Конспект по формированию математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
В конспекте изложен материал для знакомства детей старшей группы с числом 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_matematika_fokina_a.k.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе № 9
МБДОУ детского сада №2 «Улыбка»
на тему: «Число 10».
Разработала: Фокина Анна Константиновна
Тема занятия: Число 10.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Цель занятия: Познакомить с образованием числа 10, учить считать в пределах 10.
Задачи:
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
- Продолжать формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
- Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Планируемые образовательные задачи: По итогам занятия планируется, что дети будут знать название числа 10, уметь считать в пределах 10.
Оборудование: изображения орешков, кукла, ленты, 10 кругов – пуговичек, контур платья, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник, по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой формы, квадратной, треугольной, прямоугольной, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов – пуговичек одинакового цвета.
План урока:
- Организационный момент. Пальчиковая гимнастика. 45 секунд.
- Мотивационно – ориентировочный этап. Загадка. 45 секунд.
- Поисковый этап. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью». 3 минуты
- Практический этап. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантик». Игровое упражнение «Салфетки для кукол». Физкультминутка. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игра «Автомобили и гаражи». 20 минут.
- Рефлексивно-оценочный этап. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. 30 секунд.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. Сейчас мы вспомним нашу зарядка для пальчиков.
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
2. Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Я нашел в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель на доске выкладывает 9 орешков и еще один орешек.
Воспитатель: Ребята сколько орешков в дупле у белки?
Дети: десять.
Воспитатель: А как у вас получилось число 10?
Дети: К девяти прибавили один – получилось десять.
Воспитатель:
Ничего нет проще
Число десять написать.
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.
3. Поисковый этап
Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».
Воспитатель показывает детям платьице куклы.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем подобрать к платьицу пуговицы. Нужно 10 пуговичек одинакового цвета.
Вызывается один ребенок, остальные на местах отсчитывают по 10 кругов – пуговичек одного цвета.
Воспитатель: Сколько всего пуговичек отсчитали?
Дети: Десять
Воспитатель предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.
4. Практический этап.
Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой.
Воспитатель: Ребята, давайте заплетем нашей кукле две косички и завяжем ей бантики. Но вот беда! У меня есть только одна ленточка. Надо подобрать еще одну для второго бантика точно такую же по длине и цвету.
Дети не могут найти ленту нужной длины.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ленты стали одинаковыми?
Дети: Отрезать
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнивания.
При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.
Игровое упражнение «Салфетки для кукол»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть салфетка. Какой она формы?
Дети: Прямоугольная.
Воспитатель: Давайте нашей кукле и ее подруге подарим по салфетке одинаковой величины. Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получилось две салфетки?
Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки.
Дети: Нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали.
Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.
Воспитатель: Сколько частей получилось?
Дети: две
Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?
Дети: Половина.
Воспитатель: Что больше: целое или часть?
Дети: Целое
Воспитатель: Что меньше: целое или часть?
Дети: часть.
Дети дарят салфетки куклам.
Физкультминутка.
Движения по тексту стихотворения.
Один-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернитесь,
Семь-восемь – улыбнитесь,
Девять-десять – не зевайте,
Свое место занимайте!
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.
Воспитатель: Давайте закроем пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той формы, которая у вас в центре. Выиграет та команда, которая быстрее выполнит задание.
В процессе проверки дети называют предметы и их форму.
Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
Игра «Автомобили и гаражи».
На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.
Воспитатель: Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор.
Игра повторяется 3-4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.
5. Рефлексивно- оценочный этап
У детей три кружка – красный, желтый и зеленый.
Если все задания выполнены ребенком правильно – дети оставляют зеленый кружок, если 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.
Литература:
1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти».
3. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию математических представлений в сюжетно-ролевой игре "Поезд" в старшей группе.
Данный конспект направлен на формирование математических представлений в игровой форме. Его можно использовать и как конспект к сюжетно -ролевой игре, в котором у детей формируются представления о про...
Конспект по формированию математических представлений в сюжетно-ролевой игре «Гости» в средней группе.
Данный материал направлен на формирование у детей навыков совместной игры, актуализацию представлений детей о «правилах хорошего тона», на закрепление у детей в ходе игры математических представлений....
Конспект по формированию математических представлений в подготовительной группе на тему: « В ПОИСКАХ КАРТЫ СОКРОВИЩ »
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...
План-конспект по формированию математических представлений для детей 4-5 лет "Путешествие в страну Математика"
Конспект по формированию математических представлений для детей 4-5 лет "Путешествие в страну Математика"...
Конспект по формированию математических представлений «Пять ключей» в старшей группе.
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГБОУ Шко...
Конспект занятия Формирование математических представлений в младшей гуппе "Курочка с цыплятами"
Выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов...
Конспект по формированию математических представлений в младшей группе на тему "Один","Много","Мало"
Тема: «Один, «Много», «Мало»Цель. Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.2. Задачи:Обучающие: закреплять умения раз...