Тема: «Множество»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Говердовская Надежда Алексеевна

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Катюша»

Материал подготовила воспитатель:

Говердовская Надежда Алексеевна.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих    технологий

Тема: «Множество»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с понятием « Множество»
  • Учить разбивать множество на подмножества по совместным признакам, дать понятия математического выражения « пересечение множеств»
  • Продолжать упражнять детей в составлении задач по картинкам на сложение и вычитание

Развивающие задачи:

  • создать условия для развития логического  мышления, сообразительности, внимания;
  • развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве и времени.
  • способствовать формированию мыслительных операций
  • развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  •  воспитывать интерес к математическим знаниям;
  • воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Демонстрационный материал: наглядный материал для решения арифметических задач;  карточка  со  схемой задачи, буквы, таблица-рисунок (с изображением множеств), наборное полотно, цифры и знаки к нему

Раздаточный материал: карточки с числами, конверты с карточками  для решения задач,   план группы,  блоки Дьенеша, круги синего и красного цвета.

.

Предварительная работа:

1. Решение с детьми задач

Методические приемы и методы:

1. Наглядные (использование наглядного материала): использование карточек, таблиц.

2. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).

3. Игровые (работа по плану, выкладывание из букв слово « Множество»).

4. Практическая деятельность ( решение задач, выкладывание множеств из геометрических фигур, выкладывание из букв слово « Множество»).

5. Индивидуальный подход.

6. Анализ занятия.

Ход занятия :

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим,  друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

 Ребята, каждое утро мы делаем зарядку. Для чего она нам нужна?

Дети: Чтобы быть здоровыми и крепкими.

Воспитатель: Я с вами согласна. А сейчас я хочу предложить гимнастику для ума. Это вопросы, на которые вы должны ответить :

  1. Какое сегодня число ?
  2. Какое число было вчера?
  3. Прошло 3 дня после воскресения, какой наступил день недели?( четверг)
  4. Сколько месяцев в году?
  5. Как называется  первый осенний месяц?
  6. Каким месяцем заканчивается весна?

Умницы, на все вопросы ответили правильно!

Воспитатель: Ребята, хотите узнать тему нашего занятия? Но для этого нужно выполнить задание. Сейчас каждый из вас получит план нашей группы.  На нем указано место, где лежит для вас конверт с заданием. Кто найдет свой конверт, садится за стол .

( Дети находят по плану конверт с заданиями)

Воспитатель: Откройте конверты .Что находится в конвертах ?

Дети: Карточки.

Воспитатель : Посмотрите внимательно на карточки. Я предлагаю вам составить по ним каждую свою задачу. Но давайте  вспомним  из  каких частей состоит задача?

 Дети: Задача состоит из условия и вопроса.

Воспитатель: Правильно!  Решение задачи выложите на листе.

 ( Дети самостоятельно выполняют задание)

Воспитатель : Я вижу, что вы уже выполнили задание.

( Ребенок выходит к доске , рассказывает составленную задачу, решение задачи показывает  на доске)

Воспитатель: Все ли согласны с решением? Да, решение было верным. Молодец!

А теперь посмотрите внимательно на эту схему. У кого из вас условие задачи соответствует этой схеме?  Андрюша, выйди, пожалуйста, к доске и расскажи теперь свою задачу.

Воспитатель: А теперь посмотрите на ваши  конверты. Что вы видите

на них ?  Да на каждом конверте написана буква.  Сейчас вы подойдете  к доске и поместите такую же букву на то место, которое соответствует ответу вашей задачи. Если вы все правильно  выполнили свои задания, то на доске мы сможем прочитать слово.

 ( Дети выкладывают слово  « МНОЖЕСТВО» )

Воспитатель:  Прочитайте  слово. ( Дети читают). Я вижу , что с заданием вы все справились. Молодцы!   Ребята,  сегодня на занятии  мы будим говорить о множестве. Прежде чем приступить к следующему заданию. Я предлагаю сделать небольшую  физминутку.

Физминутка. Раз  -  согнуться, разогнуться.

                       Два  -  нагнуться, потянуться.

                       Три  -  в ладоши  три хлопка

                       Головою  -  три  кивка;

                       На четыре  -  руки  шире

                       Пять, шесть -  тихо  сесть

Воспитатель:   Посмотрите на доску,  что на ней находится.

Дети: На ней находятся геометрические фигуры.

