«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"
статья (старшая группа) на тему
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, в том числе и через исследовательскую деятельность. Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы и постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrozovaniya_administratsii.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных навыков у дошкольников,
через познавательно-исследовательскую деятельность»
Введение
«Для ребенка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться, становиться тем,
что он есть в процессе исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн.
Ребенок живет в окружающем его наполненном переживаний и чудес мире. И всё что он видит, чувствует, с самого рождения с интересом и любознательностью складывает в свою жизненную копилку знаний. Но познать весь этот огромный, неизведанный мир помогаем мы - взрослые.
Актуальность работы
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, в том числе и через исследовательскую деятельность. Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы и постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Цель работы: Разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на решение задач развития познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса развития познавательной деятельности дошкольников.
2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
1. Проблема развития познавательно – исследовательской деятельности в научно
методической литературе.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Раздел II, п. 2,6. Содержание образовательной области «Познавательное развитие » направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.
Для детей дошкольного возраста характерной особенностью является повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Ребенок учится у жизни. Ежедневно он познаёт все новые и новые предметы, стремится найти сходства и различия, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее познание предметов по форме, цвету, назначению.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности и чтобы их раскрыть, увидеть, нужно в значительной мере создать условия жизни ребенка для становления познавательно-исследовательской деятельности. Методы обучения детей дошкольного возраста направлены на развитие памяти, воображение, внимания и умение сравнивать характерные признаки предметов, получать удовлетворение от найденных решений. И когда ребенок сам действует с предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому главное в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Н. Н. Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста..
- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
- ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения; при этом современная ситуация требует не фрагментарного использования, а его доминирования над репродуктивными методами.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. А экспериментирование и исследовательская деятельность остаются главной ступенью ведущей маленьких детей к познанию.
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя Корчагиной Н.М. на по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
тему: «Необычные краски осени»
Цель: формирование нравственно-этических норм и художественного мышления. Развитие умения самостоятельно создавать растительные краски и простые изображения.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о природных красителях;
- упражнять в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике.
Развивающие:
- развивать и активизировать диалоговую речь, логическое мышление, и внимание;
- развивать любознательность через экспериментирование.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментированию;
- воспитывать чувство отзывчивости, доброжелательности;
- воспитывать аккуратность.
Интеграция: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое.
Оборудование: стаканы со свёклой и морковью натертыми на тёрке, стаканы с морковью порезанными кубиками, блюдца, ситечки, чайные ложечки, лоскуты белой ткани и марли, ватные палочки, фартуки и нарукавники – для каждого ребенка.
Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: - ткань, краситель, окрашивает, разноцветные, выжать, чайная.
Предварительная работа: экскурсии в осенний парк, чтение художественной литературы. К. П. Паустовский « Жёлтый свет» (отрывок).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент: дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Ответы детей)
В. Ребята, ответе ,пожалуйста, на простой вопрос, Какое сейчас время года? (Осень)
А сколько у осени месяцев, давайте мы их назовём? (Сентябрь. Октябрь, Ноябрь)
В. А вот если бы мы с вами были художниками, то какими красками бы разукрасили сентябрь? (Много зелени, чуть-чуть красный и оранжевый цвета) (Просмотр слайда №1).
В. А какие краски у октября месяца? (Много оранжевого, жёлтого, красного, бардового, коричневого) (Просмотр слайда №2).
В. Ну, а что осталось ноябрю? (голые деревья и коричневый цвет). (Просмотр слайда №3)
Воспитатель обращает внимание на краски осени, и просит запомнить их.
( Слайд №4)- Девушка-Осень.(задание от осени)
Осень прислала вам посылку, (показать содержимое), И попросила поиграть в игру «Найди свою салфетку» (объяснить правила игры),
Игра: «Найди свою салфетку»
На подносе лежат белые салфетки одного размера, каждый ребёнок берёт себе одну, любую салфетку, рассматривает её, запоминает и обратно кладёт на поднос. Воспитатель перемешивает салфетки и просит детей быстро найти и забрать свою салфетку (Дети затрудняются в поиске)
В. Как вы думаете почему вы не нашли свои салфетки? (они все одинаковые).
Ребята, что можно сделать с салфетками, чтобы они стали красивыми и яркими. (раскрасить их).
Воспитатель: правильно. Раскрасить их, и для этого нам понадобятся краски. Сегодня у нас будут необычные краски, а вот почему я сейчас расскажу. А знаете ли вы, что раньше, когда люди еще не придумали краски, они пользовались тем, что давала им природа. И мы с вами сегодня воспользуемся, старинными рецептами изготовления красок. А делать это мы будем в нашей, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ, куда я вас и приглашаю. (Дети проходят к столам). Для начала нам нужно одеть фартуки (дети одевают фартуки и садятся за столы).
Эксперимент №1
На столе две банки с равным количеством заварки.
