Конспект ООД по развитию математических представлений «Домашние животные зимой»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект ООД по развитию математических представлений «Домашние животные зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект ООД по развитию математических представлений.

Педагог: Киреева Надежда Михайловна________________________________________________________________________________________               

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Развитие математических представлений»_____________________________________

Возрастная группа: старшая группа № 9 с ОНР__________________________________________________________________________________                 

Тема занятия: «Домашние животные зимой»______________________________________________________________________________________

Концептуальные основы занятия

Цель: Создание условий для формирования представлений о домашних животных зимой.

Образовательные задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти.   Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?», «Который по счету?», представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.   Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле. Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображения по данной схеме. Знакомство с новой геометрической фигуры (полукругом). Закрепление представления о том, что целое больше части. Совершенствование навыков конструирования.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи: Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. Воспитание у детей – холериков дисциплинированности, умения управлять собой; у детей – сангвиников качественного доведения до конца выполняемого задания;

у детей – флегматиков воспитание проявления расторопности, подвижности, умения работать в коллективе; у меланхоликов воспитание уверенности в себе, в своих поступках.

Оборудование: Счетный материал (морковь и капуста), конверты с геометрическими фигурами по числу детей, рабочие тетради по числу детей, карандаши, фишки, схемы, игра «Кто внимательный», большой круг, два полукруга, смайлики по два на каждого ребенка, паровозик с вагончиками, песочные часы, конверт.  

Предварительная работа: Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка».

Организационный момент, начало занятия включающие: 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в игру добровольно, из интереса к предложению взрослого, стремления быть со всеми.

Дети встают в круг.

Повторяют движения за воспитателем.

На автобусе, на машине, на поезде.

Дети выполняют задание.

Дети становятся паровозиком и движутся к своим местам (рассаживаются за столы).

1. Организационный момент.

«Цепочка дружбы» (звучит спокойная мелодия).

- Встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачного дня

 - Ребята, мне пришло письмо от моей бабушки, которая живет в деревне, она немного приболела и просила помочь, присмотреть за ее домашними животными. А для помощи, чтобы мы ничего не пропустили, вот такую схему.

- Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта нам лучше отправится в деревню?

- Хорошо, но для начала подумайте, сможете ли вы, справится со всеми заданиями, которые будут сегодня вам предложены.  Подумали, а теперь кто считает, что он справится, берет веселый смайлик, кто считает, что у него возникнут сложности при выполнении заданий, берет грустный смайлик и наклеивает в вагончики нашего поезда.  

- А теперь отправляемся в путь на поезде, …  

Психологический настрой на установления эмоционального контакта.

Проблемная ситуация для мотивированного участия детей на занятии.

Рефлексия

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети определяют первое задание.

 - Угощение для кроликов

Дети выполняют задание.

-Десять.

-Шесть.

-Моркови больше, чем капусты.

- Моркови на 4 штуки больше, чем капусты.

-Капусты на 4 штуки меньше, чем моркови.

-Нужно добавить 4 кочана капусты.

-Их стало поровну, одинаковое количество.

       Дети пересчитывают овощи.

-Моркови и капусты стало по десять штук.

-Можно убрать 4 моркови.

Дети убирают по 4 моркови.

-Их стало поровну, одинаковое количество.

Дети пересчитывают овощи.

-Моркови и капусты стало по шесть штук.

Дети выполняют задание.

-Ни одной.

-Числом 0.

-Ни одного.

- Число 0. 

Дети выполняют движения со словами.

ходьба на месте,    

   

стоя на месте, руки в стороны

присели, встали

кружатся

хлопают в ладоши

топают ногами

ходьба на месте,    

   

стоя на месте, руки в стороны

прыгают на месте, сделав «ушки» из пальчиков

Дети выполняют задание.

- Мы взяли большой полукруг – туловища. Два маленьких полукруга – это передние и задние лапки. Большой круг, это голова. Маленький кружок, это хвостик. Два овала это уши.

(Дети выполняют задания).

- Эта фигура получается при делении круга на две равные части, на две половины. Половина круга – полукруг.