Воспитатель:  Назовите  мне  их. ( Дети называют геометрические фигуры)

 - Сколько всего кругов?

- Сколько всего треугольников?

- Чего больше треугольников или квадратов?

- Как  все эти геометрические фигуры можно назвать одним математическим выражением?  ( Ответы детей)

Воспитатель:  Я вам подскажу. Их можно назвать  «множество». Повтори Катя.

Посмотрите на это множество и скажите, по каким двум признакам можно разделить его на 2 группы.

Дети: Это множество можно разделить по цвету и форме; по размеру и цвету; по размеру и форме.

Воспитатель:  Я с вами согласна. Вы назвали много признаков. Молодцы.

 У вас на столе стоят коробки с геометрическими фигурами. Каким математическим  выражение  мы  их  можем  назвать ?  ( Множеством)

Я предлагаю вам выбрать два признака  и  по ним  разделить ваше множество самостоятельно,  располагая  геометрические  фигуры  в  красные  и  синие круги. Ярослав разделит  мое  множество у доски.

 ( Дети выполняют   самостоятельно.)

Воспитатель: Ярослав,  положи, пожалуйста,   в красный круг все  красные фигуры, а в синей- все круги.  Сколько множеств стало сейчас? ( Ответы детей)

Воспитатель: По какому признаку    объединено  первое   множество?  ( По цвету)

- По какому признаку    объединено   второе  множество?( По форме)

- Сколько множеств получилось у Максима? По какому признаку объединил множества?

 Воспитатель:

Итак. Одно множество мы можем разделить на два новых множеств. Каждое новое множество будит иметь один общий признак.  В нашем случае первое множество объединено по цвету, а второе множество по форме.

А теперь встали и сделали гимнастику для глаз

Посмотрите в угол №1. Сколько множеств вы видите?( Одно)

Посмотрите  в угол  №2 . Сколько  множеств  вы  видите  здесь?(Два)

Посмотрите  в угол  №3.  По каким признакам объединены эти множества? ( По цвету и форме)

Посмотрите  в угол  №4.  Сколько   здесь множеств? По каким признакам объединены эти множества?  А теперь просто посмотрите в  угол №1, 2; 3; 4.

Гимнастику для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Воспитатель: Посмотрите на плакат. Сколько множеств на нем изображено?

( Ответы детей)

 Воспитатель: А я вижу еще одно подмножество. ( Показать его) Кто догадался, в результате чего оно получилось?  ( Ответы детей)

Воспитатель: Я вам подскажу. Оно получилось в результате  пересечения первого множества и второго множества,  поэтому так и называется

 « пересечение множеств». Повтори Андрюша.

Назовите фигуры, которые попали  в это пересечение  множеств. ( Все круги красного цвета)  

Воспитатель: Правильно! Фигуры . которые попадают в пересечение множеств будут иметь признаки, которые возьмут у первого множества и у второго множества.

 - Какой признак взяли геометрические  фигуры у первого множества?(  Из первого множества они  взяли цвет)

- Какой признак взяли геометрические  фигуры у второго  множества?( Из первого множества они  взяли  форму)

Воспитатель: Молодцы! В пересечении множеств оказались все фигуры круглой формы красного цвета. А теперь поработайте самостоятельно.  Расположите свои круги так, чтобы они пересеклись, как у меня  на плакате. Покажите место их пересечения. В это место положите  такие геометрические фигуры, которые имеют признаки первого множества и признаки второго множества.

 ( Дети выполняют работу самостоятельно)

Воспитатель: Катя, какие фигуры пополи у тебя в пересечение множеств?

- Юля,  покажи  где у тебя пересечение множеств? Какие фигуры попали в это пересечение?  Молодцы! Все с заданием справились.

Итак, с каким новыми математическими  выражениями  мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на тему "Множества и отношения"

Дидактическая игра "Посылка от Снеговика" на тему "Множества и отношения" для детей младшего дошкольного возраста....

Презентация на тему "Множество"

В старшей группе дети познакомились с операцией, объединения множеств и удаления правильной части множества, с названиями «множество», «элементы множества». В подготовительной ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «МНОЖЕСТВО»

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект НОД по информатике в дошкольном образовательном учреждении. Этот конспект будет полезен учителям информатики, которые проводят непосредствен...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"

В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...

Тема "Множество. части множества". старшая группа

Воспитание познавательного интереса к занятиям математикой. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания....