Конспект ФЭМП НОД в старшей группе. Тема: «Ориентировка в пространстве»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Сосина Мария Владимировна

Описание работы: конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы, интегрированное с изобразительной деятельностью «Рисование человека» и посвященное 55-летию со дня первого полета человека в космос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_moy.docx182.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ФЭМП НОД в старшей группе. Тема: «Ориентировка в пространстве»

Описание работы: конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы, интегрированное с изобразительной деятельностью «Рисование человека» и посвященное 55-летию со дня первого полета человека в космос.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно- эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цель: Формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, элементарные математические представления, умение ориентироваться в пространстве.

Образовательные задачи:

-закреплять знания о геометрических фигурах;

-упражнять в пространственном ориентировании и ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

-учить понимать учебную задачу;

- формировать умение работать в паре;

-расширять знания детей о профессии – космонавт, «Дне космонавтики».

Развивающие задачи:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

-развивать смекалку, зрительную память, воображение;

-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Раздаточный материал: на каждого ребенка лист бумаги А4 ( с одной стороны чистый - для математического задания, с другой –схема для изобразительной деятельности по авторской методике Буяновой Т.А. «Выразительный образ. 
Действия человека в движении»); набор плоских геометрических фигур, цифр; простые и цветные карандаши.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовка демонстрационного материала.


-Схемыhello_html_m1d6a00d9.jpghello_html_1858cb20.jpg


hello_html_602a1a56.jpghello_html_5a37638b.jpg






hello_html_m1ff20eb0.jpg

-Маршрутная карта «Путешествие к планетам»


- Стрелки разного цвета

-Мяч


Подготовка раздаточного материала по авторской методике Буяновой Т.А.:

Описание методики:

«Возьмем чистый альбомный лист и положим горизонтально. Простым карандашом разделим его на две части (проведя вертикальную линию посередине).

На левой стороне листа нарисуем схему в полный рост.

Именно в таком виде это задание попадает в руки детям.

Задача ребенка: повторить схему на правой части листа и создать образ для человека (одеть, обуть, прорисовать личико, поставить в определенную ситуацию - дорисовать от чего человек бежит, чего боится или чему радуется и веселится и т.д.).

Схема, нарисованная воспитателем, остается не тронутой»

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, графический способ изображения животных при помощи плоских геометрических фигур, упражнения в ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу), беседы о космосе, космонавтах .

Структура и методические приемы:

Вводная часть (на ковре)

-организационный момент

-игра « Кто? Что?» (с мячом)

- сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (маршрутная карта «Путешествие к планетам»)

2. Основная часть (сидя за столом)

беседа «Что надо знать, чтобы пройти по маршрутной карте?»

работа с геометрическими фигурами (каждым ребенком называется фигура, ее цвет, выкладывается в определенный угол прямоугольного листа по заданию воспитателя)

работа в парах (по очереди дети «примеряют» роль воспитателя )

решение простой логической задачки «Отгадай-ка»

3. Дидактическая игра с использованием маршрутной карты «Путешествие к планетам»– заключительное упражнение на отработку пространственного ориентирования (на ковре)

4. Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)

5. Практическая часть (за столом)

беседа по схемам, сопоставление представленных схем с действиями человека

акцентирование внимания на ранее усвоенной теме: ориентировка на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

рисование человека (космонавта) в движении (параллельное обогащение и расширение представлений о космосе)

6. Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД


Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Вводная часть (на ковре)

Вос-ль: - Здравствуйте ребята. 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Почему именно в этот день отмечается в России такой праздник?

Дело в том, что именно 55 лет назад 12 апреля Российский космонавт планеты совершил первый в мире космический полет.

Вос-ль: - А вы знаете, кто стал первым космонавтом? (Ответы детей.)

Вос-ль: - Молодцы! Действительно вы много знаете, и я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.

Но быть космонавтом, как Юрий Гагарин - это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать.

Вос-ль: -Ребята, давайте разомнемся и немного поиграем с мячом. Вставайте полукругом. Я буду бросать каждому из вас мяч, а вы попробуйте ответить быстро на мой вопрос.

-Кто слева от тебя? (Ответы детей.)

-Кто справа от тебя?

-Что над головой?

-Что под тобой? И т.д.

(следить за тем, чтобы дети правильно отвечали на вопросы «кто» или «что»)

Вос-ль: - Молодцы! Вы были очень внимательны. Я рада вам объявить, что вы зачислены в команду звездного десанта.

Вос-ль: - Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла поздравительная открытка. Но, по-моему, в ней есть какой-то секрет. Я не могу его разгадать. Помогите мне, пожалуйста.(Детям предлагается рассмотреть маршрутную карту «Путешествие к планетам»)

Наводящие вопросы детям:

-Что изображено? Как вы догадались, что это карта?

