Тема "Множество. части множества". старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Воспитание познавательного интереса к занятиям математикой. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1151"
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Множество. Части множеств».
Подготовила
Гришина М.А.
воспитатель старшей группы
2021г.
Тема: «Множество. Части множеств».
Развивающая задача:
Развивать внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Обучающие задачи:
1. Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
2. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу
Воспитательная задача:
Воспитывать познавательный интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.
Здоровьесберегающая задача.
В целях охраны здоровья детей осуществлять смену статического положения на занятиях.
Предварительная работа:
1. Развивающая игра «Геометрические формы».
2. Дидактическая игра «Сложи из фигур».
3.Игровые упражнения «Отсчитай столько же», «Сосчитай фигуры».
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
1.Игрушки – кукла, мишка, буратино, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик.
2. Коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета в двух размерах
3. 5 конвертов разного цвета
4. Медальки по количеству детей.
Раздаточный материал:
1.Три коробки с набором геометрических фигур. На каждого ребенка по конверту с набором геометрических фигур: овал, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
Основная часть.
В.: Ребята, у нас сегодня в гостях, удивительный мальчик. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Вот, на встречу, нам идет
Деревянный мальчик.
Его из целого полена
Вырезал шарманщик.
С носом длинным, любопытным.
Он везде его суёт.
Неприятности на свете
Себе он быстро наживёт.
Какой — то дядька нехороший,
С чёрной, длинной бородой,
Всё кричит он на мальчишку
«Отдай ключик золотой».
Деревянного мальчишку
Знают все на свете!
Его имя … !
Б.: Здравствуйте ребята!
Д.: здравствуй буратино.
Б.: Ребята я очень люблю учиться. И вот сегодня я решил прийти к вам в гости. А вы любите учиться?
Д.: Да!
Б.: Вот сейчас мы это и узнаем. Предлагаю вам немного поиграть. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить. Договорились? Готовы?
Д.: Да!
Б.:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько частей суток?
- Назовите части суток.
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по порядку.
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Кто громче мычит: петух или корова?
- Кто быстрее доплывет до берега: утята или цыплята? Почему?
Б.: Молодцы! Много вы уже знаете, хорошо отвечали. Но я пришел к вам не с пустыми руками, у меня в кармане для вас есть письма от моих друзей. Но письма не простые, а с игровыми заданиями.
Посмотрите внимательно и скажите: Сколько писем?
Д.: 5
Б.: Правильно 5 писем и все они…
Д.: разного цвета
Б.: Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? –
Д.: красного.
Б.: В этом конверте находится такое задание – игра «Соберем игрушки».
В.: Ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки.
В.: Сколько кубиков?
Д.: 2 кубика.
В.: Сколько пирамидок?
Д.: 2 пирамидки.
В.: Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?
Д.: Пирамидок и кубиков поровну.
(Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе)
В.: Сколько всего игрушек у куклы?
Д.: Всего 4 игрушки.
В.: Чего больше: игрушек или пирамидок?
Д.: Игрушек больше, чем пирамидок.
В.: Чего меньше: игрушек или пирамидок?
Д.: Пирамидок меньше, чем игрушек.
В.: Чего больше: игрушек или кубиков?
Д.: Игрушек больше, чем кубиков.
В.: Чего меньше: игрушек или кубиков?
Д.: Кубиков меньше, чем игрушек.
В.: Кукла Таня наверно устала, пусть она не много поиграет с мишкой. А мы с вами разделим предметы между ними поровну (кукле – пирамидки, а мишке – кубики).
Б.: Молодцы! Хорошо справились с первым заданием.
А теперь открываем конверт с цифрой…2 (ответы детей).
Какого оно цвета? –
Д.: желтого.
Б.: А в этом конверте находится уже следующее задание-игра «Не ошибись».
В.: Давайте разделимся на 3 команды. (Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.)
В.: Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите?
Д.: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
В.: Геометрические фигуры все одинаковой формы?
Д.: Нет.
В.: Скажите у круга какая форма? Есть у него углы?
Д.: Форма круглая, без углов.
В.: Какая форма у квадрата? Есть у него углы?
Д.: Форма квадратная, есть углы.
В.: Сколько углов у квадрата?
Д.: У квадрата 4 угла.
В.: У треугольника какая форма? Есть углы?
