развитие познавательных процессов у дошкольников через формитрование представлений о числе
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) на тему

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста

Задачи:

- формирование представлений о числе (количественная характеристика, пеобразование, навык счёта. выражение количества через число, введение в активную речь математических терминов)

- развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и логического мышления.

- формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике, активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_dlya_sredney_ruppy.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

                   

«Развитие познавательных процессов у дошкольников через формирование представлений о числе»

( перспективное планирование для детей средней группы)

Разработала:

Воспитатель МБДОУ№3

Попова Г.Н.

Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)

- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и логического мышления.

- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.

Актуальность:

Введение счета и измерения при обучении детей представлениям о числе, обоснование принципов отбора содержания, разработка методов, формирование количественных представлений является очень важным аспектом воспитания дошкольников.

Анализ педагогической литературы и существующей педагогической практики показывает, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные обобщения составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В научной литературе, посвящённой математическому развитию детей, обычно декларируется, что ребёнок живёт в образе – наглядном, конкретном, действенном, однако в ней не представлена та сторона его жизнедеятельности, в которой этот образ складывается, оформляется в виде определённых познавательных структур, как образ числа, становится явлением математического развития. Отсутствие направленного руководства со стороны взрослого ходом начального образного овладения количественными отношениями действительности и их речевыми обозначениями, как правило, приводит к заметному отставанию некоторых детей в числовом развитии, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на их обучении математике в школе. В связи с этим тема становления  образа числа у детей дошкольного возраста является актуальной, решение которой может способствовать эффективности воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Педагогические условия становления образа числа:

- накопление моторно-двигательного опыта детей для чувственного освоения пространственно-временной природы образа числа

- речевое общение детей по поводу узнавания количества

- самостоятельность детей в выборе наглядных речевых способов фиксации количественных отношений

- совместная деятельность со сверстником, стимулирующая познание смысла количественной действительности.

Индивидуальная программа «Образ числа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие познавательных процессов  - интуиции, мышления, умения решать познавательные задачи, внимания, памяти, воображения, которые составляют основы творчества.

Ребёнок ,обладающий творческими способностями, готов к познанию нового учебного материала, может самостоятельно планировать свои действия, оценивать полученный результат, а так же овладеть средствами познавательной деятельности (умение производить  классификацию, сериацию, обобщать, находить закономерность, продолжить ряд, схематизировать, моделировать.)

Формы работы:

- игры- занятия (комплексные, театрализованные, сюжетно-игровые)

- дидактические игры

- сюжетно-ролевые игры

-настольно-печатные игры

- подвижные игры

-словесные игры

-развлечения

-работа с родителями (оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, индивидуальная работа, проведение мастер-классов)

Игры-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут.

Развлечения – 1 раз в год.

Организация игровой деятельности проводиться как под руководством воспитателя, так и в самостоятельной игровой деятельности детей в процессе всех режимных моментов.

Планируемые результаты:

Дети знают:

- названия чисел от 1 до 10

- названия цифр от 1 до 9, обозначающих число

-названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дети  умеют:

- соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счётный материал) с количеством предметов в данной группе.

- сравнивать количество элементов во множествах, выраженных смежными числами, путём составления пар с помощью слов столько-сколько, равно, не равно, больше, меньше, поровну.

-сопоставлять количество элементов во множествах с цифрой

- выделять предметы из группы по общему названию  (признаку), сравнивать предметы, разбивать предметы на группы в соответствии с общим названием (признаком) (в том числе и геометрические фигуры)

- составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков.

Перспективное планирование

      Месяц

  №

         Тема

                            Задачи

сентябрь

1

2.

Число 1

Число 1

1.Познакомить детей с числом 1

2.Закрепить понятия «один», «много»

3.Развивать творческие способности в рисовании.

1.Продолжать знакомить детей с числом 1

2.Упражнять в выделении одного предмета из множества

3.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг

4.Упражнять в классификации предметов по одному признаку: цвет, размер

5.Развивать творчество при составлении панно из кругов.

3.

4.

Число 1

Число 2

1.Познакомить детей с цифрой 1

2.учить детей соотносить количество предметов с цифрой

3.Учить детей пользоваться обобщающим понятием и находить лишний предмет

1.Познакомить детей с числом 2 и его образованием

2.Познакомить с тем, что луна вращается вокруг Земли. Она является её спутником.

3.Познакомить с ночными животными: сова, ночная бабочка, летучая мышь

4.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг

5.Развивать творчество при рисовании красками.

октябрь

1.

2

3.

4.

Число 2

Число 2

Число 2

Число 3

1.Познакомить детей с тем, что луна «управляет» движением воды в природе; с изменением воды с учётом условий: снег, лёд, роса.

2.Познакомить со смешением двух красок: синей и жёлтой

3.Развивать воображение при рисовании данными красками.

1.Познакомить детей с цифрой 2, с понятием «пара»

2.Упражнять в решении логической задачи «Найди пару»

3.Развивать мышление при лепке цифры 2

4.Упражнять в классификации предметов по двум признакам: цвет и форма

1.Закрепить знания детей о числе 2

2.Развивать умения находить знакомые цифры 1 и 2 среди других цифр.

3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой

4.Упражнять в сравнении двух групп предметов

1.Познакомить детей с числом 3 и его образованием, выяснить, где это число встречается в природе, в каких «живёт» сказках

2.Познакомить с вооружением русских богатырей (шлем, щит, копьё, кольчуга), из чего сделаны (металл)

3.Упражнять в построении сериации по ширине

ноябрь

1.

2.

3.

4.

