Проект по логическому мышлению "Я -мыслитель"
проект по математике (старшая группа) на тему

Алтунина Анна Николаевна

Долгосрочный проект, для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logikafinish_d.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с №9 «Радуга»

Проект по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста

«Я - мыслитель»

Воспитатель старшей группы

«Золотая рыбка»

Алтунина Анна Николаевна

2016-2017 год

г. Балабаново

Продолжительность проекта: долгосрочный с 1.09.16 по 31.05.17

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Цель: 

-развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- развитие наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения;

- развитие мелкой моторики, творческого мышления, речи, любознательности;

- создание условий для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу, взаимопомощи.

Этапы проекта:

Подготовительный этап с1.09.16 по 30.09.16(Поиск, изучение и обработка информации.)

  • Анализ проблемы.
  • Диагностика детей.
  • Сбор материала на развитие логического мышления.
  • Разработка плана реализации проекта.
  • Составление курса занятий на развитие логического мышления «Веселогика»

Основной этап с 1.10.16 по 30.04.17 (работа над проектом)

  • Реализация поставленной цели и задач деятельности с детьми
  • Работа с детьми по составленноми курсу занятий на развитие логического мышления «Вселогика»
  • Работа с родителями путем:
  • Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
  • Проведение бесед;
  • Организация совместных мероприятий.

Заключительный этап с 1.05.17 по 31.05.17

  • Сбор и обработка методических, практических материалов,
  • Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; - обобщение материалов проекта.
  • Презентация и защита проекта на педагогическом совете.

Ожидаемый результат: повышение уровня формирования мыслительных операций у детей старшей группы.

Теоретическая база проекта

  Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.
    С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
    Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.
    Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Ведущая педагогическая идея

    Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

  С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план проекта, в котором освещены вся работа по развитию логического мышления.
    Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий.
   Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, было предусмотрено привлечение логопеда для совместной работы по проекту.

Перспективный план

Деятельность

Сроки

Участники

1

2

3

4



Анализ проблемы.

Сбор материала на развитие логического мышления.

Разработка плана реализации проекта.

Составление курса занятий на развитие логического мышления «Веселогика»

Сентябрь

Воспитатели

1


2


3

4

«Веселогика»

Игры-головоломки, направленные на решение конструктивных задач «Занимательные кубики»  (составление объёмных фигур из кубиков «Куб-хамелеон», «Уголки»)

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

«День загадок»

Консультация для родителей «О логическом мышлении»

Октябрь , 2 раза в месяц

Октябрь, еженедельно

По необходимости

Октябрь, ежедневно

Октябрь, первая неделя

Воспитатели, дети, родители

1


2


3


«Веселогика»

Игры «шнурковые» «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

«День загадок»

Ноябрь , 2 раза в месяц

По необходимости

Ноябрь, еженедельно

Ноябрь, первая и третья недели

Воспитатели, дети, родители,

1


2

3

Веселогика»

Головоломки, направленные на решение геометрических задач «Игры с палочками»

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

Декабрь , 2 раза в месяц

По необходимости

Декабрь, еженедельно

Воспитатели, дети, родители.

1


3

«Веселогика»

Игры «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо»

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

«День загадок»

Январь , 2 раза в месяц

По необходимости

Январь, еженедельно

четвертая неделя

Воспитатели, дети, родители,

1


2


3

«Веселогика»

Загадки-шутки, Логическая цепочка «Найди нужную фигуру». Логические задачи,

КВН «Путешествие в стану Сообразилию»

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

Февраль , 2 раза в месяц

Февраль, вторая неделя

По необходимости

Февраль, еженедельно

Воспитатели, дети, родители.

1


2


«Веселогика»

Игры, способствующие развитию дивергентного мышления 

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

Март , 2 раза в месяц

По необходимости

Март, еженедельно

Воспитатели, дети, родители,логопед

1


2


3

«Веселогика»

Хитрые вопросы., Разгадывание ребусов,

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

Консультация для родителей «О логическом мышлении»

Апрель , 2 раза в месяц

По необходимости

Апрель, еженедельно

Апрель, первая неделя

Воспитатели, дети, родители.

1



«Веселогика»

Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений,повторение изученного

Домашнее заданий для родителей.

Индивидуальная работа с детьми.

Защита проекта «Я - мыслитель»

Май , 2 раза в месяц

По необходимости

Май, еженедельно

Май, четвертая неделя

Воспитатели, дети, коллектив школы-сада.

Актуальность: логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.

Список литературы:

  1. Игры на логику и мышление [Электронный ресурс]: Играемся //
  2. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З.А. Михайлова. - М..1990.
  3. Формирование предметно-развивающей среды [Электронный ресурс]: методическая поддержка старшего воспитателя. - М.: Информационный центр «Ресурсы образования». - 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см.
  4. Чуднова, Р.П. Мишутка учится считать [Текст] / Р.П. Чуднова. - г. Орел. 1997.

Практическая

работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

Проект «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания»

Данный проект состоит из трёх направлений: дети, педагоги, родители.   Первый этап проекта разрабатывался на базе  подготовительной группы.  Второй этап проекта разраба...

Проект "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр"

Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познават...

Проект "Развитие логического мышления у дошкольников " разработан для родителей и детей подготовительной к школе группе

Логическое мышление даёт ребёнку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные, существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы.Воспи...

Проект "Развитие логического мышления"

Актуальность, этапы реализации проекта, календарно-тематическое планирование работы с детьми....

ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...