«Мозаика»
проект по математике (средняя группа) по теме

Елена Викторовна Хохлова

Математический проект  по формированию представлений  о геометрических фигурах   у дошкольников  среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlova.docx108.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Радуга» города Туапсе

«Мозаика»

математический проект

по формированию временных представлений

у дошкольников  среднего возраста

Автор  проекта:

воспитатель  

МБДОУ ДС №29 «Радуга»

Хохлова Елена Викторовна

 

                                                           г. Туапсе

2017 г

Содержание:

1.Название и номинация проекта.

2.Пояснительная записка (актуальность проекта;  проблема, решаемая при реализации проекта; контингент участников проекта).

3.Цели и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта.

4.Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта,        механизмы их реализации).

5.Ожидаемые и полученные результаты.

1. Математический проект по формированию представлений о геометрических фигурах  у дошкольников  среднего возраста «Мозаика».

2. Пояснительная записка.

       Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

       Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность «геометрического мышления» – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Этой области знаний посвятили свои труды такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина. Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление. В то же время проблема ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами остается актуальной.

          Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала.

Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

Обследование фигур позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

     Участниками математического проекта являются:

- дети;

- педагоги;

- родители.

     Тип проекта:

по количеству - групповой;

по содержанию - интегративный;

по продолжительности - краткосрочный  (1 месяц);

по доминирующему виду проектной деятельности - исследовательски - творческий.

3. Цели и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта.

Цель:  формировать  представление о геометрических фигурах и  их свойствах, восприятие форм окружающих предметов.

Задачи:

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);

- развивать стремление к творческому процессу познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- способствует формированию обобщенных знаний о фигурах;

- закрепляют представления о фигурах и телах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);

 - структурных элементах геометрических фигур: сторона, угол, их количество;

- форме предметов: круглый, треугольный, квадратный (четырехугольный);

- устанавливать логические связи между группами предметов по форме (у квадратов стороны больше, чем у треугольников);

находить общее и различное  в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм, с определенным количеством элементов в каждой из них.

4. Основные этапы проекта.

План реализации проекта.

Этапы

Непосредственная образовательная деятельность

Работа с родителями

Работа в группе

1 этап

Подготовительный

1.10.17 – 9.10.17

«Незнайка и колобок»

Консультация для родителей "Значение геометрических фигур в жизни ребенка".

Привлечь к изготовлению оздоровительной дорожки из геометрических фигур.

Изготовление оздоровительной дорожки из геометрических фигур.

Изготовление альбома «В мире геометрических фигур».

Папка-передвижка «Геометрическая мозайка".

Организация математического уголка и расширение его ассортимента.

2 этап

Основной

12.10.17- 23.10.17

3 этап

Заключительный

26.10.17-30.10.17

Итоговое мероприятие «Собираем урожай»

(оценка результатов)

Выставка совместных творческих работ

«Фигуры вокруг нас».

Презентация проекта «Мозаика».

5. Предполагаемый результат:

- развитие геометрической зоркости: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы;

- умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно - двигательного анализаторов;

- развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, логического мышления, коммуникативных навыков.

 В результате реализации проекта дети могут систематизировать свои знания о геометрических фигурах  и  их свойствах, а также использовать их как эталоны в познании форм окружающих предметов.

Список используемой литературы 

1. З. А. Михайлова. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. «Детство – пресс» 2002г.

2. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Санкт-Петербург 1997г.

3. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

4. З. А. Михайлова. Математическое развитие дошкольников. «Детство-пресс». 2000г.

5. Т. И. Ерофеева. Математика для дошкольников Москва «Просвещение» 1992г.

6. Соловьева Е.П. «Математика и логика для дошкольников», М., «просвещение», 2002г.

7. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М., 2001г.

8. А. А. Смоленцева. Математика до школы. Н.- Новгород 1996 г.

9. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

10. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва,

 изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.

12. А. П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах», Москва 2012г.

13. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва

«АСТ-ПРЕСС», 2007г.

14. https://vk.com/umnmalish

15. https://vk.com/zaykinaskazka

16. https://vk.com/podelkabelka

17. http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput72.htm

Приложение

Стихи про круг.

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

***

Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье.
Положил для угощенья.
Он - квадратная корзина.
И квадратная картина.
Все четыре стороны.

У квадратика равны.

***

Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!


Стихи про треугольник.

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
                          ***

Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома,
И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!

Стих про квадрат.


Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:


Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

Стихи про овал.


Вот овальный огуречик,
Из него и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.

***

Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.

                            ***

С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок,

На  глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо!

Стих про прямоугольник.


Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.

Загадки

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Круг.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
круг.

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Треугольник.

Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам!
Треугольник.

Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите.
Треугольник.

Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я?
Треугольник.

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …
Квадрат.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
квадрат.

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ...
квадрат.

Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.
Прямоугольник.

Чтение русской народной сказки «Колобок».

Чтение сказок: «Цветик-семицветик», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Приложение

Дидактические игры.

«Назови, одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.

 

 «Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по

одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

 

 «Чудесный мешочек» 

Цель: учить обследовать геометрическую форму предметов, упражнять

в различении форм.

В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

  

 «Кто больше увидит?» 

Цель: закреплять знание геометрических фигур, тренировать память.

Материал: магнитная доска, геометрические фигуры.

На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на магнитной доске. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

 

 «Посмотри вокруг»  

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учить находить предметы определенной формы.

Материал: круглые фишки.

 Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы; форму предметов, не имеющих углов и т.д. За каждый правильный ответ,  играющий или команда, получает  фишку (кружок). Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

«Геометрическая мозаика»

 Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, формировать умение преобразовывать их, развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Материал: наборы геометрических фигур

Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

 «Найди свой домик» 

Цель: закреплять знание геометрических фигур, учить ориентироваться в пространстве.

Материал: модели геометрических фигур.

Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик.

 «Назови геометрическую фигуру»

Цель. Учить зрительно, обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал)

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и

сочетаниях.

Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

 «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить видеть геометрическую форму в окружающих предметах. Материал: нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

«Угадай, что спрятали»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, тренировать память.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Приложение

Подвижные игры.

«Найди своё место!» 

Цель: развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Каждый игрок выбирает себе домик – обруч с лежащей в нём любой геометрической фигурой. По сигналу воспитателя: «Идём гулять!» ребята выходят из своих домиков и гуляют. Воспитатель тем временем меняет фигуры местами. На сигнал «Найди своё место!» дети находят свой домик. Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.

«По местам!»

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Играющие образуют круги. В центре каждого круга лежит предмет (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). По сигналу воспитателя все разбегаются по залу в разные стороны. На сигнал «По местам!» все играющие должны быстро встать в круг вокруг своего предмета. Выигрывают те ребята, которые первыми встали в круг.

«Найди фигуру»

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Воспитатель раздает детям геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники. На полу в разных углах площадки раскладываются по одной такой же геометрической фигуре. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свою фигуру!» дети собираются в соответствующем углу площадки. Можно использовать музыкальное сопровождение игры. Тогда по окончании музыки, дети должны найти свою фигуру.

«Попади в круг»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга из верёвки диаметром 1—1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.

 «Математическое одеяло»

Цель: учить выполнять задания по схемам, закреплять знание геометрических фигур.

1. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки – схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.

 

https://www.o-detstve.ru/assets/images/userfiles/62931/images/xDSC_0543.JPG.pagespeed.ic.eVfeoCVKh9.jpg

«Волшебники»

Цель: закреплять знания геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.

Дети получают канат со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).

 «Буратино»

Цель: развивать воображение, закреплять знания геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.

Дети сидят на ковре «по-турецки» с закрытыми глазами.

