Конспект «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranney_vesnoy_na_lesnoy_polyanke.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 23 »
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка».
Воспитатель ДОУ Типакова Н.А.
Цели:
• Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10.
• Отрабатывать навыки решения арифметических задач на сложение и вычитание.
• Закреплять понятия «больше» и «меньше», закреплять навыки сравнения чисел.
• Закреплять навыки ориентирования по схеме на листе бумаги.
• Развивать логическое мышление детей путем решения логических задач на определение недостающего элемента.
• Воспитывать у детей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
• Развивать интерес к математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание добиваться лучших результатов.
Материалы для занятия:
• Карта-рисунок лесной полянки, изображенная на большом листе бумаги.
• Передвижная фигурка человечка, которую можно пере-ставить в любое место карты.
• Карточки с примерами для каждого ребенка.
• Карточки с лабиринтами для каждого ребенка.
• Карточки для решения задачи для каждого ребенка.
• Математические картинки для каждого ребенка.
• Арифметическая линейка или счетные палочки для каждого ребенка.
• Простой карандаш и набор цветных карандашей для каждого ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
Перед началом занятия воспитатель проводит игру на внимание или умение сосредоточиться, просит ребят проверить порядок на рабочих столах, наличие у всех простого и цветных карандашей.
ЧАСТЬ 1 Вводная
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям подготовительной группы. Для занятия по математике». Давайте откроем его и прочитаем.
Дорогие ребята!
Пишет вам ваш друг — Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться. До встречи! Ваш друг Лесовичок!
Подсказка № 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого меньше 6 метров.
Подсказка N2 2. От орешник нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам.
Подсказка N2 3. Не ходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так как почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.
Подсказка № 4 .«Ребята, будьте осторожны, поделкой медведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени!».
Подсказка № 5. А теперь подойдите скорее к пенёчку.
Подсказки зачитываются не сразу, к ним воспитатель прибегает по мере необходимости.
Воспитатель: Что же, ребята, вот карта маршрута, на отдельном листочке написаны подсказки. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое время сейчас у нас на дворе?
Правильно — ранняя весна. А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?
Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны.
Дети: солнце светит ярче, снег становится другим: он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем. На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки. И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.
И на снегу уже можно увидеть проталинки. И скоро будет много ручейков.
Воспитатель: Правильно, молодцы. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой?
Дети: Потому что весной Солнце находится ближе к Земле, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.
Воспитатель: Правильно, умница! Точнее, Земля так повернута к Солнцу, что на нее попадает больше солнечных лучей. Ну что же, ребята, отправимся теперь в лес, посмотрим, как там хозяйничает весна.
ЧАСТЬ 2 Путешествие начинается
Правила поведения в лесу: ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сорвать и не помять цветы, веточки у деревьев и кустарников, не кричать, не слушать громко музыку.
Воспитатель: Вот с этого места на карте мы должны начать свое путешествие. Поставим сюда нашего человечка. От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, а вот вопрос, который вам задает Лесовичок: «Вспомните, чем кустарник отличается от дерева?»
Дети вспоминают, что у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрим, о чем говорит подсказка № 1.
Подсказка N° 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого не больше 6 метров.
Возьмите, пожалуйста, круглую карточку, на ней записаны два примера. Решив эти примеры, вы узнаете, чему равны расстояния до куста орешника и до куста сирени.
Дети решают примеры, выясняя, чему равны расстояния до кустарников. Затем воспитатель приглашает одного из детей к доске, чтобы он переставил человечка в то место, о котором говорит подсказка № 1.
Воспитатель: Итак, ребята, мы добрались до куста орешника. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. К какому же из них нам пойти?
Подсказка № 2. От орешника нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, овальную карточку. Когда вырешите написанные на ней примеры, вы найдете, чему равно расстояние от орешника до осины и от орешника до березы.
После того как примеры решены, воспитатель вновь приглашает к доске одного из детей, чтобы он переставил человечка на карте к нужному дереву. Действия ребенка должны быть им объяснены и доказаны.
