Оргпроект мастер-класса «Формирование познавательных действий дошкольников посредством дидактических игр»
материал по математике на тему

Проведение мастер-класса организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оргпроект мастер-класса

«Формирование познавательных действий дошкольников

посредством дидактических игр»

(Скударнова Марина Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6»)

Проведение мастер-класса организовано

                                                                    на содержании педагогического опыта

                                                          образовательной деятельности с

                                                       детьми дошкольного возраста

Дата, время,

место проведения

30.01.2016г.,11.00, МБОУ «СОШ №9»

Участники

Родители (законные представители) детей дошкольного возраста

Предназначение:

  • Актуализировать   представление о значении  дидактических игр в формировании познавательных действий детей дошкольного возраста;
  • Представить опыт в  использовании дидактических игр и пособий для развития познавательных действий дошкольников;
  • Предоставить возможность родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста попрактиковаться  в организации и проведении  дидактических игр по формированию познавательных действий.

Содержание мастер-класса:

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Актуальность познавательного развития.

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития. Важную роль в формировании личности ребенка имеет познавательное развитие.

ФГОС ДО о познавательном развитии:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности

         Показатели развития познавательных действий в разных возрастных группах:

Младшая группа

(3-4 лет)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная к школе группа

(6-до школы)

Различает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, над-под; понятия времени суток: утро-вечер-день-ночь.

Различает круг, квадрат, треугольник. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов.

Перечисляет и использует детали строительного материала

 Располагает кирпичики, пластины вертикально

Выделяет предметы по цвету размеру, форме

Определяет части суток.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху, внизу, впереди-сзади), умеет двигаться в нужном направлении по сигналу.
Различает круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

 Сравнивает два предмета по величине на основе приложения и наложения.

 Считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?»

Сравнивает количество предметов в группе.

Перечисляет и правильно использует детали строительного материала.

 Сгибает прямоугольный лист бумаги пополам

Считает в пределах десяти. Отвечает на вопрос «Сколько?», «который?».

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление, добавление).

Сравнивает предметы путем наложения и приложения.

Выделяет предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Перечисляет части суток, текущий день недели

Самостоятельно выделяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество; удаляет из множества отдельные его части; устанавливает связи и отношения между целым и частями;

Считает до 20 и больше (количественный, порядковый счёт). Перечисляет числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа. Соотносит цифры 0-9 и количество предметов;

Составляет и решает задачи в 1 действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и знаками +, - ,=.  Различает состав числа первого десятка.

Различает величины  длину, ширину, высоту, объем, массу (вес) и способы их измерения. Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.

Делит предметы на несколько равных частей, сравнивает целое и его часть; различает отрезок, угол, круг, овал, многоугольники, шар, куб.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости листа.  Определяет временные отношения; время по часам.

Различает монеты разного достоинства, название текущего месяца, последовательность дней недели, месяцев, времен года

Формы  реализации познавательных действий:

Игра — как вариативная форма реализации образовательной программы дошкольного образования.

Игра – как естественный способ развития ребенка.

Виды   обучающих дидактических  игр по способу применения  бывают:

  • словесные,
  • настольно печатные
  • игры с предметами. 

Группы дидактических игр по формированию познавательных действий:

  • Игры с количеством.
  • Игры с  формой и величиной.
  • Игры ориентировку во времени.
  • Игры на ориентировке в пространстве.
  • Игры на логическое мышление.

II.   ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

         Описание приема «Дидактические игры по формированию познавательных действий»

Педагог предлагает  с помощью прищепок объединиться в группы по возрастному признаку (младшая, средняя, старшая, подготовительная).

Действия  педагога

Действия  участников

Результат

Предлагает поиграть  в дидактическую игру с прищепками «Посчитай и прицепи» и дает задание группам, сформированным по возрастным признакам:

 -Подобрать  к цифре нужное количество прищепок

(младшая группа)

Участники выполняют задания:

-Подбирают  к цифре нужное количество прищепок (младшая группа)

Участники знакомы с  дидактической игрой,  имеют представление как ее изготовить, как пользоваться,  знают правила игры и   возрастные показатели.

Участники потренировались в счете,  решении примеров с применением дидактической игры с  предметами  для развития познавательных действий

- Посчитать предметы и подобрать соответствующую цифру

(средняя группа)

Считают и находят цифру, соответствующую количеству предметов.

-Подобрать прищепку с нужной цифрой до 10 (старшая группа)

Подбирают  прищепку с нужной цифрой до 10.