Воспитатель: Представьте, что ваш нос – это карандаш. Нарисуйте им…

Дети рисуют воображаемым карандашом геометрические фигуры.

«Корзинки»

Цель: закреплять знания геометрических форм, цветов, цифр.

Дети получают наклейки на футболки с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Стоя парами врассыпную, образовывают «корзинки». Водящий догоняет ребёнка, а он, убегая, прячется в «корзинку». Забежав в «корзинку», ребёнок называет одного из детей по изображению наклейки. Например: «Красный круг!» Кого назвали, тот теперь убегает от водящего. Водящий должен успеть осадить игрока, а игрок опять прячется в «корзинку», называя любого другого игрока.

 «Математическая дорожка»

Цель: закреплять у детей знания геометрических фигур и цвета, умение ориентироваться в пространстве.

На полу лежит дорожка из мягких геометрических фигур разного цвета. Дети шагают или прыгают по ним, в соответствии с заданиями. Можно выполнять задания, двигаясь по геометрическим фигурам, используя схемы.

https://www.o-detstve.ru/assets/images/userfiles/62931/images/xDSC_0547,281,29.JPG.pagespeed.ic.BXKVZ9ZLMt.jpg

Приложение

Пальчиковая гимнастика.

Горошинки.

Горошинки в ряд

В стручочке сидят.                (сжать пальчики в кулачек)

Созреет стручок –

Услышим щелчок.                (разжать кулачок и поднять руку ладонью вверх)

Горошки возьмут

И вниз упадут.                       (опустить руку вниз и пошевелить  пальчиками)

Мой велосипед.

В моём велосипеде

Два круглых колеса,                        (показать руками два круга)

На нем могу гонять я

Хоть двадцать три часа.            (лечь на спину и сделать велосипед ножками)

Давно я научился                      (вытянуть руки вперед,

Руль правильно держать,                                       как будто держите за руль)  

Смотреть перед собою,            (прищурить глаза, как будто 

В ворота проезжать.                             рассматриваете что-то перед собой)       

Мячики.

Вот маленький мячик,  (сложить два пальчика вместе, чтобы получился круг)

Вот мячик побольше,                    (сделать кружок из ладошек)

Вот мячик огромный – смотри!  (показать большой круг руками)

Давай посчитаем мячи:

Раз, два, три.                             (показать по очереди все кружки)

Дом.

Это дом, высокий дом,

(Поднять ручки вверх и соединить кончики пальцев, чтобы получилась крыша)

Две трубы на доме том.

(Поднять обе ручки вверх)

Это – окна,

(Сделать квадратик ладошками)

Это дверь.

(Постучать)

В доме мышка - сам проверь.

(Подвигать пальчиками, как будто мышка убегает)

Яблочко.

Смотри, какое яблочко –

Ранетик наливной!

(Сложить ладошки вместе, как будто держите яблоко)

Оно упало с яблони

В траву передо мной.

(Показать пальчиками вниз)

Скорее, нужно яблочко

Разрезать пополам.

(«Разрезать» воображаемое яблочко пополам ребром ладошки)

Сам съем я половиночку,

Вторую – другу дам.

(Разделить яблоко на две половинки)

Мячик.

Друг веселый, мячик мой!    (Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков)
Всюду, всюду ты со мной!   
(Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим)
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.

Шарик.

Надуваем дружно шарик,    (Собираем в щепотку все пальчики обеих рук, соприкасаясь кончиками пальцев)
Он становится большой.   
(В принятом положении дуйте на получившеюся форму и увеличивайте как будто надувается шарик)
Вот он лопнул, вышел воздух
-    (Воздух выпускаем, и пальчики возвращаются в исходное положение)
Стал он маленький, худой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

"Цветочная мозаика"

План проведения развлечения для детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012

Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие  детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - осенняя викторина

Конспект осенней викторины. Программное    содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарн...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - весенняя викторина

Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания  о деревьях и  кустарниках;  учить распознавать де...