Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида Увлекательные игры Воскобовича
консультация по математике (старшая группа)

Янузакова Фатима Тагировна

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Самые известные из них – «Геоконт»  и «Квадрат Воскобовича».

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

 Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

•    Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

•   Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

•    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

•  Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

•    Развитие мелкой моторики.

 

Соответствие игровых универсальных комплексов ФГОС ДО

Введение нового ФГОС ДО связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Данный подход как нельзя лучше отражен в использовании игровых универсальных средств - «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», они раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО.

Например, игровой комплекс «Коврограф Ларчик» развивает мышление, воображение, знакомит детей с меркой, помогает овладеть разными способами владения ею (познавательное развитие), развивает интеллектуальные и творческие способности дошкольников, учит играть, общаясь друг с другом (социально-коммуникативное развитие), составлять диковинные картины и узоры из веревочек и кружков (художественно-эстетическое развитие). Путешествуя по игровому полю вместе со сказочными персонажами, ребенок словно описывает свой путь и ищет решения возникающих проблемных ситуаций (речевое развитие), развивает мелкую моторику руки и зрительную память (физическое развитие).

Таким образом, только в одном игровом комплексе происходит органическая интеграция всех образовательных областей. Играть ребенок может как со взрослым, так и самостоятельно. Аналогичная интеграция прослеживается и при работе с игровым комплектом «МиниЛарчик».

Рассматривая данные универсальные средства с точки зрения основных направленностей работы с ними, хочется выделить главные из них:

Во-первых, соответствие ФГОС ДО и раскрытие каждой из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Немаловажен аспект именно интеграции данных областей при использовании игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и комплекта «МиниЛарчик». Например, при использовании пространственных карточек «Лев-Павлин-Пони-Лань» педагог учит детей общаться друг с другом посредством использования сказочных персонажей Льва, Павлина, Пони и Лани (социально-коммуникативное развитие); знакомит детей с основными пространственными областям: левая верхняя, правая верхняя, правая нижняя, левая нижняя (познавательное развитие); мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев (речевое развитие); побуждает детей построить для главных героев сказки дома из разноцветных веревочек, применяя комплект «Разноцветные веревочки» (художественно-эстетическое развитие); расположить угощение для животных возле «колодца», используя набор «Разноцветные кружки» (физическое развитие).

Во-вторых, универсальные средства могут использоваться для детей с младшего дошкольного возраста до младшего школьного возраста. В этом отношении данные игровые комплекты позволяют обеспечить преемственность ДОО и начальной школы.

В-третьих, детальный анализ и результаты работы практиков показывают, что «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» применимы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллекта и пр.).

В-четвертых, данные универсальные средства способствуют проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития ребенка (классификация, сериация, пространственные отношения и др.), ознакомлению с окружающим миром, совершенствованию речи и обучению чтению, а также развитию творчества.

Игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и игровой комплект «МиниЛарчик» являются взаимодополняющими универсальных средствами, которые могут использоваться во время, отведенное на непосредственную образовательную деятельность, в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей.

«Коврограф Ларчик» - это в большей степени демонстрационный комплект для педагога, а «МиниЛарчики» -это индивидуальные комплекты для детей, с помощью которых можно проводить фронтальную,подгрупповую и индивидуальную работу с ними.                                   Игровой комплект «МиниЛарчик» представляет собой уменьшенную копию «Корографа Ларчик» и предназначен для индивидуальной или групповой работы детей с дидактическими материалами. Комплект дает возможность для развития самостоятельности каждого ребенка, развития навыков самоконтроля, дает широкие возможности для индивидуализации процесса обучения. Важно, что ребенок всегда может исправить неточности на своем игровом поле при выполнении заданий, что создает дополнительную «ситуацию успеха».

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

 

Социально –коммуникативное развитие

Игровые ситуации для самых маленьких (дети до 4 лет)

«Помоги гномикам найти свой домик» Задачи:

формирование умения классифицировать предметы по цвету;
развитие инициативного общения ребенка взрослым;

- стимулирование      к      проявлению      доброжелательности, сопереживания, стремления оказать помощь.

 

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», пособие       «Разноцветные       квадраты»,       набор       карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, Зеле, Селе).

Игровая ситуация:

Однажды на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошёл дождь. Гномики Кохле, Желе, Зеле и Селе, которые играли на полянке, испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Помогите гномикам, зажгите фонарики над их домиками. От фонариков стало светло и гномики от дождика спрятались каждый в свой домик. Задание:

Прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами того же цвета. Под квадраты поставить соответствующие по цвету картинки гномов.

