Конспект организовано образовательной деятельности по математике в старшей группе (5 -6)л " Экспедиция на Север"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

v Цель : Познакомить детей с нулём.

v  Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах девяти.

v  Закреплять умение соотносить число и обозначающую его цифру.

v  Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (четырёхугольники).

v  Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

v  Воспитывать интерес к математическим играм.

v  Закреплять представления о животных Севера и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_matematike.docx176.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике

в старшей группе  (5-6 Л)

Тема: “Экспедиция на Север”

        C:\Users\элмарт\Desktop\h2ay.jpg

Цель занятия. 

Образовательные:

  • Познакомить детей с нулём.
  • Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах девяти.
  • Закреплять умение соотносить число и обозначающую его цифру.
  • Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (четырёхугольники).
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать интерес к математическим играм.
  • Закреплять представления о животных Севера и зимующих птицах.

Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
  • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Демонстрационный материал.

  • Магнитная доска,двухполосное полотно,пять снежинок, набор карточек с цифрами, 4 обруча, числовые карточки, набор геометрических фигур, музыкальные инструменты, картонные ключи, листы с изображением путаницы из геометрических фигур, предметов, Снежной королевы, северных животных.

Раздаточный материал.

  • Двухполосные карточки, “льдинки” (геометрические фигуры), набор цифр от 0 до 9, “панели управления ” (картонные полоски), листы с печатным заданием, цветные карандаши.

Интеграция.

  • “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”.

Ход занятия.

Дети стоят на ковре.

- Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

- А каким птицам мы с вами носим корм в кормушки?

- Как назвать этих птиц одним словом?

- Они все постоянно живут в наших краях или кто-то прилетает к нам зимовать? (Снегири, свиристели.)

- Так вот, одна из свиристелей летела к нам долго-долго и принесла очень тревожную новость. В Арктике случилась беда. Могущественная Снежная королева за что-то разозлилась на северных животных и заколдовала их, спрятала в ледяную клетку.Чтобы их освободить, надо найти пять волшебных ключей.  Сделать это могут только добрые и смелые дети. К тому же, они должны хорошо знать математику, потому что Снежная королева приготовила хитрые испытания, просто так она ключи не отдаст.

Готовы стать спасателями?

Тогда отправляемся в экспедицию на Север. Дорога дальняя, предстоит лететь на самолётах, поэтому проведём разминку.

Лечу, лечу во весь опор,

Я сам – пилот и сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

Самолёт мой мчится вдаль.

Работа за столами.“Настраиваем панель управления”

Дети исправляют и выкладывают числовой ряд (от 1 до 9). Воспитатель просит прочитать числовой ряд “с продолжением”.

- Все готовы? Начинаем обратный отсчёт и летим.

Дети считают в обратном порядке.

- Посмотрите, какую вьюгу закружила Снежная королева, сколько снежинок подняла в воздух! Они даже прилипли к иллюминаторам самолёта.

На доске прикреплены 5 снежинок. Воспитатель просит показать цифру, которая обозначает, сколько снежинок на доске.

Дети показывают цифру 5.

- Подул ветер, и одна снежинка улетела(убирает одну снежинку). Сколько снежинок осталось? Покажите цифру и объясните, почему именно её показали.

Воспитатель убирает по одной снежинке, а дети каждый раз показывают цифру, обозначающую количество оставшихся снежинок: 4,3,2.

Когда на доске останется одна снежинка, воспитатель спрашивает: сколько снежинок осталось? Дети отвечают.

- Улетела последняя снежинка. Сколько снежинок осталось? (Ни одной, нисколько.)

Воспитатель объясняет детям: если нет ни одного предмета, то это можно обозначить цифрой ноль.

  Сколько рук у поросёнка?

  Сколько крыльев у котёнка?

  Сколько гребней у гуся?

  Сколько ног у карася?

- Как вы думаете: что больше – один или ноль? Где должен стоять ноль в числовом ряду? Давайте назовём все цифры по порядку, начиная с нуля.

Вы справились с заданием, и вот нам достаётся первый ключ. Но их тут целая связка, а нам подойдёт только, тот, в котором спряталась цифра ноль. (Дети выбирают ключ.)

- Продолжаем наш полёт. (Дети выходят на ковёр.)

Физкультминутка.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло - вперёд,

Левое крыло – вперёд.

Раз. Два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Воспитатель даёт детям задания на ориентировку в пространстве (дотронуться правой рукой до правого уха, левой рукой до левого уха и т.д.).

Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр, кому, где удобно.

Игровое упражнение “Эхо”. (С музыкальными инструментами.)

Дети закрывают глаза, слушают, потом говорят, что звучало и сколько раз. В конце воспитатель просит сказать, сколько раз она хлопнула в ладоши (но не хлопает). Дети отвечают  – ноль. Воспитатель просит сесть за столы и показать цифру ноль.

И с этим заданием вы справились, значит ещё один ключ наш. Но снова надо его угадать. Он похож на музыкальный инструмент. (Дети находят и называют музыкальный инструмент.)

