Методическая разработка открытого занятия «Число 10. Образование числа 10»
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Францева Ольга Николаевна

Методическая разработка содержит информационную карту занятия и конспект занятия.  Рассчитано на детей среднего дошкольного возраста. Тип учебного занятия: комбинированное. Форма занятия: игра-путешествие. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, педагогов дошкольного образования, воспитателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Брянской городской администрации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г.Брянска





Методическая разработка открытого занятия по теме

«Число 10. Образование числа 10»


Разработала:

Францева Ольга Николаевна,

методист,

педагог дополнительного образования


г. Брянск 2018


Информационная карта занятия

Разделы

Содержание

Учреждение дополнительного образования        

МБУДО «Центр внешкольной работы»

 г. Брянска

Направленность общеобразовательной программы

Социально - педагогическая

Общеобразовательная программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»

Возраст обучающихся        

5-5,5 года

Количество человек в группе

12 чел. Группа второго года обучения

Продолжительность занятия

30 мин

Тема

«Число 10. Образование числа 10»

Место данного занятия  в общеобразовательной программе

2 год обучения.

Раздел программы «Количество и счет»

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла        

Комбинированное.

Форма занятия        

Игра-путешествие

Цель занятия        

Формирование представления о числе 10: его образовании, месте в числовом ряду, записи числа

Задачи занятия        

Познавательное развитие:  

-формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы;

- познакомить с числом 10 и записью этого числа;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - закреплять счетные умения, количественный счет в пределах 9, знание цифр и геометрических фигур,  знание свойств предметов;

- формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация).

-развивать внимание, память, речь, любознательность, смекалку и умственную активность.

Речевое развитие:

- расширять общий  словарный запас обучающихся;

- учить обобщать полученные сведения,  выстраивая их в логической последовательности, формировать умение давать ответ развернутой фразой;

- обогащать познавательную сферу детей информацией через наблюдения и  речь;
- обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

-закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.
Физическое:

- развивать мелкую моторику руки;

- снять напряжения с мышц позвоночника и шеи.

Социально-коммуникативное:

-формировать умение слушать, работать в коллективе.

Методы        

Методы эмоциональной мотивации и  стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, демонстрация, творческие упражнения, практическая работа.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос.

Целевые ориентиры        

Обучающиеся будут знать:  образование числа 10, запись этого числа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся будут уметь: образовывать последующее число путем прибавления единицы

Оборудование и материал

Оборудование: телевизор, доска

Демонстрационный материал: видеоматериалы  из мультфильмов «Кораблик», «Умка»; изображение кораблика в формате А3 (соединенного по точкам с  цифрами); картинки с изображением Умки, бочек, 9 маленьких и 1 большой синей рыбки, 9 маленьких и 1 большой красной рыбки; картинки фруктов и ягод с разным количеством; изображение «льдинок» в форме геометрических фигур; изображение цифры 10 из бархатной бумаги на картоне.

Раздаточный материал: листочки с заданием «кораблик», «запись числа 10 + соотнесение количества»; 9 маленьких  и 1 большая синие и красные рыбки, изображение цифры 10 из бархатной бумаги на картоне; синие воротнички на каждого ребенка

Конспект занятия

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой обучающихся на занятие.

Дети входят в кабинет.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на занятии. Приглашаю вас стать в круг.

(Дети становятся в круг, педагог произносит слова, в которых заложены действия, дети выполняют действия).

Тому, кто справа, улыбнись.

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Ну, вот закончилась игра,

Начать занятие пора!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

(Дети проходят за столы)

- Математика нас ждет, начинаем устный счет!

(дети считаю от 1 до 9 и от 9 до 1)

  1. Подготовительный этап.

Введение учащихся в игровую ситуацию.

Расширение общего словарного запаса обучающихся.

Постановка цели занятия.

Актуализация знаний обучающихся

Закрепление счетных умения, знание цифр

Соотнесение количества предметов с цифрой

Расширение общего словарного запаса обучающихся.

Развитие логического мышления:  анализ, сравнение.

Закрепление знаний геометрических фигур,  знание свойств предметов (форма, цвет, размер).

Физкульминутка.

Сравнение количества предметов: больше, меньше, равно.

Педагог:

Какое сейчас время года?

Дети отвечают.

-Я предлагаю отправиться туда, где много снега и льда, где зима длится очень долго, там, где небо озаряет Северное сияние?

-  Кто скажет, где это?

Дети отвечают.

Педагог добивается развернутого ответа детей.

- Правильно на Северном полюсе, там живет медвежонок Умка. Хотите побывать у него в гостях?

