Проект по математическому развитию: "Занимательная математика"для детей раннего возраста.
проект по математике (младшая группа) по теме
Проект предназначен для детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_matematike.docx | 49.43 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект по математическому развитию дошкольников
«Познаём, исследуем, творим».
Номинация: ранний возраст.
Название проекта: «Занимательная математика».
Пояснительная записка:
Мой проект «Занимательная математика» предназначен для детей раннего дошкольного возраста. Проект представляет начальное звено по формированию элементарных математических представлений.
Актуальность:
В современном мире,родители из-за нехватки времени,постоянной занятости мало времени уделяют ребёнку. С его проблемами воспитания ближе находятся педагоги ДОУ, сздают благоприятные условия для развития. Работа с семьёй является сложной адачей в дошкольном возасте. Необходимо постоянно вовлекать родителей в жизнь детского сада.
К 2-3 годам малыш формирует представления о геометрических фигурах,величинах, пространстве и их свойствах. В раннем возресте познания окружающего мира проходят через игру, изучаются новые предметы, получаются новые знаия. С помощью игрового подхода мы решаем ключевую задачу, непросто научит, а заинтересовать ребёнка. В раннем дошкольном развитии активно тренируется детское внимание.развиается логическое мышление. Для того, чтобы малыш мог отличить, сравнить предметы, должен не только увидеть, но и потругать.
Основной целью сенсорно – математического воспитания является интерес. Знакомство с дидактической игрой станет для ребёнка увлекательной.
В трёхлетнем возрасте дети получают свои знания не только в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдают за явлениями окружающего мира. И тогда здесь нужна помощь родителей. Работая в тесном контакте: воспитатель, родитель, ребёнок, мы поможем малышу обогатить внутренний мир.
Контингент участников проекта: дети в возрасте от 2 до 3 лет, родители, воспитатели.
Цель проекта: вовлечь родителей в образовательный процесс для обучения раннего дошкольного возраста основам математики.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
- Организация разнообразной деятельности, направленной на математическое развитие детей раннего возраста.
- Создание информационной площадки для родителей.
- Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
- Распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановке.
- Развивать внимание и память у детей; мелкую и общую моторику рук.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Предполагаемый результат:
1. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
3. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
4. Обогащение родительского опыта по использованию игр, направленных на математическое развитие детей.
План реализации проекта.
1. Изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей.
2. Буклеты для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
3. Консультация для родителей в родительский уголок «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
4. Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста для родителей.
5. Тематические мастер-классы с родителями.
Время | Задачи | Содержание |
Октябрь | Формировать умение детей различать понятия «большой – маленький», находить в окружающей обстановке большие и маленькие предметы. Познакомить детей с геометрическими фигурами: «круг», «треугольник», «квадрат». Развивать внимание, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, стремление действовать успешно и результативно. Воспитывать желание играть вместе, доброжелательность в общении друг с другом. | 1.Тематический мастер-класс с родителями «Лисичкин домик» (Приложение № 1) 2.Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста». (Приложение № 1) 3. Буклет для родителей «Занимательная математика». (Приложение № 1) |
Декабрь | Учить детей различать понятия «один», «много», «ни одного», находить в окружающей обстановке один и много предметов. Развивать внимание, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, стремление действовать успешно и результативно. Воспитывать желание играть вместе, доброжелательность в общении друг с другом. | 1.Тематический мастер-класс с родителями «Лисичка в гостях у ребят». ( Приложение № 2). 2. Буклет для родителей «Поиграем, посчитаем». (Приложение № 2). |
Март | Закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету. Уметь отличать понятия «большой» и «маленький». Закрепить основные цвета «красный», «желтый», «синий», «зелёный». Развивать память, мышление, активный словарный запас. Воспитывать уверенность в себе, активность. | 1.Тематический мастер-класс с родителями «Занимательные игры». (Приложение № 3) 2. Буклет для родителей «Математика и малыши». (Приложение №3). |
Май | Продолжать учить детей различать понятия «один», «много». Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов. Познакомить детей с геометрической формой предметов: шар, куб. Развивать внимание, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, стремление действовать успешно и результативно. Воспитывать желание играть вместе, доброжелательность в общении друг с другом. | 1.Тематический мастер-класс с родителями «Путешествие». (Приложение № 4). 2. Буклет для родителей «Познаём, исследуем!» (Приложение № 4). 3.Картотека дидактических игр по математике для родителей. (Приложение № 4). |
Приложение № 1
Тематический мастер-класс с родителями
по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
у детей раннего возраста на тему:
«Лисичкин домик».