Д.: Форма треугольная, есть углы.
В.: Сколько углов у треугольника?
Д.: У треугольника 3 угла.
В.: У прямоугольника какая форма? Есть углы?
Д.: Форма прямоугольная, есть углы.
В.: Сколько углов у прямоугольника?
Д.: У прямоугольника 4 угла.
В.: Каким цветом геометрические фигуры?
Д.: красный, желтый, синий, зеленый.
В.: По величине они все одинаковы?
Д.: Нет.
В.: Какого они размера?
Д.: Маленькие и большие.
В.: Первая команда собирает все геометрические фигуры только синего цвета.
Вторая команда собирает все маленькие геометрические фигуры. Третья команда собирает геометрические фигуры только круглые.
В.: На сколько групп вы разделили геометрические фигуры?
Д.: На три группы.
В.: Первая, вторая, третья команда по какому признаку вы их разделили?
Д.: Первая команда – по цвету. Вторая команда – по величине. Третья команда – по форме. Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой задания.
Б.: Молодцы, вы были внимательны.
И с этим заданием вы успешно справились.
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись
Выше – выше потянулись.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Б.: Следующее задание находится в конверте с цифрой 3.
Б.: Какого оно цвета? –
Д.: синего.
В.: А задание в этом конверте такое: «Чья команда быстрее перенесет геометрические фигуры из коробки в обруч».
Эстафета «Кто быстрее».
В.: Давайте разделимся теперь на две команды. Вам нужно каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч.
Готовы?
Б.: Молодцы! Хорошо выполнили и это задание.
Б.: Теперь открываем следующее письмо с цифрой 4.
Б.: Какого оно цвета? –
Д.: оранжевого.
В.: И в нем находится такая игра: «Веселый круг».
В.: Давайте пройдем все на ковер и встанем в круг. Что у меня в руках?
Д.: Колокольчик.
В.: Сейчас мы с вами не много с ним поиграем. Вы закрываете глаза, я иду по кругу, останавливаюсь, звоню в колокольчик и вы определяете, где звенит колокольчик, впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Б.: Саша скажи, между кем ты стоишь (Я стою между Димой и Мелиссой), Лера, кто справа (слева) от тебя? (Справа от меня Дима и Алиса), Лея, а с тобой рядом кто? (Со мной рядом Женя и Сема). Дети садятся за столы.
В.: Посмотрите, у вас на столах, в конвертах тоже есть геометрические фигуры. Разложите их на листе бумаги так, чтобы в середине был овал, слева от него квадрат, справа от овала прямоугольник, сверху овала треугольник, а снизу круг.
(когда дети выполнили задание, воспитатель показывает образец, и дети сверяют правильность выполнения своей работы с образцом.)
В.: Что находится справа, слева, вверху, внизу овала.
Дети выходят на ковер.
Б.: Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.
Б.: У нас осталось последнее письмо. Как про него можно сказать?
Д.: Пятое, последнее, зеленое.
Б.: А в этом письме спрятан сюрприз. Вы хотите узнать, что же за сюрприз находится в последнем письме? Тогда выходите на ковер, и я покажу свой сюрприз.
Заключительная часть.
Дети, вам понравилось занятие?
Какие задания вы выполняли?
Кому что понравилось?
Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими медальками «Умники», чтобы вы и в дальнейшем занимались только на «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. «Пожарная часть» в старшей группе
Воспитатель Тухтаманова Лариса Федоровна...
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Пожарная часть» в старшей группе
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Пожарная часть» в старшей группе....
Перспективный план работы по обучению детей правилам безопасного поведения на проезжей части в старшей группе
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения детей дошкольного возраста возможна через дополнительное образование детей, то есть через организацию кружковой работы. Поэтому мною была ра...
Экскурсия в пожарную часть детей старшей группы «Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат!»
Цель экскурсии: Познакомить с опасной и интересной профессией пожарного....
Презентация "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы
Образовательные задачи: познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть часть и сравнивать целое и часть; закреплять навыки деления квадрата на две равные части; продолжать учить сра...
Занятие по ФЭМП "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы.
Программное содержание: 1) Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части части, сравнивая целое и часть. 2) Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью...
Части суток.Старшая группа.Конспект
Конспект по теме "Части суток"...