Проект "Развитие логического мышления"
проект по математике (старшая группа) на тему

Аракелян Татьяна Викторовна

Актуальность, этапы реализации проекта, календарно-тематическое планирование работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

D:\картинки\CAL3ZD08.jpg

                                                                       

                                                                        Разработала и провела

                                                                                   Воспитатель Аракелян Т.В.

ст. Александрийская 2014 год.

Актуальность темы.

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

      Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

  Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, мной были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.  С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять, измерять, но и рассуждать.

   Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Мыслительные операции разнообразны. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

   Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Ребенок анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Известно, что ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторыми чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

   Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и прочим. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. На основе наглядно – действенной формы мышления начинается складываться наглядно – образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении образовательных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Работа над данным проектом состоит:

- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;

- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Ведущая идея: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Цель проекта: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.

Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

Задачи:

- развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

- развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

- провести анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления в образовательной программе ДОУ.

 - сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «Детский сад № 15 «Светлячок» ст. Александрийской»:

  • с детьми — в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
  • с педагогами — в условиях проведения активной методической работы;
  • с родителями — в просветительской работе, в специально организованной открытой совместной деятельности.
  • Проект долгосрочный, исследовательский.
  • Срок реализации- 1 года.
  • Работа в проекте выстраивается поэтапно.

Этапы реализации проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность группы сопровождения ребенка  

Взаимодействие с родителями

1 этап. Целеполагание

Входящая диагностика

Моделирование проблемной ситуации.

 

Принятие детьми проблемы и предложение путей её решения.

Семинар-практикум «Особенности развития логического мышления у детей» 

Формирование проектной группы.

Консультация «Развитие логического мышления детей старшего возраста»

2 этап. Разработка проекта

Планирование и организация деятельности.

Создание банка методического и развивающего материала для практической деятельности.  

По этапное обучение логическим задачам, умение находить главное и умение выстраивать логические цепочки.

Разработка совместного плана движения к цели

Мини-педсовет «Осуществление проекта»

Субъективная диагностика  (анкетирование)

3 этап. Выполнение проекта

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Организация и проведение тематической образовательной деятельности.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Реализация  потребностей и познавательной активности детей в разных видах деятельности.

Создание развивающей среды (диагностика)

интеграция  логического мышления в деятельность других специалистов

Семинар-практикум «Особенности развития логического мышления у детей»

Выполнение домашних заданий совместно с детьми.

Изготовление игр пособий.

4 этап. Подведение итогов

Сравнительный мониторинг

Подготовка к презентации. Презентация опыта работы в данной проблеме.

Подготовка и представление продукта деятельности.

Анализ результатов  деятельности педагогов в рамках проекта.

Оказание помощи при подготовке и участии воспитанников в интеллектуаль -ных олимпиадах.(«По дороге знаний», «Слон», «Муравей»)

   Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Совместная образовательная деятельность по развитию элементарного логического мышления для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность.

   Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

   Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев.

    Поэтому для развития всех мыслительных операций рекомендуются проводит такие игры, как : «Отгадай-ка»; «Магазин»; «Отвечай поскорей»; «Назови три предмета»; «Сложи фигуры»; «Что лишнее и почему» и др.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов. Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”. Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.  Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.  Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.  Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие. Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность. К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

     На мой  взгляд, наиболее плодотворный путь построения образовательного процесса должен основываться на том положении, что каждый ребёнок по своей натуре исследователь. Если же технология обучения построена по принципу «ответы без вопросов», то детские «почему?» исчезают, познавательная активность теряется. Поэтому в ходе игр детям предлагалось самим выбирать правильное решение, при этом обязательным моментом являлась аргументация своей точки зрения. В результате ребёнок был вовлечён в поисковую деятельность, что создавало условия для развития его познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта. Такой взгляд на процесс образования и воспитания был призван не только обеспечить дошкольника знаниями, но и оказывать положительное влияние на психическое развитие и, в конечном счёте, на личностное становление ребёнка.

   Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.

    Поскольку развитие логического мышления ребёнка происходит в неразрывной связи с развитием у него умения выражать свои мысли в слове, то в связи с этим особое внимание уделялось задачам, в которых требовалось сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивалась способность рассуждать, мыслить, уметь применять свои знания в разных условиях. Это стало возможным, поскольку у детей имелись конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляли содержание игры. Эти знания приобретались в интересной и доступной форме игровой совместной деятельности.