Подготовила
Воспитатель: Сухорукова Марина Вячеславовна
Образовательные задачи:
1. Учить детей различать понятия «большой – маленький»
2. Учить находить в окружающей обстановке большие и маленькие предметы.
3. Закрепить основные цвета «красный», «желтый», «синий», «зелёный».
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление действовать успешно и результативно.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание играть вместе.
2. Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.
Словарная работа: активизировать в речи слова «большой - маленький»; основные цвета «красный», «желтый», «синий», «зелёный».
Материал: домик, игрушка-лисичка, клубочки большие и маленькие, 2 корзинки: большая и маленькая, мисочка, 4 обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный), вырезанные из картона 4 цветных круга; магнитофон.
Под музыку мамы берут своих детей за ручки, входят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители!
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера! (Н. Красильников)
Воспитатель: Ребята, сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Давайте все дружно поздороваемся!
Приветствие под музыку: «Здравствуйте, ладошки!» (слова и музыка М. Картушиной)
(Родители вместе с детьми образовывают круг)
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх)
Хлоп, хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (Пружинка)
Топ, топ, топ! (Топают ногами)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щёчки)
Плюх, плюх, плюх (слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! (Круговые движения по щекам)
Плюх, плюх, плюх! (слегка похлопывают по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо, влево)
Чмок, чмок, чмок (чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо, влево)
Щелк, щелк, щелк (щёлкают зубами)
Здравствуй мой носик! (Гладят нос ладонью)
Бип-бип-бип! (Нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Привет! (Машут рукой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый домик! Кто же в нем живёт? Давайте подойдём и постучим.
(Воспитатель вместе с детьми подходят к домику и стучат)
Воспитатель: Тук-тук-тук! Кто в домике живет?
(Из окошка выглядывает лисичка).
Воспитатель: Да это лисичкин домик! Ребята, давайте с лисичкой поздороваемся!
(Дети здороваются.)
Воспитатель: Лисичка очень любит бегать, прыгать, но больше всего она хочет с вами поиграть. А вы хотите?
Дети: Да.
Игра «Собери клубочки».
Цель: различать понятия «большой – маленький»
Воспитатель рассыпает по группе клубочки большие и маленькие. В руках она держит две корзинки: большую и маленькую.
Воспитатель: Ребята, нужно помочь лисичке сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую. Вам все понятно?
Дети: Да
Дети вместе с родителями собирают клубочки.
Воспитатель: Какие вы, молодцы, помогли лисичке собрать клубочки. Ребята, а теперь, лисичка, хочет с вами потанцевать.
Физминутка « Танец с лисичкой».
Дети становятся в круг и вместе с воспитателем и родителями выполняют движения согласно содержанию стихотворения.
Выходи- лисичка, попляши, попляши.
(Прыжки на месте.)
Лапкой, лапкой нам, помаши, помаши.
(Взмахи руками.)
А мы вокруг лисички хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем, запоем.
(Ходьба, взявшись за руки кругом.)
Воспитатель: Какие все, молодцы! А теперь, ребята, давайте угостим лисичку молочком!
(Дети вместе с воспитателем угощают лисичку молочком из мисочки)
Воспитатель: Лисичка поела, спасибо, детям сказала! Ребята, лисичка хочет с вами поиграть.
