Игровое педагогическое мероприятие в подготовительной группе "Морское путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Обучающие задачи:

Закрепить понятие «отрезок». Познакомить с образом ломаной линии.

·         Упражнять в счёте в пределах 20.

·         Обучать «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.

·         Закрепить знания о четырёхугольниках

·         Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

·         Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

·         Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

·         Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

·         Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fzmp.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

      МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Педагогическое мероприятие в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: «Морское путешествие»

                                                                 Подготовила: Морскова Татьяна Александровна

Козловка, 2017 г

Задачи:

Обучающие задачи:

Закрепить понятие «отрезок». Познакомить с образом ломаной линии.

  • Упражнять в счёте в пределах 20.
  • Обучать «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
  • Закрепить знания о четырёхугольниках
  • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач,  индивидуальные занятия.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: пронумерованные конверты с заданиями, цифры, знаки, карта, аудиозапись, usb-устройство(музыкальная колонка), домик, шапочки с плоскими геометрическими фигурами.

Демонстрационный материал: карта островов, карта, раскладной метр.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, наборы чисел, карандаши, листы бумаги А4, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги.

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» и взрослые и дети.

Сюрпризный момент.

Когда я была маленькая, я мечтала отправиться в морское путешествие. Взобраться на самую вершину архипелага, познакомиться с жителями  островов  – аборигенами.

Мотивация.

А  вы знаете кто такие  аборигены и  что такое архипелаг? (ответы детей)

А как вы думаете, где мы можем найти ответы на эти вопросы? (ответы детей)

Есть замечательная книга - «Толковый словарь», там можно найти ответы на все интересующие  вопросы.

(ищем ответ в словаре, показ картинок архипелага)

На чём же мы туда доберёмся? (ответы детей)

Мы поплывем на корабле, а  капитанам буду я. У вас у каждого есть таблички с точками - это ваши билеты на корабль. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе - это ваше место.

(дети садятся на свои места)

2. Основная часть

Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

- За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

- Стол – это не кровать и на нём нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

Работа с картой:

Чтобы совершить путешествие нам понадобится карта. Вот она, а карта не простая, это карта математических островов второго десятка. Как вы думаете, что это за острова? (с 11-20)

Куда мы с вами  отправляемся? (на архипелаг)

Что такое архипелаг? (группа островов, расположенных близко друг к другу)

Какие это острова? (с 11-го по 15-й)

 Сейчас мы отметим на карте начало пути и первую остановку, соединяем прямой линией. Что у нас получилось? (отрезок) Что такое отрезок? (часть прямой, у него есть начало и конец)

Куда отправимся дальше? (составляем маршрут, в порядке возрастания чисел: 11-й остров, 12-й и т.д., в результате получается изображение ломаной линии)

Ребята, посмотрите на карту, получилось изображение неизвестной нам линии. (показ на примере металлического раскладного метра)

Итак, это прямая линия (развёрнутый метр), а теперь, что случилось? (показ как ломается метр ) (ломается)

Была прямая, а стала какая? (ломаная) Такая линия (показ на карте) называется - ломаная.

Движение по маршруту.

Ну что, начинаем наше путешествие, поплыли? (шум моря) Включается песня «Морское путешествие» 1 куплет, дети выполняют движения.

А вот и наш остров под номером 11-й , называется «Числовой», а живут на нем аборигены числа. (человечки с цифрами)

1-е задание: игровая ситуация «Числа перепутались»

Аборигены числа так развеселились, что перепутались, и никак не могут найти свое место. Необходимо  поставить их на свои места.

(работа в парах)

11, 12, 14, 13, 15, 16, 18, 17, 19, 20.

(фронтальная проверка: проговорить 1 человеку)

Ребята у всех также? Молодцы справились с заданием

2-е задание: игровая ситуация «Аборигены поссорились»

Каждый день аборигены спорят кто из них больше, а  кто меньше . Попробуем их  помирить их, давайте их сравним.

(один ребёнок выполняет на мольберте, для оценивания правильности выполнения)

(карточки с цифрами и математическими знаками)

6…7, 5…4, 13…14, 19…18.

Посмотрите, что получилось у… (имя ребёнка, который у доски). У всех также?

(попросить прочитать выражение нескольких детей)

Молодцы. Плывём на другой остров?

(включается песня)

Вторая остановка- 12-й остров.

Это остров «Фигур».

Задание: игровая ситуация «Заселяем Теремок».

(у некоторых на столах есть шапочки с геометрическими фигурами, стоит домик- теремок «Четырёхугольники», в него могут попасть только они)

Игровое действие: (Первым в «Теремок» входит четырёхугольник с первого ряда- это квадрат)

- Тук, тук, кто в тереме живёт?

- Я квадрат.

- Пусти меня к себе жить. Я ромб.

- Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

- У тебя 4 угла, и у меня 4 угла.

(фронтальная проверка) (Ванечка, чем похоже квадрат и ромб?)

- Тук, тук, кто в тереме живёт?

- Я квадрат. Я ромб.

- Пустите меня к себе жить. Я прямоугольник.

- Пустим, если скажешь, чем мы похожи.

- У вас 4 угла, и у меня 4 угла, у вас 4 стороны, у меня 4 стороны.

(фронтальная проверка) (Саша Н., чем похоже эти фигуры?)

- Тук, тук, кто в тереме живёт?

