Оргпроект мастер-класса «Формирование познавательных действий дошкольников посредством дидактических игр»
материал по математике на тему
Проведение мастер-класса организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orgproekt_master-klassa_formirovanie_poznvatelnyh_deystviy.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Оргпроект мастер-класса
«Формирование познавательных действий дошкольников
посредством дидактических игр»
(Скударнова Марина Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6»)
Проведение мастер-класса организовано
на содержании педагогического опыта
образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста
Дата, время, место проведения | 30.01.2016г.,11.00, МБОУ «СОШ №9» |
Участники | Родители (законные представители) детей дошкольного возраста |
Предназначение:
- Актуализировать представление о значении дидактических игр в формировании познавательных действий детей дошкольного возраста;
- Представить опыт в использовании дидактических игр и пособий для развития познавательных действий дошкольников;
- Предоставить возможность родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста попрактиковаться в организации и проведении дидактических игр по формированию познавательных действий.
Содержание мастер-класса:
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Актуальность познавательного развития.
Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития. Важную роль в формировании личности ребенка имеет познавательное развитие.
ФГОС ДО о познавательном развитии:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности
Показатели развития познавательных действий в разных возрастных группах:
Младшая группа (3-4 лет) | Средняя группа (4-5 лет) | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная к школе группа (6-до школы) |
Различает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, над-под; понятия времени суток: утро-вечер-день-ночь. Различает круг, квадрат, треугольник. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов. Перечисляет и использует детали строительного материала Располагает кирпичики, пластины вертикально Выделяет предметы по цвету размеру, форме | Определяет части суток. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху, внизу, впереди-сзади), умеет двигаться в нужном направлении по сигналу. Сравнивает два предмета по величине на основе приложения и наложения. Считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группе. Перечисляет и правильно использует детали строительного материала. Сгибает прямоугольный лист бумаги пополам | Считает в пределах десяти. Отвечает на вопрос «Сколько?», «который?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление, добавление). Сравнивает предметы путем наложения и приложения. Выделяет предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Перечисляет части суток, текущий день недели | Самостоятельно выделяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество; удаляет из множества отдельные его части; устанавливает связи и отношения между целым и частями; Считает до 20 и больше (количественный, порядковый счёт). Перечисляет числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа. Соотносит цифры 0-9 и количество предметов; Составляет и решает задачи в 1 действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и знаками +, - ,=. Различает состав числа первого десятка. Различает величины длину, ширину, высоту, объем, массу (вес) и способы их измерения. Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Делит предметы на несколько равных частей, сравнивает целое и его часть; различает отрезок, угол, круг, овал, многоугольники, шар, куб. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости листа. Определяет временные отношения; время по часам. Различает монеты разного достоинства, название текущего месяца, последовательность дней недели, месяцев, времен года |
Формы реализации познавательных действий:
Игра — как вариативная форма реализации образовательной программы дошкольного образования.
Игра – как естественный способ развития ребенка.
Виды обучающих дидактических игр по способу применения бывают:
- словесные,
- настольно печатные
- игры с предметами.
Группы дидактических игр по формированию познавательных действий:
- Игры с количеством.
- Игры с формой и величиной.
- Игры ориентировку во времени.
- Игры на ориентировке в пространстве.
- Игры на логическое мышление.
II. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Описание приема «Дидактические игры по формированию познавательных действий»
Педагог предлагает с помощью прищепок объединиться в группы по возрастному признаку (младшая, средняя, старшая, подготовительная).