-Куда направляется космический корабль?

-Как ему добраться до планеты?

-Что надо знать? (Дети самостоятельно выходят на ответ, что надо знать направление движения налево, направо)

2. Основная часть (за столом)

Вос-ль: - Молодцы! Настоящему космонавту нужно быть очень внимательным и уметь выполнять задания. Готовы? Давайте выполним задание прямоугольника.Надо поселить все геометрические фигуры в один дом. Красный прямоугольник будет жить в центре листа, зеленый круг – в левом верхнем углу, синий треугольник – в левом нижнем. (Дети выкладывают фигуры, называя цвет, форму).

- Ребята, давайте поиграем. Теперь тот, кто в паре слева, будет воспитателем. Воспитатель дает задание и следит за тем, чтобы оно выполнилось правильно.

(Часть задания дети выполняют самостоятельно, заполняя свободные углы прямоугольного листа, работая в парах по принципу «воспитатель-ребенок».

Обратить внимание на детей, имеющих трудности с речью, дать возможность высказаться каждому, прививать навык взаимопроверки)

Вос-ль: - Вы замечательно справились с этим заданием, давайте решим задачку.

Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. А Гриша - четыре года. Кто из детей старше?

(Если дети испытывают затруднения, задать наводящие вопросы. Ребенок, который решил логическую задачку первым, становится командиром космического корабля)

3.Дидактическая игра (на ковре)

Вос-ль:- Командир, пригласите звездную команду в путешествие к другим планетам.

Вариант игры. Воспитатель обозначает на полу групповой комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай 5 шагов и т.д.» В конце маршрута ребенок находит сюрприз и должен сказать, как он его нашел.

Вос-ль: Вы замечательно справились с этим заданием, давайте отдохнем немножко.

4.Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)

Левой рукой в воздухе «рисуем» квадрат, а правой треугольник. Сначала по-очереди, затем одновременно.

5. Практическая часть (за столом)

Вос-ль: - Ребята, если вам дадут карту, укажут путь стрелками, вы найдете свою планету?

-Что показывают стрелки на карте? (Ответы детей.)

-Вы хотели бы по-настоящему отправиться в космическое путешествие? (Ответы детей.)

-Давайте в такое путешествие отправим космонавта. Посмотрите на эти картинки. Что изображено? (Ответы детей.)

-Где расположена схема человечка? (слева на листе)

-А что справа? (ничего)

-Из каких фигур состоит схема? (Ответы детей.)

-А почему схемы такие разные? Что они означают? (стоит, бежит, идет, сидит)

-Как вы догадались, что этот человечек бежит? (ноги и руки согнуты, как во время бега)

-А разве это космонавт? Чего не хватает? (скафандра, кресла и т.д.)

(Показать на примере одной схемы свой вариант и убрать. Дети должны самостоятельно создать образ человека. Одеть, обуть и т.д.

Напомнить, что задача ребенка: повторить схему на правой части листа, а не на левой.

В процессе рисования задавать вопросы:

-Где космонавт стоит?

-А куда он бежит?

-Где сидит? (дети дорисовывают окружающие предметы)


6. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД

- Было трудно? Скажите, а вот если бы вы полетели в космос по одному, как бы вы себя чувствовали, со всеми бы заданиями вы справились?

А почему мы смогли справиться со всеми заданиями?

-Что понравилось?

- Я хочу предложить вам взять рисунки домой и рассказать о космическом путешествии, о зарядке для космонавтов и обо всем, что вы узнали, родителям.

Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Ориентировка в пространстве» «Как в саду - садочке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Ориентировка в пространстве» «Как в саду - садочке»Интеграц...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Ориентировка в пространстве»

Ориентировка детей в пространстве и на ограниченной плоскости; умение пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»....

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старшая группа. Тема: Ориентировка во времени

Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «внизу&raqu...

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старшая группа. Тема: Ориентировка во времени

Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «внизу&raqu...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: Ориентировка в пространстве

Ход занятия:-Ребята, вы любите сказки? Да.- Я предлагаю отправиться в сказку и узнать, чем заняты сказочные герои: Встаем.Повернись, покружись, в сказке окажись!3.Основной этап- Сказка начинается...

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Ориентировка в пространстве

упражнять в счете на ощупь; в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за; в порядковом счете; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление; учить согласов...

Конспект по ФЭМП старшая группа. Тема: Ориентировка в пространстве. Веселый счет и размер предмета.

Конспект по математическому развитию в старшей группе. Закрепить представления детей о том,что число предметов не зависит от их размеров. Так же продолжать закреплять умение вести счет предметов в пре...