Воспитатель: как вы думаете, каким образом мы можем получить краску из чайных листьев? (заварить).
- Что нужно сделать, чтобы заварить чай? (налить воду)
-Какую, холодную или горячую? (горячую). Проверка выдвинутой гипотезы. На банках разные знаки (снежинка, огонь).
-Как вы думаете, какую воду нужно налить в банку со значком «снежинка». (холодную).
-Какую воду нужно налить со знаком «огонь» (горячую).
-Какая вода в ваших стаканах? (холодная). Вылейте воду в банку со значком «снежинка), а я налью горячую в другую банку.
-В какой банке вода быстрее окрасилась? Почему?
Вывод: Чтобы заварить чай, его надо залить кипятком (горячей водой).
Оставим банки ненадолго, позже посмотрим, что произойдет. (Прикрыть банки салфеткой).
Эксперимент №2
Воспитатель: ребята скажите, а вы пили морковный сок? (Да)
Воспитатель: А знаете ли вы, что сок моркови можно использовать как краску
- Возьмем морковь порезанную кубиками, а другую натертую на терке. Для того чтобы получить из нее краску, нам нужно выжать сок.
- Как вы думаете, из какой моркови можно выжать сок? (ответы детей).
Проверка выдвинутой гипотезы.
- Давайте мы сейчас проверим, для этого возьмите морковь нарезанную кубиками, положите в марлю, заверните марлю, и попробуйте нажать на нее. Появился сок (нет).
Затем, воспитатель предлагает детям чайной ложкой положить морковь на середину лоскута марли, свернуть его и выдавить сок.
-Мы получили сок, какого он цвета ? (желтый, оранжевый).
- Ну, вот, ребята, мы сделали, еще один природный краситель.
Вывод: сок можно выдавить из моркови, измельченной на мелкой терке.
Эксперимент №3.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что свекла, так же как и морковь натерта на тёрке.
-Как вы думаете, можно ли воспользоваться тем же способом получения сока из свёклы, какой мы использовали с морковью? (да)
- Но только для того, чтобы не запачкать ручки, мы воспользуемся ситечком.
Воспитатель предлагает поставить ситечко на стакан и положить ложечкой в него свёклу.
-Для того чтобы выжать сок мы воспользоваться ложкой, будем ей надавить на свеклу.
-Какого цвета получился сок? (темно-красный, бордовый).
- Посмотрите, ребята, а вот и еще краска.
Вывод: чтобы получить краску бордового цвета нужно выжать натертую на терке свеклу.
Воспитатель просит детей снова обратить внимание на банки с заваренным чаем.
Воспитатель: Что изменилось? (Чай в банке с горячей водой заварился ярче, чаинки на дне). Мы получили растительные краски, теперь сделаем белые платочки разноцветными.
В. Ох, что-то мы засиделись, а перед тем как раскрасить наши салфетки мы немного отдохнём , подходите все ко мне и становитесь кружочком.
Физкультминутка: «Сказка про краски»
Если б все на свете было
Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным... (Руки на поясе, наклоны туловища)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! (Прыжки на месте, на левой, правой, на
двух ногах).
.(Е. Руженцев)
-Мы с вами получили растительные краски, теперь давайте сделаем белые салфетки разноцветными.
Воспитатель: ребята, давайте порадуем Осень и нарисуем на лоскутах горошины, листочки, а рисовать мы с вами будем не кисточками, а ватными палочками и шаблонами из картошки. Возьмите их, опустите в понравившуюся больше всего краску из моркови, чая или свёклы, украсьте салфетки.. (Дети рисуют ватными палочками и шаблонами на салфетках).
- (Демонстрация выполненных работ, слайд №5)
Воспитатель: итак ребята сегодня мы с вами узнали, что краски можно не только купить в магазине, но и сделать самим.
- А теперь расскажите, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам за работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НОД позволил детям получить новые знания, и расширил горизонты для развития познавательно-исследовательской деятельности. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы и методы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. В начале непосредственно образовательной деятельности была показан проект с использованием насыщенных красочных иллюстраций осени, что нацелило детей на дальнейшую работу. Большой интерес у детей вызвало экспериментирование, где ребята самостоятельно могли получить природные краски, а затем применить в деле.
В каждом моменте непосредственно образовательной деятельности использовалась работа с детьми поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и развитие логического мышления. НОД показал, что дети с интересом и любознательностью приступают к поставленной задаче, хотят своими руками, самостоятельно получить нужный результат. Поэтому программные задачи были выполнены, а дети получили эмоциональное удовольствие и новую копилку знаний и умений.
Список использованных источников
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования" 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...
Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность
В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...
Консультация для родителей на тему: «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Как организовать домашний театр и игры с театральными куклами....
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавател...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности
laquo;Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения» А. Сент – ЭкзюпериДошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника...