«РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмот­ря на возрастающую компьютеризацию, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, количественные представления и понятия, решать задачи, знать рациональные приемы счета, ориентироваться в пространстве  и во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vremennye_predstavleniya_1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                                                                                                                                  СТАТЬЯ

 «РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,

 ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА  К ШКОЛЕ»

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, количественные представления и понятия, решать задачи, знать рациональные приемы счета, ориентироваться в пространстве  и во времени.

Как показывают психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и воспитателей - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Однако результаты подготовки детей к школе часто не удовлетворяют как самих родителей, так и школьных педагогов. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что родители не всегда знают, на что нужно обратить основное внимание. В результате и время, и силы детей и родителей затрачиваются не всегда рационально, не выделяются главные ключевые моменты, без усвоения которых ребенок будет чувствовать себя неуверенно как на уроках математики, так и в жизни. А это приводит к тому, что он уже с первых месяцев обучения начинает отрицательно относиться к школе, с трудом адаптируется к ней, в результате чего у него появляются и другие проблемы, в частности в состоянии здоровья, поведении, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

В силу большого разнообразия программ сегодня в общеобразовательной школе одни дети, заканчивая первый класс, умеют считать в пределах 20, другие - в пределах 100, а третьи - в пределах 1000. Одни из них изучают таблицу умножения уже в первом классе, другие - во втором и третьем, одни дети решают в первом классе задачи в 1-2 действия, а другие - в 4-5 действий и т.д.

Однако несмотря на разнообразие программ имеются основополагающие разделы, которые должны быть усвоены ребенком в начальной школе.

К ним относятся:

  • Нумерация чисел. Уметь считать простыми и разрядными единицами в пределах миллиона (триллиона), уметь называть, записывать и сравнивать эти числа.
  • Арифметические действия. Уметь устно складывать и вычитать в пределах 1000; знать таблицу умножения и деления, внета6личное умножение и деление; владеть приемами письменных вычислений; выполнять четыре арифметических действия в пределах миллиона (умножать и делить на однозначное, двузначное и трехзначное число); уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них); уметь производить эти же действия с дробными числами; уметь решать задачи в 3-4 действия. Знать единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени; их соотношения, преобразования, вычисление.
  • Геометрический материал. Уметь различать, сравнивать, вычерчивать отрезки линий, геометрические фигуры.

С ориентировкой на указанное содержание программы по математике и следует готовить ребенка к школе.

Ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь. Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, регулярно занимаясь с ним. Разумеется, речь не идет о каком-то специальном обучении, предваряющем школьное. Мы имеем в виду такие подготовительные занятия с ребенком, которые закладывают фундамент для успешного обучения в школе.

Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, в возможность выполнить какое-либо задание.

Для успешного обучения в школе ребенок должен уметь слушать, правильно понимать и выполнять требования учителя, устанавливать правильные взаимоотношения с другими детьми, иметь сформированные пространственные и количественные представления, владеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством предметов, знать геометрические фигуры.

Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей.

Большую роль при подготовке ребенка к школе имеет формирование пространственных и количественных представлений (больше -

меньше, много - мало и т.д.

Наша задача и задача родителей - помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. Но отдельно хочу остановиться на временных представлениях.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Большинство детей, поступающих в школу, знают дни недели,   знают месяцы, времена года. Побеседуйте со своим ребенком и выясните, достаточно ли сформированы у него эти понятия, а также понятие о сутках (утро, день, вечер, ночь). Спросите, когда люди обедают, завтракают, ужинают? В какое время года день рождения ребенка, когда бывает Новый год, 8 марта, другие праздники? Какое время года после лета, перед весной и т.д.? Чем характеризуется каждое время года?

МЕРЫ  ВРЕМЕНИ

Работу над формированием временных представлений удобно начать с понятий вчера, сегодня, завтра. 

Во время бесед с ребенком надо уточнить, что мы делали вчера, что делаем сегодня, что будем делать завтра. 

Названия дней недели и их последовательность ребенок запоминает постепенно. Сначала легче запомнить выходные дни - субботу и воскресенье. Дети, как правило, с нетерпением ждут этих дней, когда для всей семьи планируются какие-то интересные дела (поездки за город, совместные прогулки, посещение выставок и т.д.). Надо обратить внимание ребенка на то, что суббота и воскресенье - выходные дни. («Завтра будет суббота и мы поедем за город. В воскресенье мы пойдем в цирк».) Через какое-то время надо вернуться к разговору о том, что мы делали в субботу, в воскресенье. Побуждайте детей к таким рассказам, помогайте правильно построить рассказ. К ребенку, который умеет интересно рассказать о чем-либо, всегда тянутся другие дети. Ему будет легче в школе адаптироваться, и у него будут друзья.

Уточните рассказ ребенка по наводящим вопросам, помогите ему построить предложения правильно и составить небольшой интересный рассказ. Побуждайте ребенка говорить. Пусть ребенок расскажет родственникам, друзьям о проведенном дне, где вы были, что видели, что прочитали.