- Я квадрат. Я ромб, я прямоугольник

- Пустите меня к себе жить. Я трапеция.

- Пустим, если скажешь, чем мы похожи.

- У вас 4 угла, и у меня 4 угла, у вас 4 стороны, у меня 4 стороны, у вас 4 вершины, у меня 4 вершины.

Ребята, знаете ли вы ещё фигуры похожие на эти? (нет)

Значит,  мы заселили Теремок. Как называются все эти фигуры одним словом? (многоугольники)  Чем они похожи? ( у них 4 угла, 4 стороны, 4  вершины)

Поплыли дальше? (да) На какой остров теперь? (на 13-й)

(дети под песню выполняют движения)

Следующая остановка - остров 13-й.

Это остров «Танцевальный».

Аборигены очень любят танцевать, давайте подарим им наш танец.  (дети исполняют танец под песню «Чунга – чанга» )

Поплыли дальше? Впереди 14- й остров. Остров математической топологии.  (шум моря)  

Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)

- Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)

- А сейчас я нарисую  вот здесь человечка- аборигена.

- Скажите,  если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)

- Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты  (1 ребенок маркером рисует  дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра  человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).  

Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.

- Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.

- А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, по- интереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)

Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса  и спрашивает

- На что это похоже? (варианты ответов детей)

А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.

- Давайте, нарисуем  человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).

- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения) 

1 ребенок маркером рисует  дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра  человечек может попасть

- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)

Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)

Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебиуса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя,  а у Листа Мебиуса – одна сторона)

- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)

- Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)

-  А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.

Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.

- Ну как вам понравился фокус? (да )

Словарная работа

- Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)

- А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)

- А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)

- Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус. А нам пора продолжать наше путешествие.

Ребята, пока мы плыли, у нас израсходовалось много топлива, осталось всего 9 единиц, хватит ли нам этого количества топлива?!

Посмотрите, а вот и следующий остров 15-й.

Это остров «Измерительный».

(листы бумаги в крупную клетку с рисунком)

Нам нужно узнать, хватит ли нам топлива, если у нас его осталось 9 единиц, для этого нужно измерить расстояние между островом 15 и детским садиком на ваших листочках.

Как это будем делать? (ответы детей)

  1. Ставим точки начала и конца пути.
  2. Проводим отрезок с помощью линейки.
  3. Отсчитываем количество клеток.

Сколько клеток у вас получилось? (8)

Каждая клетка - это единица топлива. Сколько у нас единиц топлива осталось? (9)

Сколько нам нужно?(8)

Хватит?

Тогда отправляемся в детский сад, поможете мне управлять кораблем? (ответы детей)

Возьмите листы бумаги и красный круг - это ваш пульт управления.

Ставим на середину листа - поплыли.

Впереди рифы - перевести пульт в верхний правый угол.

Обходим рифы - перевести пульт в верхний левый угол.

Впереди маяк - переводим пульт в нижний левый угол.

Обходим маяк - переводим пульт в нижний правый угол.

Мы приплыли – ставим пульт на середину листа.

Ну вот, ребята, мы и в садике, покидаем корабль.   (дети выходят из-за столов)

3.Заключительная часть

 Вам понравилось наше путешествие?

Как назывались острова?

Что вы на них делали?

Вам было сложно или легко?

Про какую новую линию вы узнали? (ломаная линия)

А с какой лентой вы познакомились?  Лентой Мебиуса

Рефлексия.

А теперь, я бы хотела узнать какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия.

- Красная фишка – вам было интересно, весело и со всеми заданиями вы справились.

- Синяя фишка– вам было не всегда интересно, некоторые задания вызывали у вас затруднения.

- Зеленая фишка - вам было неинтересно, и у вас ничего не получалось. (дети самостоятельно оценивают свою деятельность и выбирают соответствующую медаль)

-  Ребята, спасибо большое за проведенную встречу.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка ЧувашскаяРеспублика

Районное методическое объединение педагогов образовательных учреждений Козловского района

Открытое педагогическое  мероприятие в подготовительной группе по познавательному развитию на тему:

«Морское путешествие»

                                                           Подготовила: воспитатель Морскова Татьяна Александровна

                                                          I квалификационной категории

              Дата проведения: 03.11.2017 г.

Козловка , 2017 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Педагогическое мероприятие с детьми «Волшебное путешествие»

Возраст детей: 6-7 летОбразовательная область: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: познакомить детей с оригинальной техникой рисования по в...

Сценарный план педагогического мероприятия с детьми. Тема: "Путешествие в город мастеров"

Сценарный план педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет, по ознакомлению с Дымковской и Филимоновской игрушкой....

Конспект педагогического мероприятия по финансовой грамотности «Путешествие с Монеточкой в страну финансов»

Цель: закреплять представления об основах финансовой грамотности через игровую деятельностьЗадачиОбразовательные:- применять первичные экономические знания на практике (через игру в магазин);- учить р...

Педагогическое мероприятие с детьми НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Педагогическое мероприятие с детьми  НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»...

Конспект педагогического мероприятия по финансовой грамотности «Путешествие с Монеточкой в страну финансов»

Дети отправляются в путешествие с героем Манеточкой в страну финансов. Там они проходят разного рода задания, за правильое исполнение получают монетки. Знакомятся с понятиями: "Экономист", ...