 

«Что изменилось?» - игра-соревнование (5-7 лет )

Задачи:

-      воспитание культуры поведения и общения;

-      развитие    умения    дружить,    делать    совместный    выбор,
сотрудничать со сверстниками;

-      развитие творческого мышления;

-      развитие мелкой моторики;

-      развитие внимания и памяти.

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»,

игровое поле «МиниЛарчик», пособие «Разноцветные квадраты»,

набор    карточек    «Забавные    буквы»,    набор    «Разноцветные

кружки».

Игровая ситуация:

В    увлекательном    цирковом    представлении    в    Буквоцирке

проходит постановка буквенных этюдов. Каждый раз, как гаснут софиты,    на   арене    происходят    изменения.    Только    самые внимательные смогут заметить изменения.

Задание:

Игроки делятся на две команды. Одна команда загадывает, другая отгадывает. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, наносят на «Коврограф» фантазийный рисунок с применением разноцветных квадратов и карточек «Забавные буквы». Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату и рассказывают о буквенном этюде. По команде: «Софиты погасли», вторая группа выходит из комнаты, а первая производит изменения (не более двух). Вторая группа по возвращении должна заметить, что изменилось. За каждое правильно замеченное изменение выдается кружок, который закрепляет на своей половине поля «МиниЛарчик». Поле «МиниЛарчик» служит способом фиксации успехов (каждой команде закрепляется часть поля «МиниЛарчика» или выдаются кружки одного цвета).

 

 

Познавательное развитие

«Бусы» (4-5 лет) Задачи:

- закрепление понятий свойств фигуры - цвет и размер;

-  тренировка умения определять место объекта по описанию
слева, справа, впереди, позади, между.

Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», набор;

«Разноцветные кружки» и комплект «Разноцветные верёвочки».

Игровая ситуация:

Гномы собрали ягоды и решили сделать из них разные бусы для лесных жителей. Помогите гномам сделать бусы.

Задание:

 Растянуть   красную   верёвочку   по   средней   жёлтой горизонтальной   линии   «МиниЛарчика».   В   соответствии   с описанием приклеивать на верёвочку ягоды-кружки.

1   вариант. В колодце-середине - большая красная ягода, справа от нее - средняя жёлтая, слева от красной - маленькая синяя, перед синей - средняя красная и т.д.

2   вариант. Приклеить красную, синюю и жёлтую ягоды так, чтобы синяя была правее красной, а жёлтая между синей и красной.

Вопросы:   Какая  ягода  между (перед,   после,   правее,  левее) заданной? Которая по счету? Покажи вторую ягоду и т.д.

 

Речевое развитие

imageimage

«На что похоже?» (5-7 лет) Задачи:

-  развитие воображения;

-  развитие речи.

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»,

комплект    «Разноцветные    веревочки»,    персонаж    «Гусеница

Фифа».

Игровая ситуация:

Гусеница   Фифа   задумчиво   ползала   по   Полянке,   после   нее

оставались замысловатые следы.

Задание:

На   «Коврографе»   веревочками   по   очереди   выкладываются

фигуры - «следы» Фифы. На что они похожи?

        «Составь узор» (5-7 лет)

Задачи:

-  обучение детей составлению узора по схеме;

-  развитие умения ориентироваться в пространстве;

-  развитие внимания.

Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», набор

«Разноцветные кружки», персонаж «Гном Селе» (из комплекта «Разноцветные гномы»), схемы.

Игровая ситуация:

Наступила ночь, и на небе стали зажигаться звезды. Стало тихо-тихо. Селе сел на ступеньки у своего дома и стал рассматривать узоры на звездном небе. Потом он достал свои блокнотик и зарисовал узоры. Но вдруг подул ветерок и унес листочки с

узорами. Гномик очень расстроился, ведь он так старался. А вы можете помочь Селе нарисовать узоры?

Задание:

Составить «звездочки» на «МиниЛарчиках» по схеме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Увлекательные игры Воскобовича51.47 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад «Родничок»

комбинированного вида

Увлекательные игры Воскобовича

Подготовила

                                                                  воспитатель

Ф.Т. Янузакова

Пыть-Ях 2016

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Самые известные из них – «Геоконт»  и «Квадрат Воскобовича».