Игра: «Найди свой домик».
Воспитатель раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный)
Воспитатель: Я разложила на полу обручи. Давайте назовем их цвета.
Дети хором или по одному называют цвета.
Воспитатель: А ещё у нас есть цветные круги, какого цвета круги?
Дети ещё раз повторяют названия цветов.
Воспитатель: Молодцы ребята!
А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Воспитатель: Какого цвета этот круг Владислав?
Владислав: Синий.
Воспитатель: В какой домик ты его положишь?
Владислав: В синий.
Воспитатель: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги дети раскладывают в свои домики. Во время игры дети повторяют название цветов.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам игра?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, лисичке очень понравилось с вами играть, но ей пора домой. Давайте ей скажем: «До свидания!»
Консультация для родителей:
«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
Ранний возраст – важный период жизни человека. Это когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период необходимо учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.
Получать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдать за явлениями окружающего его мира. И тогда здесь нужна помощь родителей. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития, воспитания собственного ребенка. Работая в тесном контакте, мы поможем ребёнку обогатить его внутренний мир. Принуждать ребёнка бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Уделите ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, кружка круглая, скатерть квадратная. Варите компот, спросите, какое количество фруктов пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Поиграйте в игру: «Найди игрушку». Спрячьте игрушку: «Раз, два, три-ищи!» говорит взрослый.
Ребенок ищет, найдя, рассказывает, где она находилась, используя предлоги «на», «за», «в».
Упражняйте детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т.п.).
Учите детей называть свойства предметов: холодный-теплый, твердый-мягкий, большой-маленький и т.п..
Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей нужно учить собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д.
Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Математические игры.
Игра «Собери клубочки».
Цель: различать понятия «большой – маленький»
На полу рассыпаны клубочки маленькие и большие нужно сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую.
Игра: «Найди свой домик»
Цель: закрепить с ребёнком основные цвета.
Взрослый раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный). Взрослый: Я разложила на полу обручи. Назови их цвета. Ребёнок называет цвета.
Взрослый: А ещё у меня есть цветные круги, какого цвета круги? Ребёнок ещё раз повторяет названия цветов. А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Взрослый: Какого цвета этот круг?
Ребёнок: Красный.
Взрослый: В какой домик ты его положишь?
Ребёнок: В красный.
Взрослый: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги ребёнок раскладывают в свои домики самостоятельно. Во время игры ребёнок повторяет название цветов.
Приложение №2
Тематический мастер-класс с родителями
по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений )
у детей раннего возраста на тему:
«Лисичка в гостях у ребят».
Образовательные задачи:
1. Учить детей различать понятия «один», «много», «ни одного»
2. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление действовать успешно и результативно.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание играть вместе.
2. Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.
Словарная работа: активизировать в речи слова «один», «много», «ни одного».
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, иллюстраций, игры с игрушками.
Материал: Лисичка-игрушка, большая коробка с игрушками по количеству детей, магнитофон.
Ход: Под музыку мамы берут своих детей за ручки, входят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, какая сегодня замечательная погода, как ярко светит солнышко!
Родители вместе с детьми образуют круг, и выполняют упражнения игры.
Игра «Солнышко » .
Утром солнышко встает.
Выше, выше, выше, вот так вот.
(Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже, вот так вот.
(Медленно присесть, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо. Солнышко смеется. А под солнышком нам всем. Весело живется.
(Хлопать в ладоши)
Воспитатель: Молодцы!
Родители с детьми садятся на свои места. Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята вы слышите, кто-то стучит в дверь. Пойду, посмотрю кто это.
Воспитатель возвращается с лисичкой и волшебным мешочком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети: лисичка.
Воспитатель: Давайте с лисичкой поздороваемся.
Дети: Здравствуй, лисичка!
Воспитатель: Что нам принесла, лисичка?
Дети: Волшебный мешочек.
Игра «Что принесла лисичка?»
