Конспект организованной деятельности по познавательному развитию
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект организованной деятельности на тему "Предметы разные бывают"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект ОД | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Россия, 694620, Сахалинская обл., тел./факс (42433)2-01-98
г. Холмск, Восточный пер., дом 18 E-mail:dou-2skazka@mail.ru
Конспект
открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей
старшей группы «Колокольчики»
(видео урок в рамках районного постоянно- действующего семинара педагогов ДОУ 14 ноября 2017 г.)
разработала воспитатель
МБДОУ д/с №2 «Сказка»
Прохорова Е.В.
г. Холмск
2017
Тема: ПРЕДМЕТЫ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ…
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие»
Цель: развитие детского интереса к математической науке, к способам измерения различных предметов
Задачи:
- учить детей сравнивать два и больше предметов по величине, длине, ширине, высоте;
- продолжать учить определять на глаз величину предметов;
- закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размеров, употребляя слова: самый длинный, «самый короткий», «самый высокий» , ниже, еще ниже, самый широкий уже ещё уже, самый узкий;
- продолжить обучение определять местоположение окружающих людей, предметов относительно себя и на листе бумаги, обозначать его словами (впереди, сзади, сбоку, справа, слева);
- учить счету в пределах 6, закрепить образование числа 6 на основе сравнения двуз групп предметов;
- закрепить знания о плоскостных геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
-упражнять детей в согласовании слов в предложении, употреблении числительных в роде, числе, падеже;
- обогатить словарь математической терминологией;
- развивать познавательные интересы детей и способствовать их познавательной мотивации;
- расширять опыт ориентировки в окружающем;
- расширить представление детей об обитателях леса, сезонных изменениях в природе, чередованиии времен года;
- воспитывать умение слышать и слушать воспитателя, следовать его указаниям, развивать навыки учебной деятельности;
- продолжить экологическое воспитание детей;
- способствовать проявлению гуманных чувств к своему окружению: помощь, взаимовыручка.
Предварительная работа: знакомство со счетом до 6 , исследовательская деятельность по определению размеров предметов, с понятиями «право», «лево», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади»; работа с плоскостными геометрическими фигурами в повседневной деятельности, загадывание загадок о диких животных, познавательные беседы о приметах времен года, сезонных изменениях в жизни диких животных, рассматривание иллюстраций с изображением осени, разучивание стихотроворения Т. Грудининой «Совушка-сова большая голова», чтение произведения В. Бианки «Сова», А. Милн «Винни-Пух и все-все- все», театрализованная деятельность в образовательном процессе, подвижные игры «Совушка-сова большая голова», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
Демонстрационный материал: декорации деревья, елки, листочки, 6 «листьев» с разных деревьев, 5 дощечек, аудиозапись зкуков леса, видео физкульминутки
Раздаточный материал: двухполосные карточки, атрибуты животных- медведь, волк, лиса, белка, заяц, ёж; конверты с геометрическими фигурами и полосками разной длины и разного цвета на каждого ребенка (голубая-10 см., розовая-12 см., синяя-14 см., желтая-16 см., оранжевая -18 см., зеленая-20 см.; листы с заданиями на каждого ребенка; цветные карандаши.
Оборудование ОД: аудиозапись зкуков леса, видео физкульминутка «Лесные жители», мультимедийная заставка
Словарная работа: образование прилагательных от математических терминов круг – круглая, квадрат – квадратная, треугольник –треугольная;
лево-право, вверху-внизу, впереди, сзади; парты, дубовые, кленовые, березовые листья.
обобщающие слова: дикие животные, геометрические фигуры, времена года, осенние месяцы, разновидность листьев деревьев.
Методы и приемы: словесные: беседа с детьми, указания педагога, пояснения, вопросы, художественное слово;
практические: дидактические игры и упражнения, опоры на имеющиеся знания;
наглядные: показ наглядного объекта, мульмедийная заставка на экране, показ способа действия, видео физминутки;
Формы организации детской деятельности: фронтальная и групповая деятельность, индивидуальная деятельность в ходе выполнения заданий.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Тихо звучит «музыка леса», входят дети (зверята) с воспитателем (мудрой совой). На пеньке, за ёлочкой сидит зайка, прихорашивается, шубку свою «расчесывает». Затем он внезапно выскакивает к детям.
Заяц: здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять
Отправляемся в поход (зовет за собой)
Сколько нас открытий ждёт!
Будем весело гулять,
Прыгать, бегать и скакать!