- Круг больше, чем полукруг, потому что полукруг – это одна вторая част круга.

-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,всего десять кроликов

-Нет, не все.

Дети показывают.

-У него черный хвостик, а у всех остальных кроликов хвостики белые.

Дети пересчитывают.

-Нет, не меняется.

Дети показывают, как доят корову

Делают «мордочки» из пальчиков

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Снова «доят».

Мы соединили жеребят с цифрой 5, потому что нарисовано на картинке 5 жеребят.

Мы соединили поросят с цифрой 6, потому что нарисовано на картинке 6 поросят.

Мы соединили щенят с цифрой 7, потому что нарисовано на картинке 7 щенят.

Мы соединили котят с цифрой 8, потому что нарисовано на картинке 8 котят.

Мы соединили козлят с цифрой 9, потому что нарисовано на картинке 9 козлят.

Мы соединили крольчат с цифрой 10, потому что нарисовано на картинке 10 крольчат.

 

Дети выполняют задание.

Дети выполняют движение глазами.

- Ребята, вот мы с вами и на месте (слежу за осанкой).

- Как вы думаете, с чего нам начать, что изображено   первым на схеме (обращаю внимание на схему).

- Что это, ребята?  

Упражнение «Угощение для кроликов»

- Правильно, для начала, нам надо приготовить угощение для кроликов.

- Отсчитайте из зеленой тарелочки 10 морковок, а из красной - 6 кочанов капусты. Разложите их перед собой парами в два ряда.

- Сколько морковок мы взяли?

- Сколько кочанов капусты мы взяли?

- Молодцы вы справились с заданием, быстрее и точнее справился с заданием Давлет, он получает фишку.

- Дима приклей смайлик (веселый смайлик на первый номер схемы).

Упражнение «Считаем и рассуждаем».  

- Каких овощей больше?

- На сколько штук моркови больше, чем капусты?

-На сколько штук меньше капусты, чем моркови?

-Как сделать так, чтобы капусты и моркови стало поровну?

-Что теперь можно сказать о количестве моркови и капусты?

-По сколько их? Сосчитайте.

Предлагаю вернуть каждому ребенку 4 кочана капусты.

- Как по-другому уравнять количество моркови и капусты?

-Что можно сказать о количестве моркови и капусты?

--По сколько их? Сосчитайте.

-Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете.

А особенно хочется похвалить Мирона и Зою (получают фишки).

 Сложите овощи на тарелочки.

-Как можно обозначить отсутствие предметов для пересчета?

(выставляю на наборное полотно карточку с цифрой «0».)

-Сколько кочанов капусты у вас осталось?

-Как можно это обозначить? 

 (показываю карточку с цифрой «0», а потом убираю ее)

-Молодцы, справились, кролики не останутся голодными! 

- Максим приклей смайлик (веселый смайлик на второй номер схемы).

- А сейчас мы встанем на ножки, отдохнем немножко.

 Физкультминутка «Кролики»

Мы на ферме побывали,           

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики            

То ложились,                                      

То кружились                                      

В проволочном домике.

Лапками стучали,                              

Весело пищали.                                    

Мы зверькам                                 

Не травки жесткой-

Клеверу достанем…

Вырастайте

С нежной шерсткой,

С круглыми хвостами               К. Кубилинскас

Игра «Белые кролики»

(обращаю внимание на схему).

- Ребята, какое следующее задание нам надо выполнить?

- Правильно, давайте попробуем сложить изображения белых кроликов, для которых вы приготовили угощения.

- У вас у каждого на столе карточки - схемы для выкладывания изображения кролика. Пожалуйста, приступаем. А Льву необходимо будет поторопиться, для этого я ему ставлю песочные часы.

(подхожу к каждому ребенку, проверяю правильность выполнения задания)

- Молодцы! У вас получились очень красивые белые кролики. Особенно постарался Лев и выполнил задание быстро (фишка).

- Из каких геометрических фигур вы составили их изображения.

- Хорошо. Возьмите простые карандаши и нарисуйте мордочку своему кролику.

(слежу за правильностью выполнения задания)

 - Что случилось с кругом вдруг?