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что в мешочке?
Дети: Да
Воспитатель открывает мешочек и показывает содержимое детям.
Дети: Это игрушки.
Воспитатель: Сколько игрушек?
Дети: Много
Воспитатель: лисичка принесла много игрушек. Для каждого из вас.
Воспитатель раздает детям по одной игрушке, называя при этом имя ребенка, которому дает игрушку, и название самой игрушки.
Воспитатель спрашивает всех детей, сколько у каждого из них игрушек. Каждый ребёнок отвечает одна.
Воспитатель: У всех ребят по одной игрушке. А теперь, давайте посадим их в игровой уголок. (Дети рассаживают игрушки.) Сколько игрушек в игровом уголке?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вместе с родителями поиграть с лисичкой.
Физминутка: «Быстрые ножки».
Быстрые ножки шагают по дорожке. Топ-топ-топ-топ.
(Родители вместе с детьми идут маленькими шашками за воспитателем с лисичкой)
Большие ноги шагают по дороге. Топ-топ-топ-топ.
(А теперь идут большими шагами. Задания чередуются.)
Все садятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы! Что-то загрустили в уголке наши игрушки, давайте поиграем с ними!
Дети: Да.
Игра «Посмотрите друг на друга».
Воспитатель раздает детям игрушки: у кого-то – одна игрушка, у другого – несколько игрушки, у следующего – ни одной и т.д.
Воспитатель: Сколько игрушек у Марии, Пети, Коли и т.д.?
Дети смотрят друг на друга и говорят, сколько игрушек у соседа.
Дети: одна, много, ни одной.
Воспитатель: Ребята, лисичке, очень понравилось у вас в гостях, но ей пора домой. Она говорит вам всем до свидания!
Дети: До свидания!
Математические игры
Игра «Что в мешочке?»
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного».
Взрослый показывает ребёнку коробку, открывает крышку и показывает содержимое.
Внутри игрушки.
Взрослый: Сколько игрушек?
Ребёнок: Много
Взрослый дает ребёнку одну игрушку, называя при этом саму игрушку.
Воспитатель спрашивает ребёнка, сколько у него игрушек. Ребёнок отвечает одна.
Взрослый: А теперь, давайте посадим все игрушки в игровой уголок. Сколько игрушек в игровом уголке? Ребёнок: Много.
Игра «Посмотрите друг на друга».
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного»
Взрослый раздает игрушки: сыну – одну игрушка, папе – несколько игрушек, маме – ни одной не достаётся.
Взрослый: Сколько игрушек у сына, папы и мамы?
Сын, папа и мама смотрят друг на друга и говорят сколько игрушек у соседа ( одна, много, ни одной).
Приложение №3
Тематический мастер-класс с родителями
по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
у детей раннего возраста на тему:
«Занимательные игры ».
Образовательные задачи:
1. Закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету.
2. Уметь отличать понятия «большой», «поменьше», «ещё меньше», «маленький».
3. Закрепить основные цвета «красный», «желтый», «синий», «зелёный»
4. Познакомить детей с геометрическими фигурами: «круг», «треугольник», «квадрат».
Развивающая задача:
Развивать память, мышление, активный словарный запас.
Воспитательная задача:
Воспитывать уверенность в себе, активность.
Словарная работа: активизировать в речи слова «большой», «поменьше», «маленький»; основные цвета: «красный», «желтый», «синий», «зелёный»; «круг», «треугольник», «квадрат».
Материал: игрушка - лисичка, 1 большая пирамидка, бумажные домики с разноцветными крышами, геометрические фигуры: «круг», «треугольник», «квадрат»; магнитофон.
Ход: Ребята вместе с мамами заходят в группу, садятся на стульчики и видят, что на полу разбросаны колечки от пирамиды.
Воспитатель: Ребята, это кто же разбросал колечки?
Дети пожимают плечами, удивлены. Раздаётся плач среди игрушек.