-Решить пример

(подготовительная к школе группа)

Решают примеры и прицепляют ответ при помощи прищепки

Предлагает поиграть в многофункциональную  дидактическую игру «Волшебный платочек»

Участники по  очереди сформированными  возрастными  группами выполняют задания:

Участники  знакомы с  дидактической игрой с предметами,  имеют представление как ее изготовить, знают правила игры и   возрастные показатели

-Выложить на платочек  все фигуры такого же цвета.

-Выложить на платочек все заданные геометрические фигуры (младшая группа)

-Выкладывают на платочек  все фигуры такого же цвета.

-Выкладывают на платочек все заданные геометрические фигуры.

Участники потренировались в квалификации предметов по заданному параметру

-Выложить на платочек заданное количество заданных геометрических фигур.

- На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов (средняя, группа)

-Выкладывают на платочек заданное количество заданных геометрических фигур.

- На основе счета устанавливают  равенство (неравенство) групп предметов.

Участники потренировались в счете  и установлении равенства и неравенства между группами предметов

-Выложить на платочке узор по образцу.

- Выложить на платочке фигуры по устному заданию (старшая  группа)

-Выкладывают на платочке узор по образцу.

- Выкладывают на платочке фигуры по устному заданию (графический диктант, ориентировка на плоскости)

Участники потренировались в ориентировке на плоскости и выкладывании узора по образцу

-Поиграть в игру

 «Запомни и разложи.»  (развитие зрительной памяти, внимания)

-Поиграть в игру «Крестики-нолики» (подготовительная к школе

группа)

-Играют  парами в игру

«Запомни и разложи»

 (развитие зрительной памяти, внимания)

-Играют парами в игру «Крестики-нолики»

Участники потренировались в развитии зрительного внимания и логического мышления при помощи дидактической игры

Предлагает  поиграть в  малоподвижную дидактическую игру «Веселый кубик»

Знакомит с правилами

Все родители встают в круг, знакомятся  с ее правилами, выполняют игровые действия

Участники знакомы с  дидактической игрой, ее правилами и возрастными показателями

Предлагает называть количество предметов,  изображенных на одной картинке и перекидывать кубик любому участнику в кругу

Участник, у которого кубик, называет количество предметов, изображенных на верхней стороне кубика, не повторяя уже названные предметы и числа.

Участники потренировались в счете предметов, согласовании существительных с числительными в роде и числе

Предлагает  поиграть  в подвижную дидактическую игру «Посади бабочку на цветок» 

-Предлагает тем участникам, у которых цветок, посмотреть, какая цифра на нем изображена,  и посчитать количество точек на крылышках тем, у кого бабочки, и найти свою пару.

-Предлагает  двум участникам посадить своих бабочек  на цветки расположенные на  ковре.

Участники встают в круг,  держа атрибуты к игре в руках (бабочка, цветок). Звучит музыка: «бабочки» летают, «цветочки» кружатся.

Когда музыка заканчивается, участники находят себе пару.

Участники  под  музыку выкладывают бабочек на цветки таким образом, чтобы количество соответствовало цифре

Участники потренировались в счете и соотношении количества с цифрой.

Предлагает поиграть в  дидактическую игру «Время суток» 

Предлагает назвать время суток, на которое показывает стрелка, найти картинку с режимным моментом, соответствующим данному времени суток

Участники находят соответствующую картинку, прицепляют ее к кругу с изображением времени суток прищепками

Участники потренировались в ориентировке во времени

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

Родителям предлагается  при  помощи прищепок оценить мастер- класс по следующим показателям:

-Если  вы считаете, что мастер-класс для вас был неинтересен,  и вы попросту потратили свое  время,  то прицепите прищепку к кругу, где  изображена цифра «3».

-Если вы считаете, что на мастер-классе вы узнали что-то новое,  то прицепите прищепку на круг,  где изображена цифра «4».

-Если вы возьмете себе  на вооружение хоть одну из этих игр,  изготовите ее и будете применять дома, то прицепите прищепку к кругу, где  изображена цифра «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оргпроект мастер-класса «Играем, речь развиваем»

Оргпроект мастер-класса «Играем, речь развиваем»Предназначение:1.     Актуализировать представление обиспользовании игр для развития речи в домашних условиях.2....

Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...

Оргпроект мастер-класса Тема: "Применение разных видов дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с архитектурой"

Оргпроект мастер-классаТема: "Применение разных видов дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с архитектурой"...

Оргпроект мастер-класса «Игры по формированию элементарных математических и сенсорных представлений. Конструктор Фребеля (конструктор из нута)»

Проведение мастер-класса организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности сдетьми дошкольного возраста...

Доклад к презентации на тему: «Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР»

Данный доклад может быть использован при создании презентации для родителей детей 5-6 лет при ознакомлении родителей с дидактическими играми по ФЭМП....

21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»

Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...