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

 Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

•    Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

•   Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

•    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

•  Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

•    Развитие мелкой моторики.

Соответствие игровых универсальных комплексов ФГОС ДО

Введение нового ФГОС ДО связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Данный подход как нельзя лучше отражен в использовании игровых универсальных средств - «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», они раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО.

Например, игровой комплекс «Коврограф Ларчик» развивает мышление, воображение, знакомит детей с меркой, помогает овладеть разными способами владения ею (познавательное развитие), развивает интеллектуальные и творческие способности дошкольников, учит играть, общаясь друг с другом (социально-коммуникативное развитие), составлять диковинные картины и узоры из веревочек и кружков (художественно-эстетическое развитие). Путешествуя по игровому полю вместе со сказочными персонажами, ребенок словно описывает свой путь и ищет решения возникающих проблемных ситуаций (речевое развитие), развивает мелкую моторику руки и зрительную память (физическое развитие).

Таким образом, только в одном игровом комплексе происходит органическая интеграция всех образовательных областей. Играть ребенок может как со взрослым, так и самостоятельно. Аналогичная интеграция прослеживается и при работе с игровым комплектом «МиниЛарчик».

Рассматривая данные универсальные средства с точки зрения основных направленностей работы с ними, хочется выделить главные из них:

Во-первых, соответствие ФГОС ДО и раскрытие каждой из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Немаловажен аспект именно интеграции данных областей при использовании игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и комплекта «МиниЛарчик». Например, при использовании пространственных карточек «Лев-Павлин-Пони-Лань» педагог учит детей общаться друг с другом посредством использования сказочных персонажей Льва, Павлина, Пони и Лани (социально-коммуникативное развитие); знакомит детей с основными пространственными областям: левая верхняя, правая верхняя, правая нижняя, левая нижняя (познавательное развитие); мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев (речевое развитие); побуждает детей построить для главных героев сказки дома из разноцветных веревочек, применяя комплект «Разноцветные веревочки» (художественно-эстетическое развитие); расположить угощение для животных возле «колодца», используя набор «Разноцветные кружки» (физическое развитие).

Во-вторых, универсальные средства могут использоваться для детей с младшего дошкольного возраста до младшего школьного возраста. В этом отношении данные игровые комплекты позволяют обеспечить преемственность ДОО и начальной школы.

В-третьих, детальный анализ и результаты работы практиков показывают, что «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» применимы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллекта и пр.).

В-четвертых, данные универсальные средства способствуют проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития ребенка (классификация, сериация, пространственные отношения и др.), ознакомлению с окружающим миром, совершенствованию речи и обучению чтению, а также развитию творчества.

Игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и игровой комплект «МиниЛарчик» являются взаимодополняющими универсальных средствами, которые могут использоваться во время, отведенное на непосредственную образовательную деятельность, в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей.

«Коврограф Ларчик» - это в большей степени демонстрационный комплект для педагога, а «МиниЛарчики» -это индивидуальные комплекты для детей, с помощью которых можно проводить фронтальную,подгрупповую и индивидуальную работу с ними.        Игровой комплект «МиниЛарчик» представляет собой уменьшенную копию «Корографа Ларчик» и предназначен для индивидуальной или групповой работы детей с дидактическими материалами. Комплект дает возможность для развития самостоятельности каждого ребенка, развития навыков самоконтроля, дает широкие возможности для индивидуализации процесса обучения. Важно, что ребенок всегда может исправить неточности на своем игровом поле при выполнении заданий, что создает дополнительную «ситуацию успеха».

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Социально –коммуникативное развитие

Игровые ситуации для самых маленьких (дети до 4 лет)

«Помоги гномикам найти свой домик» Задачи:

-        формирование умения классифицировать предметы по цвету;
развитие инициативного общения ребенка взрослым;

- стимулирование      к      проявлению      доброжелательности, сопереживания, стремления оказать помощь.

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», пособие       «Разноцветные       квадраты»,       набор       карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, Зеле, Селе).

Игровая ситуация:

Однажды на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошёл дождь. Гномики Кохле, Желе, Зеле и Селе, которые играли на полянке, испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Помогите гномикам, зажгите фонарики над их домиками. От фонариков стало светло и гномики от дождика спрятались каждый в свой домик. Задание:

Прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами того же цвета. Под квадраты поставить соответствующие по цвету картинки гномов.