   Игры учитывали возрастную особенность старших дошкольников как «желание быть компетентным». В играх создавалась ситуации (например, игра «Поможем Незнайке» и др.), в которых «умные дети» должны были помочь игровым персонажам. Включение таких ситуаций позволяло мотивировать детей на решение дидактической задачи и активизировать их.

   С целью активизации в играх использовался и элемент соревнования. Старшие дошкольники пытаются превратить любую игру в соревновательную. В этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер. Это учитывалось мной при организации командных игр, в которых каждая команда решает познавательную задачу на сравнение, классификацию и сериацию в процессе счетной деятельности.

    При выполнении игровых заданий осуществлялся индивидуальный подход в обучении, в результате которого учитывались особенности личности обучаемых, их наклонности, интересы, отношение друг к другу, а также при подборе партнёров по общению, что обеспечивало усиление мотивации в ходе образовательного процесса.

   Игры были подобраны в соответствии с задачами развития логических приемов мышления: сравнения, классификации, сериации. Однако, это не значит, что они изучались изолированно: вначале проводились игры только по развитию приема сравнения, затем – игры по развитию приема классификации и т.д. Мы исходили из того, что указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Отсюда: нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. Е. Н. Кабанова-Меллер указывает, что усвоенный прием умственных действий характеризуется тем, что ребенок знает способ, каким осуществляется этот прием, и умеет применять этот способ, как в привычных, так и в новых заданиях: «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач».

   Поэтому, в процессе всего проекта, игры брались из всех 3-х блоков (примерно по одной игре из каждого блока в неделю), но с учетом их последовательного усложнения. Далее на неделе проводилась индивидуальная работа с детьми, которые не совсем справились с заданием игры, но теперь игры строились на новом материале.

Игры организовывались и как часть непосредственно образовательной деятельности (и не только по математике, но на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим), и в свободное от занятий время (индивидуально и с подгруппами детей).

    Развитие логического приема «сравнение». Сравнение – один из основных логических приемов познания внешнего мира. Сравнение является основой для проведения классификации и сериации. Вот почему развитию логического приема сравнения в моей работе уделялось особое внимание.

 С целью обучения алгоритму действия упорядочивания организовывалась игра «Логическое домино». Игра проводилась как индивидуально с ребенком (особенно это касалось детей, которые на констатирующем этапе диагностического исследования показали низкий уровень развития), так и с подгруппой детей.

   Дидактические игры «Помоги Незнайке», «Кладоискатели», подвижная игра «Поскачем по кочкам», в которых отрабатывается прямой и обратной счет, также способствовали развитию выявлять закономерность в последовательном расположении предметов, действий. Далее включались игры, в которых признак сериации было необходимо выделить наряду с другими признаками (формой, цветом) у объектов, расположенных в два-три ряда. Первое время такие игры вызывали у детей затруднения. В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети обычно указывали на несколько фигур, не обнаруживая и не анализируя самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур как по горизонтали, так и по вертикали. Выслушав ответ, воспитатель предлагал: «Докажите, что именно эту фигур нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности ответа приводит воспитатель, обучая ребенка анализу расположения фигур со свойственными им признаками в рядах. Таким образом, воспитатель, руководя решением задачи, помогает ребенку овладеть способами анализа, выявлять закономерности повторяемых признаков: наряду с другими признаками видеть закономерность расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку.

   Дальнейшее усложнение задачи состояла в развитии у детей умения выявлять закономерность в последовательном расположении предметов (по определенному принципу) на основе выделения и учета существенных признаков. Сначала я предлагала детям несложные логические задачи с предметами, расположенными в один ряд. Например, в игре «Составь узор» ребенку необходимо было внимательно рассмотреть ряд предметов, выявить закономерность в расположении предметов и на пустое место положить карточку с ответом, выбрав ее из нескольких вариантов.