    Пополам разрезан круг!

    Полукруг на что похож?

    В чем его ты узнаешь?

    Словно долька апельсина,

    Словно спинка у дельфина,

    Как луна на небосклоне –

    Полукруг на них походит.

- Для того чтобы сложить изображение кролика, вы использовали такую фигуру, как полукруг. Как вы думаете, почему эта фигура так называется?

-А что больше -  круг или полукруг?

- Правильно. Часть всегда меньше целого. Круг состоит из двух полукругов.

- Сережа приклей смайлик (веселый смайлик на третий номер схемы).

Игра «Кто внимательный?»

- Ребята, обратите внимание на этих кроликов (вывешиваю плакат с изображением кроликов)

-Сколько всего кроликов, сосчитайте?

-Все ли кролики одинаковые?

-Покажите кролика, который отличается от других.

-Чем отличается от других?

- Молодцы! Самый внимательный у нас – Иван (фишка).

-Правильно, давайте пересчитаем всех кроликов по порядку, начиная с этого кролика.

-Меняется ли количество кроликов от того, в каком порядке мы их считаем?

-Молодцы, мы с вами справились еще с одним заданием   - пересчитали,  все ли кролики на месте

- Илья приклей смайлик (веселый смайлик на четвертый номер схемы).

- Приготовили пальчики, поиграем немножко.

Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

- Дай молочка, Буренушка,

   Хоть капельку – на донышке

Ждут меня котятки,

   Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

 Масла, простоквашки,

 Молочка для кашки.

 Всем дает здоровье

    Молоко коровье.        

Работа в тетради.

Упражнение «Разноцветные линии».  

(обращаю внимание на схему).

- Какое следующее задание нам необходимо сделать?

- Верно, открываем тетради, нужно пересчитать детенышей домашних животных в каждой группе и соединить линиями разных цветов с соответствующей цифрой.

(слежу за правильным выполнением задания)

-С какой цифрой вы соединили жеребят?

-С какой цифрой вы соединили поросят? Почему?

-С какой цифрой вы соединили щенят? Почему?

-С какой цифрой вы соединили котят? Почему?

-С какой цифрой вы соединили козлят? Почему?

-С какой цифрой вы соединили крольчат? Почему?

-Верно, молодцы, а Артем справился с этим заданием лучше других (фишка).

Молодцы! Теперь раскрасьте всех не раскрашенных детенышей. А для Льва я снова ставлю песочные часы, это задание ему надо выполнить аккуратно и быстро.

- Хорошо, молодцы, закройте тетради, Дима собери все тетради.

- Лиза приклей смайлик (веселый смайлик на пятый номер схемы).

- Теперь пусть отдохнут наши глазки.

Гимнастика для глаз. «Морковка» 

-Поворачиваем голову в вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

Намечается задача для совместного выполнения вместе с детьми.

.

Выполняется самостоятельная деятельность детей.

Предупреждение переутомления детей.

Физкультминутка

Намечается задача для совместного выполнения вместе с детьми.  

Разноуровневые задания.

Игра на внимание.

Предупреждение переутомления детей

Пальчиковая гимнастика.

Выполняется самостоятельная деятельность детей

Предупреждение переутомления детей

 Гимнастика для глаз.

3.Заключительная часть занятия:

 

 Дети выполняют задания.

Дети выполняют имитационные движения.

- Молодцы! Это было наше последнее задание. Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями, смогли помочь бабушке? (обращаю внимание на схему).

- А теперь   кто считает, что он справился со всеми

заданиями, берет веселый смайлик, кто считает, что у него возникли сложности при выполнении заданий, берет грустный смайлик и наклеивает в вагончики нашего поезда.  

-Ребята, вы большие молодцы, пора возвращаться в детский сад, поехали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект открытого занятия на тему "Жизнь домашних животных зимой"

Ознакомление с условиями жизни домашних животных...

Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема: «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их количество: много -мало»

Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема:  «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их коли...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Домашние животные» для воспитанников средней группы

Цель: Продолжать учить считать; правильно отвечать на вопросы «сколько?», «сколько не хватает?», «его меньше, больше?»....