Первый день трудовой недели - понедельник. Он следующий

после воскресенья.

Второй день недели - вторник.

Середина недели - среда. 

Четвертый день недели - четверг.

 Пятый день недели - пятница.

Понятия «месяц» и «год», последовательность месяцев в году дети легче усвоят, если их познакомить со сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и с календарем. Рассмотрите календарь, посчитайте, сколько месяцев в году, когда начинается новый год. Назовите все месяцы по порядку. Назовите все летние месяцы. Вспомните, где вы были летом, что делали. Назовите все осенние месяцы, зимние, весенние. Прочитайте соответствующие стихотворения.

Посмотрите вместе с ребенком по календарю, когда будут большие праздники (Новый год, 8 марта и др.). Расскажите ребенку, почему отмечают тот или другой праздник. Посмотрите по календарю: в каком месяце, какого числа у ребенка день рождения; в какой день недели у ребенка день рождения в этом году; в какое время года его день рождения. Побеседуйте с ребенком о том, какие еще знаменательные дни отмечаются в вашей семье, когда они будут.

Для уточнения возрастных диапазонов спросите ребенка о том, каким бы он хотел быть (маленьким или большим)? Ответы на эти вопросы могут многое сказать родителям о собственном ребенке. Если ребенок хочет быть младше своего возраста, то этот ответ должен заставить родителей задуматься. Почему ребенок хочет быть маленьким? (Ревнует родителей к младшим братьям и сестрам, ему не хватает родительского внимания и любви, ему предъявляются повышенные требования, выполнить которые он еще не может?)

Для формирования временных понятий можно сделать вместе с ребенком «Ленту времени».

На большом листе бумаги начертите отрезок, равный возрасту ребенка. Объясните, что каждый 1 см будет обозначать 1 год. 7 см -7 лет. Начертите отрезки, соответствующие возрасту родителей, бабушек, дедушек. Сравните возраст членов семьи, других близких людей. Если ребенок проявляет интерес, то познакомьте его с «Лентой времени», обозначающей век. Обозначьте на ней знаменательные даты

Такие ленты времени помогут ребенку понять связь событий, соотнести исторические события во времени.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ ПО ЧАСАМ?

   Рассмотрите вместе с ребенком различные часы: настольные, настенные, наручные, уличные, будильник и др., объясните их назначение.

Обратите внимание ребенка на цифры на циферблате и на стрелки.

Маленькая стрелка всегда показывает часы, большая - минуты. На циферблате каждое деление - это одна минута. В одном часе - 60 минут.

Если обе стрелки показывают на цифру 12, это значит 12 часов.

Скажите ребенку, что может быть 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь).

Сначала поупражняйте ребенка в определении времени без минут и установке стрелок на циферблате.

Покажите на циферблате время, когда утро, день, вечер, ночь.

Спросите ребенка, что он обычно делает в это время, где находится. Уточните понятия о частях суток. В сутках 24 часа.

Покажите ребенку на циферблате 8 час. 5 мин. Затем отсчитайте еще 5 мин.

Если циферблат разделить на 4 равные части, то каждая часть это четвертъ часа. 15 мин. + 15 мин = 30 мин., или половина часа.

60 мин. - это 1 час. Если большая стрелка прошла 1 круг, а маленькая - от одной цифры до другой, это 1 час. Что можно сделать за 1 час? (Урок 45 мин. и перемена 15 мин. - это 1 час.) Здесь уместно поговорить о том, что дети делают на уроке, на перемене. Расскажите ребенку о своих наиболее ярких школьных впечатлениях. Что вы делали в школе?

На циферблате есть и третья стрелка. Это секундная стрелка. Если секундная стрелка пройдет 1 круг - это значит прошла 1 минута.

В 1 минуте 60 секунд (сек). Сосчитайте до 60.

Что можно успеть сделать за 1 минуту? Написать несколько букв или слов, прочитать несколько предложений, решить несколько примеров, пробежать какое-то расстояние, попрыгать через скакалку (сосчитайте, сколько раз ваш ребенок перепрыгнул через скакалку за 1 минуту). А что будет, если опоздать только на 1 минуту? Уйдет поезд, улетит самолет без опоздавшего пассажира, закроется магазин, начнется урок, а ученик опоздает и т.д.

Время бежит очень быстро. А так много надо успеть сделать за день! Это уроки, кружки, факультативы. Надо успеть погулять и

сделать домашнее задание. И еще много интересных и необходимых дел у маленького человека.

Соблюдение режима дня при такой большой нагрузке обязательно. Родители должны понимать, что ребенок должен проводить в день не менее двух часов на свежем воздухе и обязательно высыпаться.

Без выполнения этих условий трудно будет говорить об успешном обучении ребенка в школе, даже если он будет хорошо подготовлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмот­ря на возрастающую компьютеризацию, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, количественные пр...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Картотека дидактических игр по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы (6 - 7)

Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать дея...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. И...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листоккалендаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтомупрограммой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ...