"Формирование элементарных математических понятий"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе (ФЭМП)
Программное содержание:
1. Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
2. Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
3. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты, полоски разной и одинаковой длины.
Раздаточный материал: наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток, счетные палочки.
Ход занятия
1 часть Игровое упражнение «Считай дальше».
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число ( до 9 ) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом.
2 часть Воспитатель загадывает детям загадку:
Я нашел в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Игровое упражнение «Отсчитай фигуры».
Воспитатель предлагает детям в верхнем ряду фланелеграфа отсчитать 9 квадратов, а в нижнем – 9 треугольников. Вместе с детьми он устанавливает, что квадратов и треугольников поровну – 9.
Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижнюю полоску 1 треугольник и считает треугольники. Воспитатель спрашивает: «Сколько треугольников? Какое число получили? Как получили число 10? (Воспитатель поясняет образование числа 10). Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять?»
Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления или убавления 1 фигуры, уточняет образование чисел.
Физкультминутка
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево , (Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо, ((Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз, (Опускают голову)
Чуть присела на карниз, (Делают полуприседания)
А с него свалилась вниз. (Резко приседают)
3 часть Предложить детям вспомнить, какие геометрические фигуры они умеют выкладывать из счетных палочек (Квадрат, прямоугольник). Вызвать одного ребенка и спросить, чем похожи эти фигуры. Другого ребенка спросить, чем отличаются эти фигуры. Предложить детям с помощью дополнительных счетных палочек из прямоугольника сделать два квадрата , из квадрата сделать два прямоугольника, затем четыре квадрата.
Познакомить детей с выкладыванием из счетных палочек треугольника .Воспитатель обобщает: «Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла. Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник, у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним».
Дети строят равносторонний и разносторонний треугольники с помощью счетных палочек и полосок разной длины.
4 часть Игровое упражнение «Составь сутки».
Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (утро, день, вечер, ночь). Воспитатель вводит обобщающее понятие «сутки».
Воспитатель предлагает еще раз составить сутки от названной им части. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель подводит итоги занятия.
Список используемой литературы
- Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений., Издательство Мозаика-Синтез., Москва 2014г.
- Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет., Творческий центр Сфера., Москва 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКА
Серия консультаций для родительского уголка, оформляемых в конце учебного года в папку-скоросшиватель. Содержит странички: "Математика для дошкольников", "Формирование понятия числа у ребенка", "Подго...
Консультация «Развитие мыслительных операций детей на занятиях Формированию элементарных математических понятий»
В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Развития мыслительных операций являются основными в подготовке д...
Перфокарты как наглядно-практический метод формирования элементарных математических понятий у детей старшего дошкольного возраста
Данный дидактический материал способствует поддержанию интереса детей к образовательному процессу, эффективен и прост для диагностики уровня усвоения программного материала, для повторения и закреплен...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических понятий «Помоги зайчатам»
Дети помогали зайчатам спрятаться в домиках от лисы, пройти по дорожкам разной длины...
Конспект НОД по Познанию (формированию элементарных математических понятий) с детьми второй младшей группы. Тема: «Путешествие в лес»
Данное занятие предназначено для детей 3-4 лет. Воспитанники получают знания в игровой форме, приходят на помощь сказочным героям....
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ № 10 (патриотическое воспитание, формирование элементарных математических понятий, развитие речи)
Занятие способствует решению одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду».воспитание детей - патриотическому воспитанию д...
Конспект ООД по познавательному развитию- формированию элементарных математических понятий детей старшей группы тема: «Супермаркет»
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе детского сада согласно требованиям ФГОС...