «Математика для дошкольников»
2. Конкурс на тему «Математические задачки – шутки»
3. Заучивание стихов
4. П/и «Переправа»
5. Просмотр мультфильма «Козлёнок, который считал до десяти»
6. Досуг «В мире Математики»
Четвертая неделя
КВН
Программное содержание - учить детей решать арифметические примеры, задачи.
Упражнять в навыках количественного счёта в пределах 10, в ориентировке на плоскости листа. Закреплять знания о последовательности месяцев года, времён года. Развитие логического мышления, смекалки, внимания. Воспитывать интерес к математике.
Ход развлечения.
Вед. Ребята, сегодня у нас математический КВН
КВН-это игра весёлых и находчивых. Мы поиграем и посмотрим: чья команда быстрее и правильнее выполнит задания. В конце игры посчитаем баллы и определим победителя. А жюри в нашей игре будут ваши родители. (Представляем членов жюри.) Сейчас 2 команды, которые мы назвали "Умники " и "Знатоки " приветствуют друг друга.
Команда "Умники " - приветствие
Мы дружим с математикой
И любим мы считать
Мы умники и в знаниях
Не можем отставать.
Команда "Знатоки " - приветствие
Мы команда знатоков
И знаем всё на свете
Задавайте нам вопросы
Мы на них ответим.
Вед. Ребята, нашу игру мы начинаем с разминки. В ней побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Вопросы первой команде:
1. Назовите первый месяц зимы.
2. Назовите последний месяц года.
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько времён года, назовите их?
5. Назови соседей цифры 5.
6. На дереве сидели воробьи. После того, как к ним ещё прилетели 2, их стало 4. Сколько воробьёв сидело на дереве?
Вопросы второй команде:
1. Назовите последний месяц зимы?
2. Назовите первый месяц года?
3. Сколько месяцев в году?
4. Котята пили молочко из блюдечка. После того, как к ним подошёл ещё 1, их стало. Сколько котят пили молоко?
5. Назовите дни недели?
6. Назовите соседей числа 8 (7 и 9)
Вед. Ребята, разминка прошла хорошо, вы показали отличные знания. А теперь посчитаем баллы. Слово жюри. После разминки впереди команда…
А мы продолжаем нашу игру. Ребята, вы уже отметили, что КВН - это игра весёлых и находчивых. Поэтому я предлагаю вам весёлые задания на смекалку.
1. Сколько хвостов у двух ослов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Сколько ног у двух кошек? ( нисколько, у кошки лапы )
4. Сколько лап у курицы?
5. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)
6. Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому)
7. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке?
8. На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)
Вед. Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Молодцы! И наша игра продолжается. Ребята, к нам в гости прилетела учёная ворона. Она тоже хочет поучаствовать в нашей игре. (Ворона здоровается с детьми и предлагает им свои задания)
Ворона: Ребята, я прилетела к вам из леса. В своём лесу я знаю каждый уголок. Я знаю, где живут мои подружки белки, мои друзья - зайцы и где спит в берлоге медведь. Ребята, вы тоже сможете это узнать. Если вы правильно выполните мои задания, то у вас получится карта нашего леса.
(перед детьми лежат листы бумаги.)
Нарисуйте в правом верхнем углу 3 квадрата, здесь живут белки. В левом нижнем углу нарисуйте 5 треугольников, там живут зайцы. В левом верхнем углу нарисуйте большой круг-это берлога медведя. В правом нижнем углу нарисуйте 4 прямоугольника – там живёт семья ёжика, а в центре листа нарисуйте овал-это лесное озеро. Теперь, ребята, вы не заблудитесь в нашем лесу.
Вед. Спасибо тебе учёная ворона за участие в нашей игре.
Ворона: Ну, а мне пора домой, до свиданья, ребята.
Вед. Ребята, ворона улетела в лес, давайте и мы немного разомнёмся.
(Танец маленьких утят)
Вед. Ребята, теперь самый главный конкурс-конкурс капитанов.
1. У каждого по 5 счётных палочек. Капитану команды "Умники " собрать из них 2 прямоугольника, а капитану команды "Знатоки " собрать из них 2 треугольника.
Жюри подводит итоги конкурса капитанов.
Вед. Ребята, а теперь игра "Назови число ". Я вам буду называть число, а команда "Умники " будет давать ответ, но на 1 больше, чем это число, а команда "Знатоки " на 1 меньше.
Вед. Сегодня, ребята, вы хорошо решали, считали, думали, вы все молодцы. А теперь слово жюри.
Выступает представитель жюри, который поздравляет детей и вручает обеим командам медали.
Чтение сказки «Умная неделя»
2. Разгадывание загадок
3. Математические пословицы и поговорки
Загадки про дни недели
Программное содержание – учить отгадывать загадки.
Воспитатель:
Собрались мы поиграть
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три
Начинаешь ты.
Воспитатель приглашает детей, которые читают математические загадки:
На плетень взлетел петух
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? «3»
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Маринка
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
***
У стены стоят кадушки
В каждой по одной Лягушке.
Если было б 5 кадушек,
Сколько было б в них лягушек? «5»
***
Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких,
Вот еще лежит один.
Ну и белки! Вот хозяйка!
Ты орешки сосчитайка-ка «6»
Воспитатель: Хорошо вы считаете. Молодцы!
Задание для родителей:
- А не засиделись ли наши мамы?
- Вспомните пословицы и поговорки, где говорится о числах:
Примерные варианты:
• обещанного три года ждут;
• семь бед – один ответ;
• семеро одного не ждут;
• семь раз отмерь, один отрежь;
• один в поле не воин;
• один за всех и все за одного;
• один старый друг лучше новых двух;
• два сапога пара;
• семь пятниц на недели
Задание 2. «Дни недели»
На этой неделе на праздник к нам птички прилетели. Вспомните дни недели.
Слушайте внимательно.
1. В гости в первый день недели
К нам синица прилетели.
2. А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири
3. А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
4. А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
5. В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
6. А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
7. В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний,
Путешественник – скворец…
А песенка скворца была такова.
Воспитатель: Дети давайте еще раз все вместе повторим дни недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»
Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....
конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"
интересное познавательное занятие по математике....
НОД по математике в подготовительной группе "Волшебная страна математики"
итоговое занятие по математике в подготовительной группе...
презентация проекта по математике "Волшебная страна математика".
презентация для подготовительной группы...
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...
Проект по математике "Волшебная страна - Математика"
Проект расчитан на два года , для детей 5-7 лет...
Конспект НОД по математике для детей старшей группы «Волшебная страна-математика»
Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний обучающихся....