Воспитатель находит среди игрушек знакомую лисичку, берёт её на руки и показывает детям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к вам в гости пришёл! Это же наша лисичка! Здравствуй лисичка!
Дети: Здравствуй!
Воспитатель: лисичка, ты не знаешь, кто разбросал по всей группе колечки? Ребята, лисичка, сказала мне на ушко, что это она нечаянно рассыпала колечки, а собрать не смогла.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем лисичке собрать пирамидку.
Дети: Да.
Воспитатель: Только пирамидку надо собрать правильно: сначала большие колечки, потом поменьше, меньше и самые маленькие. Все понятно, ребята?
Дети: Да
Подвижная игра «Собери пирамидку».
Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер колечка.
Воспитатель: Какое это колечко по размеру?
Дети отвечают индивидуально или хором.
Дети: Большое.
Если один ребенок ошибается, другой поправляет его.
Воспитатель: А какого цвета?
Дети: красного.
Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит каждого ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки.
Воспитатель: Вот какая у нас получилась красивая пирамидка. Лисичка благодарит вас, ребята, за помощь.
Воспитатель предлагает ей поиграть вместе с детьми и родителями.
Физминутка: «Весёлые ладошки?»
Воспитатель проговаривает текст и показывает движения, дети вместе с родителями повторяют за воспитателем. У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (Показывают руки)
У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (Показывают уши)
У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (Убирают ладошки от глаз)
Воспитатель: Какие вы все молодцы!
Родители и дети занимают свои места.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру.
Игра « Разноцветные фигуры».
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат.
Воспитатель раскладывает на полу бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета со смешными рожицами.
Воспитатель: Ребята, в этих домиках живут забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат. (Показывает их детям). Давайте их назовем.
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает)
Дети: Круг, Треугольник, Квадрат (повторяют несколько раз).
Воспитатель: Ребята, давайте наши фигуры поселим в домики.
Дети: Да
(Воспитатель объясняет детям, что цвет фигуры должен совпадать с цветом крыши домика, при этом они должны называть их имена. Если ребёнок затрудняется, воспитатель помогает)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилась вам игра?
Дети: Да
Воспитатель: И лисичке, понравилось у вас в гостях, но ей пора домой. Она прощается с вами. И мы говорим ей, до свидания!
Математические игры:
Игра «Собери пирамидку».
Цель: различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета.
Ребёнок собирает колечки, разбросанные по комнате. Взрослый (мама) держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки взрослый уточняет цвет и размер колечка.
Взрослый: Какое это колечко по размеру?
Ребёнок: Большое.
Если ребенок ошибается, взрослый поправляет его. Взрослый: А какого цвета? Ребёнок: Жёлтого (или др.) Когда пирамидка собрана, взрослый хвалит ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки. Взрослый: Вот какая у нас получилась красивая пирамидка.
Игра « Разноцветные фигуры».
Цель: познакомить ребёнка с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат.
Взрослый раскладывает на полу бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета со смешными рожицами.
Взрослый: В этих домиках живут забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат. (Показывает их ребёнку). Давай их назовем.
(Если ребёнок затрудняется, помогает)
Ребёнок: Круг, Треугольник, Квадрат (повторяет несколько раз).
Взрослый: Давай наши фигуры поселим в домики.
(Взрослый объясняет детям, что цвет фигуры должен совпадать с цветом крыши домика, при этом ребёнок должен называть их имена. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает)
Приложение №4
Тематический мастер-класс с родителями
по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений )
у детей раннего возраста на тему:
«Путешествие».
Образовательные задачи:
1. Продолжать учить детей различать понятия «один», «много».
2. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов.
3. Познакомить детей с геометрической формой предметов: шар, куб.
4. Закрепить основные цвета: «красный», «жёлтый», «синий», «зелёный».
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление действовать
успешно и результативно.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание играть вместе.
2. Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.
Словарная работа: активизировать в речи слова «один», «много», «шар», «куб», цвета: «красный», «жёлтый», «синий», «зелёный».
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, иллюстраций; игры с шарами, кубиками.
Материал: лисичка - игрушка, корзинка с кубиками и шарами разного цвета, «волшебный» мешочек , магнитофон.
Под музыку мамы берут своих детей за ручки, входят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, а также их родители! Вы хотите отправиться со мной к лисичке?
Дети: Да.
Воспитатель: А отправимся в гости мы на поезде. Я буду паровоз, а вы с родителями – вагончики.
Воспитатель встает первым, за ним выстраиваются дети с родителями.
Воспитатель: Сколько у нас паровозов?
Дети: Один.
Воспитатель: А вагончиков?
Дети: Много.
Воспитатель:
Скорее торопитесь,
В вагончики садитесь,
Время приближается,
Поезд отправляется.
Мы с вами приехали к лисичкиному домику.
Воспитатель:
Вот, ребята, лисичкин дом,
Хорошо, уютно в нём!
Лисичка, нас всех зовет,
И песенку она поёт.
В гости приглашает,
И погладить себя,
Деткам разрешает!
Дети гладят лисичку.
Воспитатель: Лисичка очень рада гостям и предлагает поиграть.
Игра «Что катится?»
Цель: Познакомить детей с геометрической формой предметов.
Воспитатель показывает детям ворота в виде «яблочка», а в корзинке у неё шарики и кубики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня есть красивые воротики. А ещё у меня есть вот такие фигурки? Что это за фигурки? (показывает сначала шар, потом куб)
Дети называют шар, куб.
Воспитатель: Я предлагаю устроить соревнование у кого фигурка дальше укатится.
Воспитатель предлагает детям на свой выбор взять кубик или шарик.
Вначале дети берут любую фигурку.
Но после нескольких прокатов они понимают, что выигрывает только тот, у кого шарик, и стараются брать именно его.
Воспитатель: Ребята, скажите, что лучше катится?
Дети: Шарик.
Воспитатель: А как вы думаете, почему шарик катится, а кубик нет?
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает.
Воспитатель: У кубика есть углы, которые мешают катиться, а у шарика нет.
Воспитатель предлагает детям ещё раз прокатить фигуры в воротики. Дети выбирают фигуры, родители помогают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? (дети отвечают). Давайте лисичке покажем, какие мы ловкие, смелые, умелые!
Физминутка «Мы потопаем ногами».
Воспитатель предлагает детям и родителям встать в круг и выполнять движения под слова.
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покачаем головой,
Покачаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И бегаем кругом.
Взявшись за ручки, родители и дети бегут по кругу, затем останавливаются, игра начинается сначала.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Лисичке, понравилось с вами играть и у неё для вас есть подарок.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: различать понятия один, много.
Воспитатель: Лисичка принесла вам «Волшебный мешочек», в котором как вы думаете что? (мешочек прозрачный и дети видят конфеты)
Дети: Конфетки.
Воспитатель: Правильно. А сколько конфеток?
Дети: Много.
Воспитатель раздает всем по конфетке и спрашивает детей по очереди, сколько у каждого из них конфеток.
Дети: Одна.
(Воспитатель с детьми благодарят лисичку)
Воспитатель: Ребята, а нам пора домой! Давайте скажем кошечке «До свидания!»
Скорее торопитесь,
В вагончики садитесь,
Время приближается,
Поезд отправляется.
(Дети вместе с родителями едут в вагончиках в детский сад.)
Математические игры:
Игра « Что катится?»
Цель: Познакомить ребёнка с геометрической формой предметов.
Взрослый показывает ребёнку ворота в корзинке у него шарики и кубики.
Взрослый: Посмотрите, какие у меня есть красивые воротики. А ещё у меня есть вот такие фигурки? Что это за фигурки? (показывает сначала шар, потом куб). Ребёнок называют шар, куб.
Взрослый: Я предлагаю устроить соревнование у кого фигурка дальше укатится.
