БЛОКИ ДЬЕНЕША, СТРАННЫЙ КРОКОДИЛ И УЧЕНАЯ ВОРОНА
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Хлусова Олеся Анатольевна

Любите ли вы блоки Дьенеша? Любите ли вы блоки Дьенеша так, как любим их мы? Чудесное, гениальное пособие! Какой потенциал, какое разнообразие! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denisha_strannyy_krokodil_i_uchenaya_vorona.docx55.14 КБ

Предварительный просмотр:

        БЛОКИ ДЬЕНЕША, СТРАННЫЙ КРОКОДИЛ И УЧЕНАЯ ВОРОНА

Любите ли вы блоки Дьенеша? Любите ли вы блоки Дьенеша так, как любим их мы? Чудесное, гениальное пособие! Какой потенциал, какое разнообразие!

Вот, к примеру, известная игра, описанная А.А.Столяром в книге «Давайте поиграем». Напомним фабулу. На «фабрике» имеются «машины», изменяющие цвет фигуры, форму и величину. Водящий предлагает играющим исходную фигуру и одну из моделей. Играющие выкладывают на «выходе» преобразованные «машиной» фигуры. Упражнение глубоко и всесторонне развивает логическое мышление малышей. У детей развиваются навыки анализа, синтеза, речь-доказательство и т.д. Но иногда упражнение оказывается несколько «суховатым», слишком абстрактным и потому не вызывает мотивации. Из нашего опыта мы знаем, что это задание способны освоить только самые старшие дошкольники (6-7 лет). Но после введения сказочного сюжета материал стал доступен и более младшим (5-6 летним) детям.

И так, нам на помощь приходит Ученая Ворона (поищите в вашем кукольном театре наиболее подходящий персонаж. Возможно, у вас это будет Ученый Поросенок или Мудрая Щука). И еще понадобятся 3 платочка, на которых маркером, шариковой ручкой или любым другим удобным для вас способом нанесены символы.

Если вы не слишком уверены в ловкости своих рук, можно изготовить «волшебный ящик» - картонную коробку, сделанную по образцу спичечной, с перемычкой посередине.

В левую часть коробки (А) помещается блок «до превращения», затем коробка задвигается в крышку и после «волшебных заклинаний» выдвигается правой стороной (Б), в которой находится другой блок («заколдованный»). Но по большому счету, это совсем не обязательно. Конечно, детей восхитит вариант с «настоящим» фокусом; однако если вы поднимите фигуры под платком на глазах у детей, это будет вполне в формате детской игры – волшебство «понарошку».

Разыгрывая с детьми сказку про Ученую Ворону, вы имеете возможность побеседовать с ними на тему ТРИЗа.

Сказку лучше разделить на 3 отдельных эпизода и разыграть их по очереди.

Сказка про Ученую Ворону и три волшебных платочка

1

Однажды Большой Желтый Круг горько расплакался: «Не хочу быть таким большим, хочу стать маленьким, незаметным». (Вопросы по ТРИЗу: зачем кому-то может понадобиться стать из большого маленьким? Почему иногда лучше быть маленьким, чем большим?). На его счастье мимо пролетала  Ученая Ворона. Она услышала, как плачет Большой Желтый Круг, подлетела к нему и сказала: «Я помогу тебе. Дело в том, что раньше я служила одному Великому Волшебнику, и он был так доволен моей службой, что на прощанье подарил мне три волшебных платочка. Видишь этот платочек? Всякий, кого я накрываю этим платочком, меняется: если он был большим, то становится маленьким, а если был маленьким – становится большим». И Ворона накрыла Большой Желтый Круг своим волшебным платочком, да и еще и заклинание сказала: «Алиняй, малиняй, свой размер поменяй!»

Когда Ворона подняла свой волшебный платочек, оказалось, что Большой Желтый Круг превратился в Маленький Желтый Круг. Маленький Желтый Круг поблагодарил Ученую Ворону и укатился по своим делам.