Дети отвечают.

Медвежонка не зря назвали Умкой, он познакомит нас с новым числом. Встреча с медвежонком приведет нас к этому числу.

- На чем мы можем добраться до Северного полюса?

Чтобы узнать, на чем мы отправимся нужно соединить точки с цифрами по порядку от 1 до 9.

Дети выполняют задание на листочках – соединяют цифры по порядку от 1 до 9.

Педагог проверяет  правильную посадку детей за партами, умение держать карандаш.

- Что получилось? (Корабль)

Правильно, мы отправляемся в путешествие на корабле. 

На доске картинка корабля, соединенного по точкам.

- Ребята проверьте,  у всех получился такой корабль?

- Я посвящаю вас в моряки.

(педагог раздает всем синие воротнички)

- Давайте проведем разминку для моряков, а так ка мы на математике, то и разминка у нас будет математическая.

(Задание: «Назови соседей числа…»)

Педагог:

-  Ребята, как вы думаете, можно отправляться в гости без подарков? (нет)

- Что мы можем подарить Умке? Чего нет на Северном полюсе, это очень вкусно, полезно и является источником витаминов?

Дети отвечают.

- Правильно ребята, давайте угостим его фруктами и ягодами.

На доске прикрепляются картинки с изображением бочек с цифрой (от 1 до 9) Детям раздаются картинки с изображением фруктов и ягод, они считают их количество, крепят к бочке с нужной цифрой.

- Молодцы, ребята,  наш корабль готов к плаванию. (на экране видео «плывет корабль, звучит гудок»)

- Пока мы плывем, проверим какие вы внимательные и сообразительные. Мы на пути к Северному Ледовитому океану.

(на экране фото океана с дрейфующими льдинами)

- А как вы думаете, почему этот океан назвали Ледовитым?

Дети отвечают.

- Правильно, Ледовитый он, потому что в нем плавает много льдин.

Логическое задание с льдинками.

Педагог прикрепляет вокруг картинки корабля 6 льдинок разной геометрической формы: овал, квадрат, 2 треугольника, круг, прямоугольник, (5 фигур голубого цвета, 1 – синего; 5 фигур одного размера - большие, 1 - маленькая)

- Ребята, назовите, на какие геометрические фигуры  похожи льдинки?

Дети отвечают.

- Какая льдинка здесь лишняя?

Дети отвечают.

- Правильно лишняя - самая  маленькая по размеру льдинка (5 льдинок – большие), лишняя - синего цвета (5 льдинок – голубые)

Молодцы, ребята!  

Поднять якорь! Полный вперед!

Ребята встаем на разминку!

Дети выполняют эти упражнения.

Лево руля! (поворот налево)

Право Руля! (поворот направо)

Нос! (2 шага вперед)

Корма! (2 шага назад)

Поднять паруса! (поднимаем руки вверх и машем)

Драить палубу! (показываем как моем полы)

Капитан на борту! (все встают по стойке «Смирно»)

Волны плещут в океане, (дети машут руками, изображая волны)

Что там видится в тумане? (одна рука ко лбу, вторая за спиной)

Это белые медведи,

Мы плывем сюда! Скорее! (приветливо махать руками)

- Ребята смотрите айсберги, а на них плывут белые медведи. А вот Умка с мамой медведицей. Посмотрите,  как он рад нас видеть, бежит к нам. Пора нам ему вручить наши  подарки. Каких больше бочек с ягодами или с фруктами? Сколько бочек с фруктами?  Сколько с ягодами?  Каких бочек больше, меньше, одинаково?

Дети отвечают.

Педагог добивается развёрнутых ответов детей.

Умка говорит нам большое спасибо за такие лакомства и очень хочет нас отблагодарить. Как вы думаете, что он может нам подарить?

Чем питаются белые медведи на Северном полюсе?

Дети отвечают.

- Правильно, ребята, Умка хочет угостить нас рыбой.

(на экране видео «Умка ловит рыбу»)

3. Основной этап

Образование числа 10.

Сравнение совокупности предметов путем составления пар

Обозначение числа 10

Работа с числовым рядом. Место 10 в числовом ряду

Сюрпризный момент.

Пальчиковая гимнастика

Письмо числа 10.

На столе раздаточный материал на каждого ребенка (в коробочке по 9 синих маленьких рыбок и 9 красных маленьких рыбок)

Дети подходят к столу, забирают подарок Умки – «коробочку с рыбками», садятся за стол.

- Ребята, выложите у себя на столе и посчитайте, сколько Умка наловил синих рыбок.

Дети выкладывают 9 рыбок.

