развитие познавательных процессов у дошкольников через формитрование представлений о числе
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) на тему
цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста
Задачи:
- формирование представлений о числе (количественная характеристика, пеобразование, навык счёта. выражение количества через число, введение в активную речь математических терминов)
- развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и логического мышления.
- формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике, активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_dlya_sredney_ruppy.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных процессов у дошкольников через формирование представлений о числе»
( перспективное планирование для детей средней группы)
Разработала:
Воспитатель МБДОУ№3
Попова Г.Н.
Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)
- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и логического мышления.
- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Актуальность:
Введение счета и измерения при обучении детей представлениям о числе, обоснование принципов отбора содержания, разработка методов, формирование количественных представлений является очень важным аспектом воспитания дошкольников.
Анализ педагогической литературы и существующей педагогической практики показывает, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные обобщения составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В научной литературе, посвящённой математическому развитию детей, обычно декларируется, что ребёнок живёт в образе – наглядном, конкретном, действенном, однако в ней не представлена та сторона его жизнедеятельности, в которой этот образ складывается, оформляется в виде определённых познавательных структур, как образ числа, становится явлением математического развития. Отсутствие направленного руководства со стороны взрослого ходом начального образного овладения количественными отношениями действительности и их речевыми обозначениями, как правило, приводит к заметному отставанию некоторых детей в числовом развитии, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на их обучении математике в школе. В связи с этим тема становления образа числа у детей дошкольного возраста является актуальной, решение которой может способствовать эффективности воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Педагогические условия становления образа числа:
- накопление моторно-двигательного опыта детей для чувственного освоения пространственно-временной природы образа числа
- речевое общение детей по поводу узнавания количества
- самостоятельность детей в выборе наглядных речевых способов фиксации количественных отношений
- совместная деятельность со сверстником, стимулирующая познание смысла количественной действительности.
Индивидуальная программа «Образ числа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие познавательных процессов - интуиции, мышления, умения решать познавательные задачи, внимания, памяти, воображения, которые составляют основы творчества.
Ребёнок ,обладающий творческими способностями, готов к познанию нового учебного материала, может самостоятельно планировать свои действия, оценивать полученный результат, а так же овладеть средствами познавательной деятельности (умение производить классификацию, сериацию, обобщать, находить закономерность, продолжить ряд, схематизировать, моделировать.)
Формы работы:
- игры- занятия (комплексные, театрализованные, сюжетно-игровые)
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
-настольно-печатные игры
- подвижные игры
-словесные игры
-развлечения
-работа с родителями (оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, индивидуальная работа, проведение мастер-классов)
Игры-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут.
Развлечения – 1 раз в год.
Организация игровой деятельности проводиться как под руководством воспитателя, так и в самостоятельной игровой деятельности детей в процессе всех режимных моментов.
Планируемые результаты:
Дети знают:
- названия чисел от 1 до 10
- названия цифр от 1 до 9, обозначающих число
-названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дети умеют:
- соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счётный материал) с количеством предметов в данной группе.
- сравнивать количество элементов во множествах, выраженных смежными числами, путём составления пар с помощью слов столько-сколько, равно, не равно, больше, меньше, поровну.
-сопоставлять количество элементов во множествах с цифрой
- выделять предметы из группы по общему названию (признаку), сравнивать предметы, разбивать предметы на группы в соответствии с общим названием (признаком) (в том числе и геометрические фигуры)
- составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков.
Перспективное планирование
Месяц | № | Тема | Задачи |
сентябрь | 1 2. | Число 1 Число 1 | 1.Познакомить детей с числом 1 2.Закрепить понятия «один», «много» 3.Развивать творческие способности в рисовании. 1.Продолжать знакомить детей с числом 1 2.Упражнять в выделении одного предмета из множества 3.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг 4.Упражнять в классификации предметов по одному признаку: цвет, размер 5.Развивать творчество при составлении панно из кругов. |
3. 4. | Число 1 Число 2 | 1.Познакомить детей с цифрой 1 2.учить детей соотносить количество предметов с цифрой 3.Учить детей пользоваться обобщающим понятием и находить лишний предмет 1.Познакомить детей с числом 2 и его образованием 2.Познакомить с тем, что луна вращается вокруг Земли. Она является её спутником. 3.Познакомить с ночными животными: сова, ночная бабочка, летучая мышь 4.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг 5.Развивать творчество при рисовании красками. | |
октябрь | 1. 2 3. 4. | Число 2 Число 2 Число 2 Число 3 | 1.Познакомить детей с тем, что луна «управляет» движением воды в природе; с изменением воды с учётом условий: снег, лёд, роса. 2.Познакомить со смешением двух красок: синей и жёлтой 3.Развивать воображение при рисовании данными красками. 1.Познакомить детей с цифрой 2, с понятием «пара» 2.Упражнять в решении логической задачи «Найди пару» 3.Развивать мышление при лепке цифры 2 4.Упражнять в классификации предметов по двум признакам: цвет и форма 1.Закрепить знания детей о числе 2 2.Развивать умения находить знакомые цифры 1 и 2 среди других цифр. 3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 4.Упражнять в сравнении двух групп предметов 1.Познакомить детей с числом 3 и его образованием, выяснить, где это число встречается в природе, в каких «живёт» сказках 2.Познакомить с вооружением русских богатырей (шлем, щит, копьё, кольчуга), из чего сделаны (металл) 3.Упражнять в построении сериации по ширине |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | Число 3 Число 3 Число 3 Число 4 | 1.Продолжать знакомить детей с числом 3 2.Упражнять в сравнении смежных чисел 3. Упражнять в составлении треугольника из счётных палочек 4.Упражнять в классификации треугольников по двум признакам: цвету и размеру 5. Развивать воображение при составлении панно из треугольников 1.Познакомить детей с цифрой 3 2.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 3.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и построить ряд