ЧАСТЬ 3 Решение лабиринта
Воспитатель: Под осинкой еще лежит снежок, хотя видны и проталины. Под осинкой вы видите муравейник. Его обитатели всю зиму спали в своем домике из сосновых и еловых иголок, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу, в муравейнике открываются двери и окошки. Один самый смелый муравьишка отправился погулять по проталинкам. Но когда настало время возвращаться назад, муравьишка, представьте себе, заблудился. А муравью обязательно надо вернуться в муравейник, иначе он погибнет. Давайте поможем муравьишке добраться до муравейника. Напоминаю вам, что в нашем лабиринте можно двигаться только по горизонталям и вертикалям. Муравьишка может пройти только по светлым точкам - это проталинки с травой; коричневые кружочки - это грязь, топкие места, на них нашему муравью наступать нельзя.
Дети решают задание-лабиринт, отрабатывая навыки ориентации по схеме на листе бумаги.
Воспитатель: Ну вот, теперь, когда муравьишка добрался до дома, мы продолжим нашу прогулку. От осинки идут три дорожки - к березе, к елочке, к кусту сирени. Куда нам пойти, подскажет опять Лесовичок.
Подсказка № 3. Не ходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так как почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.
Воспитатель: Что же, ребята, на дорожках указаны расстояния от осины до березы и сирени: до березы 5 метров, до сирени — 7 метров. Пожалуйста, кто из вас покажет, куда нам пойти?
После того как один из детей переставит человечка к березе, объяснив свой выбор, воспитатель переходит к следующей части занятия — решению задач.
ЧАСТЬ 4 Решение задач
Воспитатель: Под березкой еще лежит снежок. Под березой он растает позже, потому что у нее светлый ствол: светлые цвета меньше притягивают солнечные лучи, чем темные. Поэтому около осины снега меньше, чем под березкой, где еще лежит сугроб. Давайте-ка заглянем под сугроб. Под ним уже что-то растет.
Воспитатель приглашает одного из ребят разгрести сугроб. Под ним дети находят подснежники.
Воспитатель: Это один из самых первых весенних цветков — подснежник. Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые цветы. Но, ребята, из-за того, что эти цветы — одни из самых первых, они сейчас находятся в опасности.
Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков, от цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, каждый хочет собрать себе букетик этих цветов. И из-за этого все меньше и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся относиться к ним бережно, подснежники могут вообще исчезнуть. Снова и снова, ребята, мы с вами говорим о бережном отношении к природе, к растениям и животным. Никогда не ломайте веток на деревьях и кустарниках, не рвите цветов, не убивайте насекомых, не причиняйте вреда животным и птицам.
Но вернемся к нашим подснежникам.
Вчера на лесной полянке распустилось шесть подснежников, а сегодня поутру — еще три. Сколько всего подснежников распустилось на полянке?
Ребята, что я вам сейчас сказала?
Дети должны вспомнить и сформулировать составные части задачи: задача — это математическое задание, в котором есть условие и вопрос, когда можно составить решение и дать ответ.
Воспитатель: Значит, у нашей задачи есть условие и вопрос. Осталось составить решение и получить ответ. (Возьмите зеленый листочек бумаги и запишите на нем решение задачи). Сосчитайте ответ выложите на подносиках.
Дети решают задачу, затем один из детей записывает решение на доске, все остальные проверяют решение, указывая на возможные ошибки.
ЧАСТЬ 5 Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать звуки весеннего леса. Послушайте, какая это музыка — плавная или быстрая. Какие звуки здесь можно услышать? Давайте немного подвигаемся. Я предлагаю каждому из вас придумать движение, изображающее одного из обитателей леса: растение, животное или насекомое. Остальные дети должны повторить эти движения и отгадать, кого изобразили.
Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу.)
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: (Дети бегут на цыпочках, чуть подняв согнутые в локтях руки.)
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного, как ночь.
Разбежались по опушке, (Приседают.)
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! (Бегут в разные стороны, наклоняются вперед, вниз.)
Крак-крак-крак!
ЧАСТЬ 6 Сравнение чисел, нахождение большего и меньшего
Воспитатель: А теперь продолжим нашу прогулку по весеннему лесу. От березки дорожка ведет к ели. Лесовичок предупреждает нас:
Подсказка № 4. Ребята, будьте осторожны, под елкой мед-ведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени!