- Теперь выложите и посчитайте, сколько Умка наловил красных рыбок.

Дети отвечают.

На доске картинка с изображением Умки, 9 синих маленьких рыбок и 9 красных маленьких рыбок.

- Какой цифре соответствует число синих рыбок?

- Какой цифре соответствует число красных рыбок?

Дети отвечают. Прикрепляется цифра 9.

- Мама-медведица тоже захотела нас угостить,  принесла еще одну синюю, но только большую рыбу.

Педагог прикрепляет к доске 1 большую синюю рыбку, раздает детям по 1 большой синей рыбке.

Сколько стало? Посчитайте.  (10)

Как получили число 10? (9 рыбкам прибавили 1)

Педагог добивается развёрнутых ответов детей.

Каких рыбок больше синих или красных?

Дети отвечают.

(9•10, 10•9)

- Ребята, что нам нужно сделать, чтобы рыбок стало одинаково?  

Дети отвечают.

- Правильно, добавить еще одну красную рыбку.

Мама-медведица  дает нам еще по одной красной большой рыбке.

- Теперь их одинаково. По 10.

- Чем от остальных отличается число 10? Чем оно интересно? Как обозначить число 10? Из каких цифр состоит число?

Дети отвечают.

- До сих пор для обозначения числа мы пользовались одной цифрой. Но все цифры закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя цифрами: 1 и 0.

На доске картинка с изображением числа 10.

Цифра ноль вроде буквы О

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки»

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.

- Возьмите карточки с цифрами 1 и 0 и положите цифры так, чтобы получилось число 10.

Детям раздаются карточки с изображением числа 10

(цифры 1 и 0 вырезаны из бархатной бумаги).  Дети водят пальчиком по цифрам. Педагог проговаривает, как следует записывать число 10.

- Чем отличается запись числа 10 от записи других чисел?

- Где встречали число 10?

- Давайте найдем место числу 10 в числовом ряду.

- После какого числа поставим 10?

 

 Дети вместе считают по порядку от  1 до 10. Затем от  10 до 1.

- Давайте мы погрузим наши подарки на корабль.

(Дети убирают в коробочки рыбки и относят к изображению корабля на доске)

- Ребята, Умка, чтобы мы не забыли, как записывают число 10, дарит нам листочки с заданием.  Давайте попробуем его написать самостоятельно.

А чтобы это сделать красиво, давайте разомнем наши пальчики.

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму,

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Педагог проверяет  правильную посадку детей за партами, умение держать карандаш. Дети получают листочки с заданием. По точкам прописывают число 10.

Педагог проверяет.

  1. Итоговый этап.

Рефлексия

Нам пришла пора возвращаться обратно домой. Давайте прощаться с Умкой и его мамой, благодаря встрече с ними мы узнали новое для нас число  -  число…

Дети отвечают.

(на экране видео «Умка и мама–медведица, Умка машет рукой»)

- Ребята, где мы с вами побывали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- С каким числом познакомились?

- Что понравилось больше всего?

- Ребята, вы молодцы, вы справились со всеми заданиями.

- Поднимите правую руку. Опустите ее на голову. Погладьте себя и скажите: “Умница!”

Литература

  1. Методические рекомендации. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Г.Е. Сычёва. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе». - М.: Просвещение, 2010
  3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 1998.
  4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П..  Методические рекомендации. «Раз ступенька, два ступенька…», математика для детей 5-6 лет,– М.: «Баласс», 2001.
  5. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Шевелев К.В., Математика для дошкольников. Конспекты занятий по математике с детьми 4-5 лет. - М.: «Ювента», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «В гости к цветам»

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «В гости к цветам»...

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»

Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества.  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «Кто живёт в лесу»

Расширять знания детей об окружающем мире, вызывать активную эмоциональную, двигательную активность на происходящее....

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности " Образование числа 5"

Использованы современные образовательные технологии: ИКТ – технология: презентация «Образование числа 5»;- здоровьесберегающая: пальчиковая гимнастика;- игровая:  дидактиче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ EDYPLAY Тема занятия: «Найди домик для кубиков»

Цель: Развитие у детей мыслительную деятельность, через поиск новых форм сотрудничества друг с другом.Задачи:- Совершенствовать навыки работы на мультимедийном оборудовании «EduPlay»....

Открытое занятие по математике. "Образование числа 10"

Конспект по математике «Знакомство с образованием числа 10».ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: старшая 2-яЦЕЛЬ: Знакомство с числом 10 и его обозначением, введение понятия «Четные» и «не...

Методическая разработка интегрированного занятия по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»

Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего раз...