Действия педагога | Действия участников | Результат |
Предлагает поиграть в дидактическую игру с прищепками «Посчитай и прицепи» и дает задание группам, сформированным по возрастным признакам: -Подобрать к цифре нужное количество прищепок (младшая группа) | Участники выполняют задания: -Подбирают к цифре нужное количество прищепок (младшая группа) | Участники знакомы с дидактической игрой, имеют представление как ее изготовить, как пользоваться, знают правила игры и возрастные показатели. Участники потренировались в счете, решении примеров с применением дидактической игры с предметами для развития познавательных действий |
- Посчитать предметы и подобрать соответствующую цифру (средняя группа) | Считают и находят цифру, соответствующую количеству предметов. | |
-Подобрать прищепку с нужной цифрой до 10 (старшая группа) | Подбирают прищепку с нужной цифрой до 10. | |
-Решить пример (подготовительная к школе группа) | Решают примеры и прицепляют ответ при помощи прищепки | |
Предлагает поиграть в многофункциональную дидактическую игру «Волшебный платочек» | Участники по очереди сформированными возрастными группами выполняют задания: | Участники знакомы с дидактической игрой с предметами, имеют представление как ее изготовить, знают правила игры и возрастные показатели |
-Выложить на платочек все фигуры такого же цвета. -Выложить на платочек все заданные геометрические фигуры (младшая группа) | -Выкладывают на платочек все фигуры такого же цвета. -Выкладывают на платочек все заданные геометрические фигуры. | Участники потренировались в квалификации предметов по заданному параметру |
-Выложить на платочек заданное количество заданных геометрических фигур. - На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов (средняя, группа) | -Выкладывают на платочек заданное количество заданных геометрических фигур. - На основе счета устанавливают равенство (неравенство) групп предметов. | Участники потренировались в счете и установлении равенства и неравенства между группами предметов |
-Выложить на платочке узор по образцу. - Выложить на платочке фигуры по устному заданию (старшая группа) | -Выкладывают на платочке узор по образцу. - Выкладывают на платочке фигуры по устному заданию (графический диктант, ориентировка на плоскости) | Участники потренировались в ориентировке на плоскости и выкладывании узора по образцу |
-Поиграть в игру «Запомни и разложи.» (развитие зрительной памяти, внимания) -Поиграть в игру «Крестики-нолики» (подготовительная к школе группа) | -Играют парами в игру «Запомни и разложи» (развитие зрительной памяти, внимания) -Играют парами в игру «Крестики-нолики» | Участники потренировались в развитии зрительного внимания и логического мышления при помощи дидактической игры |
Предлагает поиграть в малоподвижную дидактическую игру «Веселый кубик» Знакомит с правилами | Все родители встают в круг, знакомятся с ее правилами, выполняют игровые действия | Участники знакомы с дидактической игрой, ее правилами и возрастными показателями |
Предлагает называть количество предметов, изображенных на одной картинке и перекидывать кубик любому участнику в кругу | Участник, у которого кубик, называет количество предметов, изображенных на верхней стороне кубика, не повторяя уже названные предметы и числа. | Участники потренировались в счете предметов, согласовании существительных с числительными в роде и числе |
Предлагает поиграть в подвижную дидактическую игру «Посади бабочку на цветок» -Предлагает тем участникам, у которых цветок, посмотреть, какая цифра на нем изображена, и посчитать количество точек на крылышках тем, у кого бабочки, и найти свою пару. -Предлагает двум участникам посадить своих бабочек на цветки расположенные на ковре. | Участники встают в круг, держа атрибуты к игре в руках (бабочка, цветок). Звучит музыка: «бабочки» летают, «цветочки» кружатся. Когда музыка заканчивается, участники находят себе пару. Участники под музыку выкладывают бабочек на цветки таким образом, чтобы количество соответствовало цифре | Участники потренировались в счете и соотношении количества с цифрой. |
Предлагает поиграть в дидактическую игру «Время суток» Предлагает назвать время суток, на которое показывает стрелка, найти картинку с режимным моментом, соответствующим данному времени суток | Участники находят соответствующую картинку, прицепляют ее к кругу с изображением времени суток прищепками | Участники потренировались в ориентировке во времени |
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.
Родителям предлагается при помощи прищепок оценить мастер- класс по следующим показателям:
-Если вы считаете, что мастер-класс для вас был неинтересен, и вы попросту потратили свое время, то прицепите прищепку к кругу, где изображена цифра «3».
-Если вы считаете, что на мастер-классе вы узнали что-то новое, то прицепите прищепку на круг, где изображена цифра «4».
-Если вы возьмете себе на вооружение хоть одну из этих игр, изготовите ее и будете применять дома, то прицепите прищепку к кругу, где изображена цифра «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оргпроект мастер-класса «Играем, речь развиваем»
Оргпроект мастер-класса «Играем, речь развиваем»Предназначение:1. Актуализировать представление обиспользовании игр для развития речи в домашних условиях.2....
Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...
Оргпроект мастер-класса Тема: "Применение разных видов дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с архитектурой"
Оргпроект мастер-классаТема: "Применение разных видов дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с архитектурой"...
Оргпроект мастер-класса «Игры по формированию элементарных математических и сенсорных представлений. Конструктор Фребеля (конструктор из нута)»
Проведение мастер-класса организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности сдетьми дошкольного возраста...
Доклад к презентации на тему: «Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР»
Данный доклад может быть использован при создании презентации для родителей детей 5-6 лет при ознакомлении родителей с дидактическими играми по ФЭМП....
21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»
Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...