Развитие познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры и упражнения.
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия №81» города Сыктывкара
ОПЫТ РАБОТЫ
по теме
«Развитие познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры»
Выполнила: Колосова Татьяна Васильевна
- Сыктывкар -
2013
Введение
Развивающие игры способствуют сообразительности, логики, пространственного воображения, математических и прочих способностей и приёмов мышления. При этом главное, на что обращается внимание – творчество: ребенок сам проходит через систему задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.
Актуальность проблемы заинтересованность детей и развитие познавательной активности, реализации ребенком творческой возможности ведя к пониманию закономерностей.
Цель работы: формирование и развитие способностей ребенка.
Суть использования игр:
- Ребенок погружается в мир игры.
- Ребенок вовлекается в игру, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
- Освоив новую игру, ребенок может заниматься самостоятельно.
- Перед ребенком ставятся ряд задач, которые постепенно усложняются.
- Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким уже сделанным заданиям или временно остановить эту игру.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствовать развитию его творческих способностей.
Задачи работы:
- Формирование гармонично развитой личности.
- Развитие математических способностей детей.
- Развитие интереса.
- Развитие навыков межличностного общения, умение самостоятельно решать комплексные задачи по математике.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие памяти, мышления и внимания.
- Расширение кругозора детей.
Особенности развивающих игр:
- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и т.д.
- Задачи задаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, устной инструкции, таким образом знакомят с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены в порядке возрастания сложности (от простого к сложному).
- Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач или нельзя подсказывать.
- Нельзя требовать и добиваться чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
- Решение задачи представляет перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно – образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в воспитании дошкольников.
Дети любят играть. Они с удовольствием помногу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут…учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
О важности использования дидактической игры в воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И.Грехова, В.А. Дрязгунова, Г.В. Кирикэ, А.С. Макаревич, Л.П. Молодова и другие. Значение проблемы обучения в игре в познавательном процессе настолько велико, что я сочла возможным обратиться к её рассмотрению ещё раз.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра и содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно – волевую сферу ребенка. Специфика этого компонента игры определяется возрастом дошкольников: конкретные правила, состоящие из одного – двух элементов в играх для малышей, от группы к группе усложняются, становятся более жесткими и, что очень важно, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Для детей, начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер. Это допустимо в случаях загадывания и отгадывания, узнавания, поиска, раскладывания по порядку. Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентировать на решение конкретных задач.
Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.
Обучающие игры математического содержания используются педагогами, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Такие игры помогают осознать уникальность и неповторимость каждого объекта.
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Работа с родителями:
- Оформление папки – передвижки «Развивающие игры по математике»;
- пополнение методического кабинета стихами, загадками, физ. минутками, считалками по математике;
- открытые занятия «Счёт до 5», «Игра – путешествие»;
- изготовление дидактических игр;
- изготовление раздаточного материала «Геометрические фигуры».
На протяжении двух лет я работала над решением развития познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры.
Основная цель моей работы – формирование и развитие мыслительных способностей ребёнка. В своей педагогической деятельности я использовала такие педагогические средства: специально – организованная среда; физминутки; игры (словесные и пальчиковые); работа с родителями; диагностика и контроль; папки – передвижки.
Важным моментом в работе является – предоставление возможности всем детям усвоить программу и показывать уровень развития дошкольников.
Я серьезно отношусь к знакомству ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками, что является одной из сторон чувственного познания. От уровня форсированности восприятия, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления зависит дальнейшее развитие.
Мне, как педагогу интересно наблюдать, как идёт развитие ребенка, какими путями ребенок достигает цели на поставленную задачу.
Для совершенствования организации игр и упражнений, которые способствуют развитию элементарных математических представлений, я использую игры с нестандартным оборудованием (бросовый материал), открытые занятия, работу с родителями.
При таком подходе дети и родители стремятся к воспитателю, который помогает им преодолеть трудности, возникшие при освоении материала, через консультации, игры, упражнения.
Задачи на перспективу:
- Закреплять и обогащать математические представления дошкольника;
- Развивать умения взаимодействовать с партнёром в новой для дошкольника ситуации;
- Помогать родителям через «включенное» наблюдение увидеть процесс математического развития собственного ребенка, оценить его достижения, коммуникативные навыки, выявить затруднения;
- Разработать увлекательные и познавательные игры через сотрудничество – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ;
- Использование игры «Блоки Дьенеша», стимулирующей математическое развитие.
Перечень используемой литературы:
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Изд., Москва. 2000г.
- Бондаренко Т.М. комплексные занятия в средней группе детского сада. ТЦ «Учитель»: Воронеж, 2012г.
- Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989г.
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). М.: Знание, 1994г.
- Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л. Большой учебник для маленьких учеников. 3-4 лет.
- Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л. Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет.
- Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1987г.
- Дъяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение 1991г.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2007г.
- Михайлова З.А. Математика от 3 до7. Санкт – Петербург, 1999г.
- Пенкина О.Б., Подосенова И.П. Развиваем внимание 3-4 лет.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань С-П, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...
Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
1. Беседа о цветах первоцветах2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3. Чтение стихов о цветах4....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.
Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...
развитие познавательных процессов у дошкольников через формитрование представлений о числе
цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возрастаЗадачи:- формирование представлений о числе (количественная характерист...
Методическая разработка «Развитие математических способностей у дошкольников через развивающие игры»
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. ...
Комментарии
Спасибо! Все очень подробно
Спасибо! Все очень подробно расписано, интересный материал.