Взрослый предлагает ребёнку на свой выбор взять кубик или шарик. Вначале он берет любую фигурку. Но после нескольких прокатов он понимает, что выигрывает только тот, у кого шарик, и старается брать именно его. Взрослый: Скажите, что лучше катится?
Ребёнок: Шарик. Взрослый: А как ты думаешь, почему шарик катится, а кубик нет?
Если ребёнок затрудняется ответить, то взрослый помогает.
Взрослый: У кубика есть углы, которые мешают катиться, а у шарика нет.
Взрослый предлагает ребёнку ещё раз прокатить фигуры в воротики.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: различать понятия один, много, мало.
У взрослого мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и др.). Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу.
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста для родителей.
Содержание
1. «Посмотрите друг на друга»
2. «Игра с кубом»
3. «Кукла Катя купила овощи»
4. «Самолёты»
5. «Собери пирамидку»
6. «Волшебный мешочек»
7. «Собери клубочки»
8. «Разноцветные платочки»
9. «Строимся парами»
10. «Печём куличи»
11. «Что катится?»
12. «Большой - маленький»
13. «Весёлые фигуры»
14. «Найди свой домик»
15. «Что в мешочке?»
1. Игра «Посмотрите друг на друга».
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Содержание: Взрослый (мама) раздает игрушки: сыну – одну игрушка, папе – несколько игрушек, маме – ни одной не достаётся.
Взрослый: Сколько игрушек у сына, папы и мамы?
Сын, папа и мама смотрят друг на друга и говорят, сколько игрушек у соседа
(одна, много, ни одной).
2. «Игра с кубом».
Цель: закрепить умение различать шар и куб.
Содержание: взрослый бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».
Ребёнок отгадывает, что это мяч. Взрослый выясняет у ребёнка почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку: «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Ребёнок отгадывает, затем выясняет, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривает, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).
3. Игра «Кукла Катя купила овощи».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: овощи заменяются геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник. Ребёнок должен подумать, какая фигура будет вместо помидора, какая вместо редиски, какая вместо огурца. Ребёнок вместе с взрослым раскладывают овощи.
4. Игра «Самолеты».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Содержание: на стульчиках разложены бумажные самолетики разных цветов. Вопросы: сколько всего самолетов? Какого они цвета? По сколько самолетов на каждом стуле? Затем ребёнку предлагается взять в руки самолет и присесть на стульчик. По команде: «Полетели красные… , желтые …» - ребёнок выполняет игровые действия. В такой же последовательности самолеты приземляются.
5. Игра «Собери пирамидку».
Цель: различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета.
Содержание: Ребёнок собирает по колечки, разбросанные по комнате. Взрослый (мама) держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки взрослый уточняет цвет и размер колечка.
Взрослый: Какое это колечко по размеру?
Ребёнок: Большое.
Если ребенок ошибается, взрослый поправляет его. Взрослый: А какого цвета? Ребёнок: Жёлтого (или др.) Когда пирамидка собрана, взрослый хвалит ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки. Взрослый: Вот какая у нас получилась красивая пирамидка.
6. Игра «Волшебный мешочек».
Цель: различать понятия один, много, мало.
Содержание: у взрослого мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и др.). Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу.
Игра повторяется с другими предметами.
7. Игра «Собери клубочки».
Цель: различать понятия «большой – маленький»
Содержание: На полу рассыпаны клубочки маленькие и большие нужно сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую.
8. Игра «Разноцветные платочки».
Цель: закрепить основные цвета; развивать внимание память.
Содержание: Взрослый показывает красивые разноцветные платочки: платочки красного, желтого и синего цветов.
Красный платочек - дети хлопают в ладоши
Желтый платочек – дети топают ногами
Синий платочек – дети кружатся на месте
(Ребёнок выполняет задания)
9. Игра «Строимся парами».
Цель: различать понятия «большой – маленький»; закрепить основные цвета.
Содержание: Взрослый ставит в один ряд один большой и один маленький квадраты одного цвета.
Остальные пары малыши составляют самостоятельно.
10. Игра «Печём куличи».
Цель: различать понятия один, много; закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: на большую салфетку выложить по одному красному квадраты,
сопровождая словами: «один, ещё один, ещё один, и ещё один - много пирожков».
Игра повторяется с другими геометрическими фигурами.
11. Игра «Что катится?»
Цель: Познакомить ребёнка с формой предметов. Содержание: Сделайте небольшую горку из наклонной дощечки. Положите перед ребенком кубик и шарик. Предложите соревнование у кого фигурка дальше укатится с горки. Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Сделайте вывод вместе с ребенком: "Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катиться, а на шарике нет. Посмотрите в коробке с кубиками, какие еще фигуры могут катиться.
12. Игра «Большой – маленький».
Цель: учить детей строить башню из кубиков разных размеров; учить последовательно, отбирать предметы. Содержание: Дайте ребенку кубики разных размеров (можно из разных конструкторов) и попросите построить высокую башню. Пусть малыш убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленький. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их можно прикладывать друг к другому. Построив башню из кубиков, можно перейти к строительству башен из плоских фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался.
13. Игра «Весёлые фигуры».
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат.
Содержание: Разложите на полу листы цветной бумаги или бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета. Если малыш еще не разбирается в фигурах, нарисуйте на фигурках смешные рожицы и объясните, что это забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша поселить в домик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.
14. Игра: «Найди свой домик».
Цель: закрепить с ребёнком основные цвета.
Содержание: Взрослый раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный).
Взрослый: Я разложила на полу обручи. Назови их цвета. Ребёнок называет цвета.
Взрослый: А ещё у меня есть цветные круги, какого цвета круги? Ребёнок ещё раз повторяет названия цветов. А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Взрослый: Какого цвета этот круг?
Ребёнок: Красный.
Взрослый: В какой домик ты его положишь?
Ребёнок: В красный.
Взрослый: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги ребёнок раскладывают в свои домики самостоятельно.
Во время игры ребёнок повторяет название цветов.
15. Игра «Что в мешочке?»
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного».
Содержание: Взрослый показывает ребёнку мешочек, открывает крышку и показывает содержимое.
Внутри игрушки.
Взрослый: Сколько игрушек?
Ребёнок: Много
Взрослый дает ребёнку одну игрушку, называя при этом саму игрушку.
Воспитатель спрашивает ребёнка, сколько у него игрушек. Ребёнок отвечает одна.
Взрослый: А теперь, давайте посадим все игрушки в игровой уголок. Сколько игрушек в игровом уголке?
Ребёнок: Много.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Найди свой домик».
Игра «Собери пирамидку».
Игра «Весёлые фигуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования и ап...
Конспект занятия по математике для детей раннего возраста
Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. Развивать представления о геометрических фигурах. Закреплять знание у детей цвета и формы.Формировать у...
«Математика для детей раннего возраста»
Ранний возраст – важнейший период жизни человека, поэтому вхождение в мир математики нужно начинать с самого раннего детства....
Конспект занятия по математике для детей раннего возраста "Большие и маленькие мячи"
Большие и маленькие мячи Задачи:Обучающие:Формировать умение различать количество предметов: много – одинупражнять в установлении сходства и...
Дидактические игры по математике для детей раннего возраста
Занимательные игры с маляшами по математике...
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений « Занимательная математика» для детей дошкольного возраста
Формировать представление о понятии «Неделя»;Развивать умение называть дни недели по порядку;Формировать представление о геометрических фигурах;Закрепить умение соотносить цифру с количест...
«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Увлекательная математика» для детей дошкольного возраста
Данное пособие адресовано воспитателя. В пособии представлены методические рекомендации по планированию и проведению дидактических игр по формированию элементарных математических представлений. Сборни...