   Я считаю, что игры, в которых происходила активизация поисковой активности детей, были наиболее результативны для решения поставленных задач. Так, в игре «Рассеянный художник» детям по серии картинок нужно было восстановить последовательность событий, связанных с сериацией. Такие жизненные ситуации воспитаннику были более понятны, что способствовало тому, что ребенок справлялся с заданием. При этом воспитатель побуждал детей при выполнении задания словесно описывать свои действия, аргументируя их. Этим воспитатель добивался осознанности в нахождении закономерности расположения объектов.

    Усвоив способы поиска недостающей фигуры, дети самостоятельно применяли их при решении аналогичных задач, придумывали свои варианты.

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Задачи

Средства реализации

Сентябрь

1.

Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.

«Сложи узор» (кубики Никитина) , «Коврик» (палочки Кюизенера).

2.

Развитие наблюдательности, творческого воображения.

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др.

3.

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.  Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.

4.

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет

Словесно – логические игры и упражнения :«Что объединяет?»,

Октябрь

1.

Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др.

2.

Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)

3.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».

4.

Развитие комбинаторных способностей.

Игры – головоломки со счётными палочками

5.

Развитие речи, памяти, внимания.

Словесно – логические игры и упражнения

Ноябрь

1.

Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

«Кубики для всех» ,Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

2.

Развитие умения сравнивать.

«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».

3.

Развитие речи, внимания.

Логические задачи.

Декабрь

1.

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера)

2.

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

«Игры – головоломки», «Что изменилось».

3.

Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

«Чудесный мешочек», «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).

4.

Развитие речи, мышления

Словесно – логические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни ряд».

Январь

1.

Развитие умения кодировать практические действия числами.

Игры с числовым кубиком и фишками.

2.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний».

3.

Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.

4.

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

Февраль

1.

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.

2.

Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.

3.

Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».

4.

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»

Март

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

«Чудесный мешочек», «Что изменилось».

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»

Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.

Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.

Развитие слухового внимания, памяти, речи.

Словесно – логические игры и упражнения : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Апрель

1.

Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры.

2.

Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера

3.

Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево»

4.

Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».

Май

1.

Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

2.

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?»

3.

Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один»

4.

Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации

Словесно – логические игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

План совместной работы со специалистами и родителями

Цель: дать информацию педагогам и родителям об основах развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста; приобщить взрослых к взаимодействию и совместной познавательной деятельности с детьми.

Старшая группа

Блок

 Взаимодействие со специалистами

 Взаимодействие с родителями

1 Блок «Особенности развития логического мышления у детей»

Семинар «Особенности развития логического мышления у детей»

Консультация «Основы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Подбор игр и литературы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

Анкетирование «Логическое мышление»

Консультация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Открытое занятие «Полёт в космос»

Наглядно—текстовая информация по плану работы с детьми

Выполнение домашних заданий по плану работы

2 Блок «Словесно-логическое мышление»

 

 Наглядно — текстовая информация «Словесно-логическое мышление»  

Подбор игр и литературы по развитию словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

Семинар «Особенности развития словесно-логического мышления у детей»;

Наглядно—текстовая информация по плану работы с детьми;

Выполнение домашних заданий по плану работы;

Результат

Выставка игр по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

                                   

Результаты:

   Я считаю, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных.

   Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Это помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми; процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе. Оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, обучение с использованием игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка. В основу организации игр легли следующие организационные требования:

-дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «дозировки обучения»; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме);

-«логической межпредметности»; дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников: «желание быть компетентным»; стремление старших дошкольников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер;  

При разработке проекта были использованы данные:

http://www.disserstation.ru/DISS2005/8-1.htm

http://www.6yket.ru/pedagogika/arifmeticheskie_zadachi_kak_sredstvo.html

http://mirsovetov.ru/a/housing/family/logical-thinking-children.html

http://www.razvitierebenka.com.

http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac206.html

Используемая литература:

1.Л.Ф.Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», . Ярославль., 2001

2.М.В.Кралина «Логика», Екатеринбург «У- Фактория», 1998

3.«Готов ли ваш ребенок к школе» - тесты, Москва, 2006

4.Е.А.Нефедова «Готовимся к школе», Москва «Аквариум»,1997

5.Журналы «Дошкольник», «Обруч»

6.«Логика» сборник практических материалов для ДОУ, Москва, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей

           Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления

В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...