- У нас был первый ключ, а этот какой? (Ответ ребёнка – второй.)

- Дети, посмотрите, дорогу нам преградила ледяная гора. Вот какая коварная Снежная королева! Надо пробиться сквозь эту гору. Как нам это сделать?

Работа за столами с демонстрационным(на листе изображение перепутанных геометрических фигур)и раздаточным материалом (геометрические фигуры и двухполосные карточки).

Воспитатель предлагает детям выложить на верхнюю полоску, фигуры, которые есть в путанице.  Два ребёнка делают это на доске.Проверяют выполнение задания.

- Как можно назвать все фигуры на верхней полоске?(Четырёхугольники.)Чем похожи все четырёхугольники? (Четыре стороны, четыре угла, четыре вершины.)

- На нижнюю полоску положите фигур на одну больше.(Один ребёнок делает на доске.) Сколько положили? Почему? Сделайте так, чтобы фигур на верхней и на нижней полоске стало поровну. (Проверяются два способа.)

- Получаем следующий ключ. В нем спрятан четырёхугольник, у которого стороны все одинаковые, а углы прямые. (Дети выбирают ключ.)

- Какой у нас уже по счёту ключ?

- Продолжаем путь на воздушных шарах.

Игровое упражнение “Найди фигуру”. (Проводится на ковре.)

На полу лежат 3-4 обруча, в каждом – геометрическая фигура и числовая карточка. Дети берут по одной фигуре и двигаются по комнате. По сигналу каждый должен найти свой обруч. Возле обруча должно стоять столько детей с определённой фигурой, сколько точек на числовой карточке в обруче. Если играющий прибежал поздно и оказался “лишним”, ему нужно сменить фигуру и встать к другому обручу, где есть место. В конце воспитатель проверяет, правильно ли дети встали.

- Вы заработали следующий ключ, какой по счёту? На что он может быть похож? (Предположения детей.Если затрудняются, подвести к ответу.)

- Осталось нам раздобыть последний волшебный ключ. Его мы найдём, выполнив последнее задание.

Работа за столами.“Открой замок.”

Дети закрашивают стрелки, которые показывают вправо синим карандашом, а вправо – зелёным.

- Вот он, последний ключ, какой он по счёту? Снежная королева не стала даже этот ключ прятать и запутывать. Как вы думаете, почему? (Ответы.)

- Она поняла, что вы все-равно её одолеете. Воти подобрались мы к ледяной клетке. Набираем шифр.Дети вешают ключи на лист с предметами, которые были в них “зашифрованы”, считают ключи по порядку. “Клетка открывается”, дети называют  животных.

- Назовите, кто первый вышел из клетки, четвёртый, шестой? Какой по счёту олень…? Животные так обрадовались спасению, что даже решили вам подарить на память игру. Это пазлы с их портретами.

Итог занятия. (Дети отвечают.)

- В ходе нашей спасательной экспедиции с каким числом и цифрой мы познакомились?

- Ноль это сколько?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

                                         (С. Маршак)

- Получилось у нас сегодня помочь северным животным?

Кого мы спасли?

Почему у нас это получилось? (Ответы детей.)

Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии.

Большое вам спасибо.

Вывод:

Количество детей на занятие  : 18 детей

Ориентировочное время занятия : (25 -30) мин.

 Задачи, поставленные воспитателем соответствовали программным требованиям и уровню развития детей. Были созданы все условия для реализации программного содержания занятия. Дети хорошо усвоили программное содержание занятия, были активны и внимательны. Рациональный выбор форм организации детей на занятии, а также методов и приемов позволил наиболее полно  решить каждую из поставленных педагогом задач. Были использованы разнообразные методы и приемы: словесный (беседа), наглядный (демонстрация), игровой , создание ситуации занимательности, приемы активизации самостоятельного мышления детей. Данные методы и приемы соответствовали возрасту детей, типу занятия.  Также педагог использовала разные формы организации детей на занятии: коллективная , работа подгруппами .Материал занятия преподносился детям в доступной для них форме. Речь педагога была эмоциональная, выразительная. Прослеживалась индивидуальная работа с детьми. Общая эмоциональная атмосфера занятия была благоприятная. В конце занятия педагог подвела итог занятия и нацелила их на дальнейшую работу. Используемые приемы помогли в полной мере решить каждую из поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе "Колобок"

Тема: Составление группы предметов по заданному числу.Цель: - учить составлять группы предметов по заданному числу;- продолжать формировать представления о равенстве групп предметов;- учить видеть общ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе на тему "Путешествие в космос"

Данная образовательная деятельность расширит знания детей о космосе, активизирует познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе с использованием ИКТ по теме: «В гости к Фее математики»

«В гости к Фее математики»Цель: учить детей пользоваться информационными технологиями, формировать элементы логического мышления.Задачи:1.     Развивать мелкую моторику рук,...