1. Упражнять в нахождении цифры 3 среди других цифр 2.Упражнять в отсчёте предметов в пределах 3 3.Закреплять умение в сравнении смежных чисел 4.Развивать мышление при составлении гирлянды из трёх колец. 1.Познакомить детей с числом 4: где это число встречается в окружающей обстановке (у стола 4 ножки, у машины 4 колеса и т. д.) 2.Продолжать знакомить детей с временами года: название, характерные признаки 3.Провести сравнительный анализ геометрических фигур: куб и квадрат. 4.Упражнять в составление панно из квадратов |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. | Число 4 Число 4 Число 5 Число 5 | 1.Познакомить детей с цифрой 4 2. Познакомить с образованием числа 4 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Упражнять в построении сериации по длине 1.Учить детей находить цифру 4 среди других цифр 2. Учить детей сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4 3. Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 4 4.Упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги «на», «под». «за» 1.Познакомить детей с числом 5: где это число встречается в природе (морская звезда, пять пальцев на руке и т.д.) 2.Познакомить с образованием числа 5 3.Упражнять в прямом счёте в пределах 5 4.Упражнять в классификации фигур по одному признаку: форма 1.Познакомить детей с цифрой 5 2. Сравнение смежных чисел 3.Упражнять в построении сериации |
январь | 1. 2. | Число 5 Число 6 | 1.Учить детей находить цифру 5 среди других цифр 2.Упражнять в пересчёте предметов в пределах 5 3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4,5 4.Упражнять в построении простого логического ряда 1.Познакомить детей с числом 6, где оно встречается в природе (ноги у насекомых, соты у пчёл и т.д.) 2.Познакомить с образованием числа 6 3.Упражнять в счёте в пределах 6 4. Упражнять в ориентировке в пространстве: «лево», «право», «впереди», «сзади» |
Февраль | 1. 2. 3. | Число 6 Число 6 Число 7 | 1.Познакомить детей с цифрой 6 2. Закрепить названия цифр 1-5 3. Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 6 4.Упражнять в прямом счёте в пределах 6 5.Развивать смекалку, мышление при разгадывании загадок. 1.Учить находить цифру 6 среди других цифр 2.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 6 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд. 1.Познакомить детей с числом 7, где оно встречается в природе (ноты в музыке, цвета радуги, дни недели и т. д.) 2. Познакомить детей с образованием числа7 3.Познакомить детей с названиями дней недели, цветами радуги. 4.Учить считать в пределах 7 5.Развивать творчество при рисовании красками. |
март | 1. 2. 3. 4. | Число 7 Число 7 Число 8 Число 8 | 1.Познакомить детей с цифрой 7 2.Упражнять в счёте в пределах 7 3.Развивать смекалку, мышление при отгадывании загадок 4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд 1.Упражнять в нахождении цифры 7 среди других цифр. 2.Закрепить названия цифр 1-7 3.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 7 4.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 7 5.Закрепить понятия «длинный», «короткий», «высокий», «низкий» 1.Познакомить детей с числом 8 и его образованием 2.Учить считать в пределах 8 3. Упражнять в сравнении смежных чисел 4. Упражнять в решении простой логической задачи 1.Познакомить с цифрой 8 2.Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 8 3.Учить сопоставлять цифру 8 с количеством предметов 4.Упражнять в решении простой логической задачи: что лишнее. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | Число 8 Число 9 Число 9 Число 9 | 1.Закрепить названия цифр 7и 8 2.Упражнять в нахождении их среди других цифр 3.Упражнять в сопоставлении количества предметов с цифрой 4.Закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь 1.Познакомить детей с числом 9 и его образованием 2.Учить считать в пределах 9 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Закрепить дни недели. 1.Познакомить с цифрой 9 2.Упражнять в нахождении знакомых цифр и сопоставлять их с количеством предметов 3.Упражнять в решении простой логической задачи 1.Упражнять в нахождении цифры 9 среди других цифр 2. Закрепить названия цифр 7-9 3.Формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов |
май | 1. 2. 3. | Число и цифра 0 Количество и счёт Творческое задание «Моё любимое число» Развлечение Приключение Нолика» | 1.Познакомить детей с числом и цифрой 0 2.Упражнять в счёте в пределах 10 3.Познакомить с числовым рядом. 4.Закрепить названия цифр 1-9 1.Упражнять в счёте в пределах 10 2.закрепить названия цифр 1-9 3.Развивать творчество детей в рисовании Закрепление пройденного материала |
Используемая литература:
Соловьёва Е. В. «Математика и логика для дошкольников» - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2001г.
Метлина Л. С. «Занятия по математике в детском саду» - М.:Просвещение, 1982г.
Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» - Ярославль: Академия развития, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижных игр в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и играми на бумажных носителях. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но...
«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...
Консультация для родителей "Развитие психических процессов у дошкольников через кинезиологические упражнения".
Консультация для родителей...
Развитие познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность
Самообразование воспитателя ДОУРазвитие познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ через проектную деятельностьРазработка и проведение с детьми цикла проектов различной направленности (исследовател...
« Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»
Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был, как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловн...
статья Развитие психических процессов у дошкольников через
Бумага – это материал, который отвечает всем исследовательским потребностям ребенка. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым измен...