«Что изменилось?» - игра-соревнование (5-7 лет )

Задачи:

  • воспитание культуры поведения и общения;
  • развитие    умения    дружить,    делать    совместный    выбор,
    сотрудничать со сверстниками;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие внимания и памяти.

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»,

игровое поле «МиниЛарчик», пособие «Разноцветные квадраты»,

набор    карточек    «Забавные    буквы»,    набор    «Разноцветные

кружки».

Игровая ситуация:

В    увлекательном    цирковом    представлении    в    Буквоцирке

проходит постановка буквенных этюдов. Каждый раз, как гаснут софиты,    на   арене    происходят    изменения.    Только    самые внимательные смогут заметить изменения.

Задание:

Игроки делятся на две команды. Одна команда загадывает, другая отгадывает. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, наносят на «Коврограф» фантазийный рисунок с применением разноцветных квадратов и карточек «Забавные буквы». Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату и рассказывают о буквенном этюде. По команде: «Софиты погасли», вторая группа выходит из комнаты, а первая производит изменения (не более двух). Вторая группа по возвращении должна заметить, что изменилось. За каждое правильно замеченное изменение выдается кружок, который закрепляет на своей половине поля «МиниЛарчик». Поле «МиниЛарчик» служит способом фиксации успехов (каждой команде закрепляется часть поля «МиниЛарчика» или выдаются кружки одного цвета).

Познавательное развитие

«Бусы» (4-5 лет) Задачи:

-        закрепление понятий свойств фигуры - цвет и размер;

-        тренировка умения определять место объекта по описанию
слева, справа, впереди, позади, между.

Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», набор;

«Разноцветные кружки» и комплект «Разноцветные верёвочки».

Игровая ситуация:

Гномы собрали ягоды и решили сделать из них разные бусы для лесных жителей. Помогите гномам сделать бусы.

Задание:

 Растянуть   красную   верёвочку   по   средней   жёлтой горизонтальной   линии   «МиниЛарчика».   В   соответствии   с описанием приклеивать на верёвочку ягоды-кружки.

  1. вариант. В колодце-середине - большая красная ягода, справа от нее - средняя жёлтая, слева от красной - маленькая синяя, перед синей - средняя красная и т.д.
  2. вариант. Приклеить красную, синюю и жёлтую ягоды так, чтобы синяя была правее красной, а жёлтая между синей и красной.

Вопросы:   Какая  ягода  между (перед,   после,   правее,  левее) заданной? Которая по счету? Покажи вторую ягоду и т.д.

Речевое развитие

«На что похоже?» (5-7 лет) Задачи:

  • развитие воображения;
  • развитие речи.

Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»,

комплект    «Разноцветные    веревочки»,    персонаж    «Гусеница

Фифа».

Игровая ситуация:

Гусеница   Фифа   задумчиво   ползала   по   Полянке,   после   нее

оставались замысловатые следы.

Задание:

На   «Коврографе»   веревочками   по   очереди   выкладываются

фигуры - «следы» Фифы. На что они похожи?

        «Составь узор» (5-7 лет)

Задачи:

  • обучение детей составлению узора по схеме;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • развитие внимания.
  • Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», набор

«Разноцветные кружки», персонаж «Гном Селе» (из комплекта «Разноцветные гномы»), схемы.

Игровая ситуация:

Наступила ночь, и на небе стали зажигаться звезды. Стало тихо-тихо. Селе сел на ступеньки у своего дома и стал рассматривать узоры на звездном небе. Потом он достал свои блокнотик и зарисовал узоры. Но вдруг подул ветерок и унес листочки с

узорами. Гномик очень расстроился, ведь он так старался. А вы можете помочь Селе нарисовать узоры?

Задание:

Составить «звездочки» на «МиниЛарчиках» по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о портфолио педагогического работника Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида "Алёнушка"

Портфолио как подтверждение результатов практической деятельности педагогического работника в межаттестационный период...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. Бавлы

Непосредственная образовательная деятельность подготовительной группыТема «Снова горе у Федоры»Подготовила и провелавоспитатель Л. В. Богатая2013 годФевраль...

Положение о паспортизации групп и кабинетов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 28 комбинированного вида

Паспортизация – это форма контроля администрации дошкольного образовательного учреждения оптимальной предметно-развивающей среды, дидактического обеспечения реализации «Образовательной программы ДОУ»....

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на учебный год.

Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования(приказ Министе...