Игровое педагогическое мероприятие в подготовительной группе "Морское путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Обучающие задачи:
Закрепить понятие «отрезок». Познакомить с образом ломаной линии.
· Упражнять в счёте в пределах 20.
· Обучать «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
· Закрепить знания о четырёхугольниках
· Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
· Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
· Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
· Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fzmp.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: «Морское путешествие»
Подготовила: Морскова Татьяна Александровна
Козловка, 2017 г
Задачи:
Обучающие задачи:
Закрепить понятие «отрезок». Познакомить с образом ломаной линии.
- Упражнять в счёте в пределах 20.
- Обучать «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
- Закрепить знания о четырёхугольниках
- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, индивидуальные занятия.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: пронумерованные конверты с заданиями, цифры, знаки, карта, аудиозапись, usb-устройство(музыкальная колонка), домик, шапочки с плоскими геометрическими фигурами.
Демонстрационный материал: карта островов, карта, раскладной метр.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, наборы чисел, карандаши, листы бумаги А4, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
Порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
«Доброе утро!» и взрослые и дети.
Сюрпризный момент.
Когда я была маленькая, я мечтала отправиться в морское путешествие. Взобраться на самую вершину архипелага, познакомиться с жителями островов – аборигенами.
Мотивация.
А вы знаете кто такие аборигены и что такое архипелаг? (ответы детей)
А как вы думаете, где мы можем найти ответы на эти вопросы? (ответы детей)
Есть замечательная книга - «Толковый словарь», там можно найти ответы на все интересующие вопросы.
(ищем ответ в словаре, показ картинок архипелага)
На чём же мы туда доберёмся? (ответы детей)
Мы поплывем на корабле, а капитанам буду я. У вас у каждого есть таблички с точками - это ваши билеты на корабль. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе - это ваше место.
(дети садятся на свои места)
2. Основная часть
Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Стол – это не кровать и на нём нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
Работа с картой:
Чтобы совершить путешествие нам понадобится карта. Вот она, а карта не простая, это карта математических островов второго десятка. Как вы думаете, что это за острова? (с 11-20)
Куда мы с вами отправляемся? (на архипелаг)
Что такое архипелаг? (группа островов, расположенных близко друг к другу)
Какие это острова? (с 11-го по 15-й)
Сейчас мы отметим на карте начало пути и первую остановку, соединяем прямой линией. Что у нас получилось? (отрезок) Что такое отрезок? (часть прямой, у него есть начало и конец)
Куда отправимся дальше? (составляем маршрут, в порядке возрастания чисел: 11-й остров, 12-й и т.д., в результате получается изображение ломаной линии)
Ребята, посмотрите на карту, получилось изображение неизвестной нам линии. (показ на примере металлического раскладного метра)
Итак, это прямая линия (развёрнутый метр), а теперь, что случилось? (показ как ломается метр ) (ломается)
Была прямая, а стала какая? (ломаная) Такая линия (показ на карте) называется - ломаная.
Движение по маршруту.
Ну что, начинаем наше путешествие, поплыли? (шум моря) Включается песня «Морское путешествие» 1 куплет, дети выполняют движения.
А вот и наш остров под номером 11-й , называется «Числовой», а живут на нем аборигены числа. (человечки с цифрами)
1-е задание: игровая ситуация «Числа перепутались»
Аборигены числа так развеселились, что перепутались, и никак не могут найти свое место. Необходимо поставить их на свои места.
(работа в парах)
11, 12, 14, 13, 15, 16, 18, 17, 19, 20.
(фронтальная проверка: проговорить 1 человеку)
Ребята у всех также? Молодцы справились с заданием
2-е задание: игровая ситуация «Аборигены поссорились»
Каждый день аборигены спорят кто из них больше, а кто меньше . Попробуем их помирить их, давайте их сравним.
(один ребёнок выполняет на мольберте, для оценивания правильности выполнения)
(карточки с цифрами и математическими знаками)
6…7, 5…4, 13…14, 19…18.
Посмотрите, что получилось у… (имя ребёнка, который у доски). У всех также?
(попросить прочитать выражение нескольких детей)
Молодцы. Плывём на другой остров?
(включается песня)
Вторая остановка- 12-й остров.
Это остров «Фигур».
Задание: игровая ситуация «Заселяем Теремок».
(у некоторых на столах есть шапочки с геометрическими фигурами, стоит домик- теремок «Четырёхугольники», в него могут попасть только они)
Игровое действие: (Первым в «Теремок» входит четырёхугольник с первого ряда- это квадрат)
- Тук, тук, кто в тереме живёт?
- Я квадрат.
- Пусти меня к себе жить. Я ромб.
- Пущу, если скажешь, чем мы похожи.
- У тебя 4 угла, и у меня 4 угла.
(фронтальная проверка) (Ванечка, чем похоже квадрат и ромб?)
- Тук, тук, кто в тереме живёт?
- Я квадрат. Я ромб.
- Пустите меня к себе жить. Я прямоугольник.
- Пустим, если скажешь, чем мы похожи.
- У вас 4 угла, и у меня 4 угла, у вас 4 стороны, у меня 4 стороны.
(фронтальная проверка) (Саша Н., чем похоже эти фигуры?)
- Тук, тук, кто в тереме живёт?
- Я квадрат. Я ромб, я прямоугольник
- Пустите меня к себе жить. Я трапеция.
- Пустим, если скажешь, чем мы похожи.
- У вас 4 угла, и у меня 4 угла, у вас 4 стороны, у меня 4 стороны, у вас 4 вершины, у меня 4 вершины.
Ребята, знаете ли вы ещё фигуры похожие на эти? (нет)
Значит, мы заселили Теремок. Как называются все эти фигуры одним словом? (многоугольники) Чем они похожи? ( у них 4 угла, 4 стороны, 4 вершины)
Поплыли дальше? (да) На какой остров теперь? (на 13-й)
(дети под песню выполняют движения)
Следующая остановка - остров 13-й.
Это остров «Танцевальный».
Аборигены очень любят танцевать, давайте подарим им наш танец. (дети исполняют танец под песню «Чунга – чанга» )
Поплыли дальше? Впереди 14- й остров. Остров математической топологии. (шум моря)
Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)
- Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)
- А сейчас я нарисую вот здесь человечка- аборигена.
- Скажите, если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
- Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты (1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).
Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.
- Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.
- А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, по- интереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)
Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса и спрашивает
- На что это похоже? (варианты ответов детей)
- А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.
- Давайте, нарисуем человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).
- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек может попасть
- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)
Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)
- Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебиуса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя, а у Листа Мебиуса – одна сторона)
- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)
- Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)
- А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.
Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.
- Ну как вам понравился фокус? (да )
Словарная работа
- Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)
- А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)
- А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)
- Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус. А нам пора продолжать наше путешествие.
Ребята, пока мы плыли, у нас израсходовалось много топлива, осталось всего 9 единиц, хватит ли нам этого количества топлива?!
Посмотрите, а вот и следующий остров 15-й.
Это остров «Измерительный».
(листы бумаги в крупную клетку с рисунком)
Нам нужно узнать, хватит ли нам топлива, если у нас его осталось 9 единиц, для этого нужно измерить расстояние между островом 15 и детским садиком на ваших листочках.
Как это будем делать? (ответы детей)
- Ставим точки начала и конца пути.
- Проводим отрезок с помощью линейки.
- Отсчитываем количество клеток.
Сколько клеток у вас получилось? (8)
Каждая клетка - это единица топлива. Сколько у нас единиц топлива осталось? (9)
Сколько нам нужно?(8)
Хватит?
Тогда отправляемся в детский сад, поможете мне управлять кораблем? (ответы детей)
Возьмите листы бумаги и красный круг - это ваш пульт управления.
Ставим на середину листа - поплыли.
Впереди рифы - перевести пульт в верхний правый угол.
Обходим рифы - перевести пульт в верхний левый угол.
Впереди маяк - переводим пульт в нижний левый угол.
Обходим маяк - переводим пульт в нижний правый угол.
Мы приплыли – ставим пульт на середину листа.
Ну вот, ребята, мы и в садике, покидаем корабль. (дети выходят из-за столов)
3.Заключительная часть
Вам понравилось наше путешествие?
Как назывались острова?
Что вы на них делали?
Вам было сложно или легко?
Про какую новую линию вы узнали? (ломаная линия)
А с какой лентой вы познакомились? Лентой Мебиуса
Рефлексия.
А теперь, я бы хотела узнать какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия.
- Красная фишка – вам было интересно, весело и со всеми заданиями вы справились.
- Синяя фишка– вам было не всегда интересно, некоторые задания вызывали у вас затруднения.
- Зеленая фишка - вам было неинтересно, и у вас ничего не получалось. (дети самостоятельно оценивают свою деятельность и выбирают соответствующую медаль)
- Ребята, спасибо большое за проведенную встречу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка ЧувашскаяРеспублика
Районное методическое объединение педагогов образовательных учреждений Козловского района
Открытое педагогическое мероприятие в подготовительной группе по познавательному развитию на тему:
«Морское путешествие»
Подготовила: воспитатель Морскова Татьяна Александровна
I квалификационной категории
Дата проведения: 03.11.2017 г.
Козловка , 2017 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»
Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...
Педагогическое мероприятие с детьми "Веселое путешествие"
Открытое занятие в средней группе...
Педагогическое мероприятие с детьми «Волшебное путешествие»
Возраст детей: 6-7 летОбразовательная область: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: познакомить детей с оригинальной техникой рисования по в...
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми. Тема: "Путешествие в город мастеров"
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет, по ознакомлению с Дымковской и Филимоновской игрушкой....
Конспект педагогического мероприятия по финансовой грамотности «Путешествие с Монеточкой в страну финансов»
Цель: закреплять представления об основах финансовой грамотности через игровую деятельностьЗадачиОбразовательные:- применять первичные экономические знания на практике (через игру в магазин);- учить р...
Педагогическое мероприятие с детьми НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
Педагогическое мероприятие с детьми НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»...
Конспект педагогического мероприятия по финансовой грамотности «Путешествие с Монеточкой в страну финансов»
Дети отправляются в путешествие с героем Манеточкой в страну финансов. Там они проходят разного рода задания, за правильое исполнение получают монетки. Знакомятся с понятиями: "Экономист", ...