Воспитатель: нет, заинька, не до забав нам! Делу время, а потехе час! А ты почему бездельничаешь? (строго спрашивает)
Зайка( испуганно): я –то? А вы чем собираетесь заниматься?
Воспитатель: Видишь что здесь написано?
Зайка: где написано, что такое «написано»!?
Воспитатель: ой, (досадливо) да что я тебя спрашиваю? Видно, что ты читать не умеешь. Здесь написано «Лесная школа»
Зайка: а что в вашей школе сегодня будут делать зверята?
Воспитатель: мы сегодня проведем урок математики (дети стоят возле воспитателя). Присоединяйся к нам зайчик.
- Повторим материал прошлого урока. Какое время года сейчас уважаемые зверята?
Дети: осень.
Воспитатель: сколько времен года бывает?
Дети: четыре
Воспитатель: какие?
Дети: осень, зима, весна, лето.
Воспитатель: что вы знаете о смене времен года?
Дети: они идут друг за другом, по очереди.
Воспитатель: какое время года придет вслед за осенью?
Дети: за осенью придет зима
Воспитатель: назовите осенние месяцы. (дети называют) Сколько их? Какой сейчас месяц? Назови ежонок приметы осени.(становися холодно, часто идут дожди, опадают листья с деревьев). Ой, а чем занят наш гость?
Зайка: да я тут пытаюсь посчитать осенние листочки.
Воспитатель приглашает зверят и зайку сесть за «парты». Будем продолжать учиться считать.
Дидактическая игра «Отсчитай-ка»
- Отсчитайте и положите на верхнюю полоску карточки на один листочек больше, чем число 5. (воспитатель показывает карточку с 5 кружочками расположенными хаотично).
Иди волчонок к доске, выполни задание. Сколько будешь выкладывать?
Волчонок: я выложу 5 да ещё 1.
Воспитатель: сколько получилось листочков? (6)
Воспитатель: иди к доске белочка и выложи на нижней полоске на один листик меньше, чем на верхней. Сколько это будет?
Белочка: я выкладываю 5 листочков.
Воспитатель: почему?
Белочка: потому что вы дали задание выложить на один листочек меньше, а на один меньше чем 6 число 5.
Воспитатель: какое число больше 6 или 5? Какое число меньше 5 или 6? На сколько?
А сейчас другое задание. Слушайте внимательно. Вспоминаем зверята, как сделать так, чтобы их было поровну.
Зверята: можно убрать 1 листик или добавить.
Зайка: а я знаю какие мы листочки считали …
Воспитатель: а вот сейчас и проверим как зверята знают свой лес. Слушайте внимательно задание. Вам, волчата надо собрать по 5 берёзовых листочков, вам бельчата по 6 кленовых, ежатам- по 4 дубовых (листочки лежат свободно на полу)
Дидактическая игра «Кто где стоит?»
Воспитатель вызывает 5 зверят и расставляет их в любом порядке.
Воспитатель: кто стоит впереди белочки, кто сзади волчонка, кто справа от белочки, кто слева от ёжика?
А теперь зайка попробуй расставить наших зверят по росту; от самого высокого до самого низкого. Зайка все «путает» (дети исправляют намеренную «ошибку» зайки)
Мы с вами сравнивали зверят по росту, кто выше, а кто ниже, а теперь давайте сравним елочки по высоте.
Обратите внимание на елочки с правой стороны, где стоит самая высокая елочка, а где стоит елочка по ниже (сколько их).
Зверята, а что можно сказать о елочках слева (их 3). Сосчитай белочка елочки от самой высокой до самой низкой, а ты волчонок наобоорот, от самой низкой до самой высокой. А теперь посчитаем елки справа и слева. Сколько их? (6) Как получилось число 6 (3 справа и 3 слева). Число 6 состоит из 3х и 3х.
Правила счета: считать можно с любой елочки, и не пропускать ниодной елочки.
А теперь поработаем у доски. (6 елочек). Выложи от самой высокой до самой низкой (слева направо). Изменилось их количество. (Нет). Изменилось расположение.
Дидактическая упражнение «Сравнение дощечек по ширине».
Воспитатель: ребята давайте вспомним какими словами мы обозначаем размеры предметов?
Дети: предметы бывают широкими узкими, большими, маленькими, высокими, низкими, толстыми и тонкими.
Воспитатель: какими словами обозначаем ширину предметов.