Прошло какое-то время, и Маленькому Желтому Кругу захотелось стать большим. Он прикатился к Ученой Вороне и спросил: «Ученая Ворона, а не могли бы вы снова сделать меня большим?» (детям опять можно задать вопросы по ТРИЗу). «Нет ничего проще, - ответила Ворона. – Мой волшебный платочек тебе опять поможет». И она снова накрыла Маленький Желтый Круг платочком, и снова сказала волшебные слова: «Алиняй, малиняй, свой размер поменяй!» и Маленький Желтый Круг превратился в Большой Желтый Круг.

Вопросы детям:

Во что мог превратиться Большой Зеленый Квадрат? Маленький Красный Круг? Большой Синий Прямоугольник? и т.д.

2

Многие блоки знали про Ученую Ворону. Но они хотели менять уже не свой размер, а цвет. (Вопросы по ТРИЗу). Вот Большому Красному Квадрату надоело быть красным, и ворона пообещала ему помочь. Она показала свой второй платочек, но предупредила: «Этот платочек поможет тебе поменять цвет, но я все-таки не настоящая волшебница, поэтому я точно не знаю, каким ты станешь. Я знаю только, что ты останешься Большим Квадратом и цвет твой точно не будет красным, но даже я не знаю, будешь ты желтым, зеленым или синим. Согласен?» Большой Красный Квадрат согласился. Тогда Ворона накрыла его платочком и сказала такое заклинание: «Пасся, расся, перекрасься!»

Когда Ворона сняла платочек, то оказалось, что Большой Красный Квадрат стал желтым. Потом Большой Желтый Квадрат много раз бегал к Вороне, она накрывала его платочком и он становился то зеленым, то синим, то опять красным, но всегда оставался большим квадратом.

Вопросы детям:

Каким мог бы стать Маленький Желтый Круг? Большой Синий Треугольник? И т.д.

3

Многие из тех, кто приходил к Вороне, знали эту историю. Они знали, что у Вороны есть 3 волшебных платочка. Однажды один Большой Зеленый Треугольник попросил показать ему третий волшебный платочек. Платочек был таким.

«Заколдуй меня», - попросил Большой Зеленый Треугольник. Ворона накрыла его платочком и произнесла такое заклинание: «Мастилин, фастилин, пластилин!» а когда она убрала платок, все увидели Большой Зеленый Круг. «А почему я не стал маленьким или желтым?» - спросил Большой Зеленый Круг. «Ты же слышал заклинание, - ответила ему Ворона. – На какое-то мгновение этот платочек делает тебя мягким, как пластилин, поэтому ты можешь изменить свою форму. Но зеленый пластилин так и останется зеленым, как его не сминай, а большой кусок не может стать маленьким, так же как и маленький – большим. (Можно показать детям 2 куска пластилина, маленький и большой, и сделать из них разные фигуры на глазах у детей.)

Вопросы детям:

Во что мог бы превратиться Маленький Желтый круг? Большой Красный Треугольник? и т.д.

Вопрос к взрослым на засыпку:

Каким платочком надо пользоваться, чтобы точно знать, какая фигура получится после превращения?

Мы специально рассмотрели в нашей статье только 2 случая использования блоков Дьенеша на занятиях: самый простой и достаточно сложный. На самом деле эта тема неисчерпаема; и каждый из вас, начав играть и сочинять маленькие сказки, уже не сумеет остановиться и радостно двинется в этом направлении, потому что это весело и увлекательно не только для детей, это часто необходимо и нам с вами – взрослым: отодвинуть немного в сторону наш взрослый рациональный мир и погрузиться в ИГРУ и СКАЗКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная страна - Блоки Дьенеша

Работа с Блоками Дьенеша в детском саду...

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...

ООД с логическими блоками Дьенеша "Страна Загадок"

Занятие проводилось с детьми старшей группы.Цель: Развитие мыслительных процессов (обобщения, анализа, сравнения) посредством блоков Дьенеша и игровых заданий с ними.На протяжении  организов...