Число 3

Число 3

Число 3

Число 4

1.Продолжать знакомить детей с числом 3

2.Упражнять в сравнении смежных чисел

3. Упражнять в составлении треугольника из счётных палочек

4.Упражнять в классификации треугольников по двум признакам: цвету и размеру

5. Развивать воображение при составлении панно из треугольников

1.Познакомить детей с цифрой 3

2.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой

3.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и построить ряд

         

1. Упражнять в нахождении цифры 3 среди других цифр

2.Упражнять в отсчёте предметов  в пределах 3

3.Закреплять умение в сравнении смежных чисел

4.Развивать мышление при составлении гирлянды из трёх колец.

1.Познакомить детей с числом 4: где это число встречается в окружающей обстановке (у стола 4 ножки, у машины 4 колеса и т. д.)

2.Продолжать знакомить детей с временами года: название, характерные признаки

3.Провести сравнительный анализ геометрических фигур: куб и квадрат.

4.Упражнять в составление панно из квадратов

Декабрь

1.

2.

3.

4.

Число 4

Число 4

Число 5

Число 5

1.Познакомить детей с цифрой 4

2. Познакомить с образованием числа 4

3.Упражнять в сравнении смежных чисел

4.Упражнять в построении сериации по длине

1.Учить детей находить цифру 4 среди других цифр

2. Учить детей сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4

3. Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 4

4.Упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги «на», «под». «за»

1.Познакомить детей с числом 5: где это число встречается в природе (морская звезда, пять пальцев на руке и т.д.)

2.Познакомить с образованием числа 5

3.Упражнять в прямом счёте в пределах 5

4.Упражнять в классификации фигур по одному признаку: форма

1.Познакомить  детей с цифрой 5

2. Сравнение смежных чисел

3.Упражнять в построении сериации

январь

1.

2.

Число 5

Число 6

1.Учить детей находить цифру 5 среди других цифр

2.Упражнять в пересчёте предметов в пределах 5

3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4,5

4.Упражнять в построении простого логического ряда

1.Познакомить детей с числом 6, где оно встречается в природе (ноги у насекомых, соты у пчёл и т.д.)

2.Познакомить с образованием числа 6

3.Упражнять в счёте в пределах 6

4. Упражнять в ориентировке в пространстве: «лево», «право», «впереди», «сзади»

Февраль

1.

2.

3.

Число 6

Число 6

Число 7

1.Познакомить детей с цифрой 6

2. Закрепить названия цифр 1-5

3. Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 6

4.Упражнять в прямом счёте в пределах 6

5.Развивать смекалку, мышление при разгадывании загадок.

1.Учить находить цифру 6 среди других цифр

2.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 6

3.Упражнять в сравнении смежных чисел

4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд.

1.Познакомить детей с числом 7, где оно встречается в природе (ноты в музыке, цвета радуги, дни недели и т. д.)

2. Познакомить детей с образованием числа7

3.Познакомить детей с названиями дней недели, цветами радуги.

4.Учить считать в пределах 7

5.Развивать творчество при рисовании красками.

март

1.

2.

3.

4.

Число 7

Число 7

Число 8

Число 8

1.Познакомить детей с цифрой 7

2.Упражнять в счёте в пределах 7

3.Развивать смекалку, мышление при отгадывании загадок

4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд

1.Упражнять в нахождении цифры 7 среди других цифр.

2.Закрепить названия цифр 1-7

3.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 7

4.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 7

5.Закрепить понятия «длинный», «короткий», «высокий», «низкий»

1.Познакомить детей с числом 8 и его образованием

2.Учить считать в пределах 8

3. Упражнять в сравнении смежных чисел

4. Упражнять в решении простой логической задачи

1.Познакомить с цифрой 8

2.Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 8

3.Учить сопоставлять цифру 8 с количеством предметов

4.Упражнять в решении простой логической задачи: что лишнее.

апрель

1.

2.

3.

4.

Число 8

Число 9

Число 9

Число 9

1.Закрепить названия цифр 7и 8

2.Упражнять в нахождении их среди других цифр

3.Упражнять в сопоставлении  количества предметов с цифрой

4.Закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь

1.Познакомить детей с числом 9 и его образованием

2.Учить считать в пределах 9

3.Упражнять в сравнении смежных чисел

4.Закрепить дни недели.

1.Познакомить с цифрой 9

2.Упражнять в нахождении знакомых цифр и сопоставлять их с количеством предметов

3.Упражнять в решении простой логической задачи

1.Упражнять в нахождении цифры 9 среди других цифр

2. Закрепить названия цифр 7-9

3.Формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов

май

1.

2.

3.

Число и цифра 0

Количество и счёт

Творческое задание «Моё любимое число»

Развлечение

Приключение Нолика»

1.Познакомить детей с числом и цифрой 0

2.Упражнять в счёте в пределах 10

3.Познакомить с числовым рядом.

4.Закрепить названия цифр 1-9

1.Упражнять в счёте в пределах 10

2.закрепить названия цифр 1-9

3.Развивать творчество детей в рисовании

Закрепление пройденного материала

Используемая литература:

Соловьёва Е. В. «Математика и логика для дошкольников»  - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2001г.

Метлина Л. С. «Занятия по математике в детском саду» - М.:Просвещение, 1982г.

Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» - Ярославль: Академия развития, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и играми на бумажных носителях. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но...

«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...

Развитие познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность

Самообразование воспитателя ДОУРазвитие познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ через проектную деятельностьРазработка и проведение с детьми цикла проектов различной направленности (исследовател...

« Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»

Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был, как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловн...

статья Развитие психических процессов у дошкольников через

Бумага – это материал, который отвечает всем исследовательским потребностям ребенка. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым измен...