Действительно, взгляните: под елкой медвежья берлога. Вы уже знаете, что медведи на зиму впадают в спячку. Они спят в берлоге все холодное время года и только весной выбираются из нее, чтобы погреться на солнышке и хорошенько подкрепиться. Ведь за всю зиму у них, можно сказать, и кусочка во рту не бывает. Чем же питается медведь, когда вылезает из берлоги? Оказывается, одним из его любимых лакомств являются муравьи. Представьте себе, огромный медведь подходит к муравейнику и запускает туда свою мохнатую лапу. Муравьи, сильно рассердившись, облепляют и кусают эту лапу, которая разрушает их дом. Тогда медведь вынимает лапу из муравейника и слизывает с нее муравьев. Итак, медведь, как видите, является одним из серьезных врагов муравьев и муравейников. Но несмотря на это муравьи быстро восстанавливают свой дом. Более опасным врагом для них является, представьте себе, человек. Иногда люди, приходя в лес, бездумно разрушают муравейники и уничтожают муравьев. А это наносит огромный вред не только муравьям, но и всему лесу и всей нашей природе.
Так вот, наш мишка, когда вылезет из берлоги, тоже захочет пройти к муравейнику. От берлоги к муравейнику ведут три дорожки. По какой же ему пойти, чтобы путь был коротким? Возьмите, пожалуйста, карточку прямоугольной формы. Решив написанные на ней примеры, вы сможете выбрать нужную дорожку.
После решения и проверки примеров воспитатель приглашает к доске одного или нескольких детей для того, чтобы провести медведя по нужной дорожке. При необходимости воспитатель направляет дискуссию детей и помогает всей группе найти верное решение.
ЧАСТЬ 7 Решение логических задач
Воспитатель: Ну что же, мы с вами успешно справились со всеми задачами, и Лесовичок предлагает нам пройти к кусту сирени, рядом с которым мы видим пенек. Я думаю, он неспроста приглашает нас к этому пенечку.
Подсказка № 5. А теперь подойдите скорее к пенечку!
Воспитатель достает из-за пенечка Лесовичка, который приветствует ребят и предлагает им еще одну задачу: заполнить недостающие клеточки в логической таблице.
ЧАСТЬ 8 Подведение итогов занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этой задачей. Лесовичок, а ты доволен тем, как вели себя гости в твоем лесу?
Лесовичок: Да, я очень доволен, ребята учились ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сорвать и не помять цветы, веточки у деревьев и кустарников. Да и задачи они решали хорошо. В подарок им я принес волшебный цветик-семицветик. Все лепестки у него разного цвета. Он не простой, а математический. Чтобы раскрасить лепестки его в нужный цвет, надо решить примеры. Это задание я предлагаю ребятам выполнить дома. А на следующем занятии мы проверим, какие цветики-семицветики у вас получились.
Работа детей на занятии оценивается методом двойной оценки. Сначала Лесовичок рассказывает о том, что ему понравилось или не понравилось в работе ребят, а затем воспитатель пытается придать положительный импульс дальнейшим усилиям детей, настроить их на более активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия в средней группе (образовательная деятельность-музыкальная) «Весна на лесной полянке»
Конспект открытого мероприятия в средней группе (образовательная деятельность-музыкальная) «Весна на лесной полянке»...
Конспект занятия совместно с родителями в группе раннего возраста "На лесной полянке"
Данный конспект разработан для работы в группе раннего возраста. Занятие проводилось в день открытых дверей. Приглашались родители, участвовали вместе с детьми. Конспект написан в форме таблицы, ...
Конспект игры-занятия с дидактическим материалом в группе раннего возраста «На лесной полянке».
Конспект игры занятия с дидактическим материалом для формированию умения детей отбирать предметы определенного цвета....
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию из бумаги "Ранней весной на лесной полянке".
Данный материал знакомит детей с японским искусством оригами и повышает интерес к изготовлению поделок из бумаги....
Конспект совместной культурно-досуговой деятельности с детьми раннего возраста «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»
Конспект совместной культурно-досуговой деятельности с детьми раннего возраста. Лисичка приносит детям письмо от лесных зверюшек. В письме написано, что они дарят им музыкальную шкатулку. Из шкатулки ...
Конспект музыкальной ООД для детей 2-й группы раннего возраста "На лесной полянке"
Музыкальное занятие для детей от 1,5 до 2 - х лет...