Дети: узкий, широкий, самый узкий, самый широкий, шире, уже…
Воспитатель: (у доски работает ежонок). Разложи дощечки от самой широкой до самой узкой. Пересчитай их. Ты, белочка, пересчитай по порядку (первая дощечка, вторая, третья, четвертая, пятая, всего их 5).
Ежонок, возьми в руки четвертую и первую дощечку. А теперь сравни их по ширине. Как мы это делаем?
Ежонок: надо приложить их друг к другу. Шире та дощечка, одна сторона которой выглядывает из под другой.
Воспитатель: из какого материала дощечки? Какие предметы сделаны из дерева?
Дети: деревянная посуда, полы, двери, игрушки, мебель…
Пальчиковая гимнастика «Белка продает орешки»
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисичкам сестричкам
Воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому
(дети по показу воспитателя проговаривают слова и загибают по очереди пальцы на правой, а затем на левой руке)
Самостоятельная работа за столами
Перед вами лежат конверты. Достаньте из них полоски. Пересчитайте. Сколько у тебя, белочка? Ежонок? (Опрос 3-4 детей) Возьмите полоски и разложите их, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой полоски. (самая длинная, короче, ещё короче… самая короткая) (Опрос 3-4 детей). Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: синей и желтой?
Дети: желтая полоска длиннее.
Воспитатель: что вы можете сказать о длине синей полосочки по сравнению с розовой? Давайте проверим их длину другим способом. Как можно проверить?
Дети: наложить одну на другую.
Д: синяя ленточка длиннее розовой.
Воспитатель: как у тебя зайчик получается, успеваешь за зверятами?
Воспитатель: вы хорошо потрудились. Я предлагаю вам отдохнуть и сделать «звериную» зарядку».
Физкульминутка «Лесные жители» (видео)
Воспитатель: на прошлом уроке в нашей лесной школе мы изучали геометрические фигуры. Достаньте их ребята из конверта, положите перед собой листы бумаги. Сейчас поупражняемся в раскладывании их под мою диктовку на листе бумаги. Расссмотрите какие перед вами фигуры. (2-3 ребят опрашивает педагог. Сколько кружочков у тебя? Какой величины? А остальных фигур по скольку?)
Воспитатель: положите в центр листа большой кружок, в правый верхний угол маленький кружок. В левый верхний угол- квадрат, с нижний правый угол - прямоугольник, в нижний левый- треугольник.
Воспитатель: а сейчас самостоятельная работа. Возьмите листочки с заданиями и цветные карандаши. Надо раскрасить только…
(педагог проговаривает по очереди): - тот грибочек, который ниже,
- ягодку, которая выше,
- дощечку которая уже,
- ленточку которая шире.
Воспитатель: проверь, белочка, правильно ли выполнил задание зайка и помоги ему. (педагог вывешивает свой листочек с правильно выполненным заданием и просит детей проверить не ошиблись ли?)
Воспитатель: ну вот и подошёл к концу наш урок. Я благодарю вас за знания, смекалку, и надеюсь, что зайка многому научился у вас. Сейчас последний месяц осени. Скоро наступит зима. Кто из вас не придет в школу в это время года и по какой причине?
(Ежонок и мишка отвечают, что не будут посещать школу зимой, потому что впадут в спячку). А ты зайчик обязательно приходи, ведь ты зимой не спишь. Мы будем тебя ждать. В нашей школе мы не только математикой занимаемся, но другие предметы изучаем.
Релаксация
Воспитатель: по каким признакам мы учились сегодня сравнивать предметы?
Дети: по длине, высоте, ширине.
Воспитатель: а вот по толщине сравнивать я научу вас позже, на следующих уроках! Что еще нового узнали? (считали до 6, учились строиться по росту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (опытно – экспериментальная деятельность) Тема: «Как Буратино ключик искал»
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе....
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в I младшей группе на тему:"Овощи"
В конспекте представлено подгрупповое занятиено по познавательному развитию дошкольников, I младшей группы на тему: «Овощи». Используемые игры и упражнения помогут развивать внимание, мышление, п...
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию " Да будет Свет!"
Конспет образовательной деятельности содержит в себе задачи по формированию у детей экологического сознания....
конспект организованной деятельности по познавательному развитию "Умка ищет маму"
Занятие в 1 младшей группе от 1,5 - 3 лет...
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в лес»...
План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).
План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Я здоровье берегу и друзьям всем помогу!»
Материал позволяет формировать у детей основы здорового образа жизни, потребность в сохранении своего здоровья, а также закреплять знания детей о предметах личной гигиены, и их назначен...