Конспект ООД познавательное развитие. ФЭМП. « Знакомство с гусеницей»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Российский государственный
педагогический университет
имени А. И. Герцена
Институт психологии
Психолого-педагогический факультет
СЛОВАРЬ
по 1 части курса «Общая и экспериментальная психология»
Выполнила
студентка 1 курса, 1ПО
группы заочного отделения
Коба Наталья Борисовна
Преподаватель:
Веселова Елена Константиновна
Санкт-Петербург
2017
Словарь по 1 части курса «Общая и экспериментальная психология»
1. Душа - созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела, но соединенная с ним нераздельно, но неслиянно. Имеет способность к познанию Бога, называемую духом, что отличает душевную жизнь человека от психической жизни, свойственной животному миру. Имеет три силы (способности) - разумную, раздражительную и желательную (по Аристотелю ум+чувства+воля). [1,№1]
2. Психика— это системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы, мозга), форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию». [1,№1]
3. Сознание – отражение внешнего, соприкасающегося с субъектом бытия, способность повторить его, более или менее полно, в форме нематериальных образов, и, то же время, способность дать субъективный отчет о себе, своих состояниях и о своих образах внешнего. Представление субъекта о мире и (о своем месте в нем), связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.
Самосознание – совокупность представлений индивида о самом себе, образ собственной личности в своем сознании. [1,№1]
4. Психические процессы – проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, - и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по сути внутренними, все П. п. включают какие-л. внешние, обычно двигательные, звенья: зрительное восприятие связано с движением глаз, осязание с движением рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими сосредоточенность, переключаемость и т.д., в мысли тельных процессах участвуют микродвижения артикуляционного аппарата. Как синоним используются термины «познавательные процессы» и «психические функции» (см. также Высшие психические функции). [1,№2]
5. Психические состояния— это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая зависит от ситуации, предшествующего состояния, потребностей, стремлений, возможностей и т.д. Определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времени. Примеры: бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, скука, агрессивность, паника, вдохновение, одиночество и т. п. (Левитова Н.Д). [1,№2]
6. Психические свойства– существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности личности. Примеры: интересы, способности, тип темперамента, характер (настойчивость раздражительность, терпеливость и т.д.). [1,№2]
7. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. [1,№7]
8. Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Сознание определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. Способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является важной чертой человека как субъекта. [1,№2]
9. Личность (по Б.Г. Ананьеву) – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. [1,№7]
10. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека. [4]
11. Ощущение – это «простейший» психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений физического мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии физических раздражителей на соответствующие рецепторы. В ощущении отсутствует целостное представление об объекте, который его вызвал. С одной стороны - ощущение есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов – физиологический процесс. С другой стороны - отражение отдельного чувственного качества окружающей внешней физической среды или разных аспектов состояния внутренней среды организма, представленного в сознании отдельным впечатлением – психический (душевный) процесс. [1,№3]
12. Экстероцептивные ощущения – вид ощущения по расположению рецептора и раздражителя, в котором раздражитель находится вне тела: Контактные (осязание,вкус); Дистантные (зрение, слух, обоняние). [1,№3]
13. Проприоцептивные ощущения – вид ощущения по расположению рецептора и раздражителя , рецепторы сообщают о движении и положении тела (вибрационные, вестибулярные, мышечно-суставные). [1,№3]
14. Интероцептивные ощущения – вид ощущения по расположению рецептора и раздражителя, сигналы от внутренних органов (болевые, температурные, хеморецепторы, барарецепторы (давление жидкостей)), создают валовое чувство, которое в норме не осознается. [1,№3]
15. Модальность ощущений – качественная характеристика ощущений. Принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д. [1,№3]
16. Абсолютный верхний порог чувствительности –максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. [1,№3]
17. Абсолютный нижний порог чувствительности – минимальная интенсивность раздражения, вызывающая ощущение. [1,№3]
18. Дифференциальный порог (порог различения) – Минимальная разница в интенсивности двух стимулов, необходимая для определения их различия. Например, два огонька зажигаются одновременно. Порог различения достигается в тот момент, когда наблюдатель может сказать, что один огонек ярче, чем другой. [1,№3]
19. Закон Вебера-Фехнера – Раздражение нарастает в геометрической прогрессии, а ощущение - в арифметической. Отношение раздражителей к ощущениям может быть представлено в виде логарифмической кривой. Дифференциальный порог – наименьшая разница между двумя раздражениями, вызывающая изменения в ощущениях.
Логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р):
Е=k log P + c,
где k и с некоторые постоянные, определяемые особенностями рецептора конкретного анализатора. [1,№3]
20. Восприятие – чувственное отображение предмета или явления объективной действительности как целого, воздействующего на органы чувств. [1,№3]
21. Константность восприятия – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. [1,№3]
22. Предметность восприятия – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации. [1,№3]
23. Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Копия первичного образа восприятия, но с потерями. Представление рассматривается как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышлением. Представления аккумулируют в себе признаки различных единичных образов предметов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов" и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры целого класса предметов. [1,№4]
24. Воображение – психический процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. Образ воображения является в более отдаленной степени, чем представление, воспроизведением действительности.
25. Память – Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающем возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. [1,№4]
26. Мгновенная память – память, предназначенная для весьма кратковременногосохранения следов восприятий сенсорных. Как правило, действует лишь во время восприятия. [2]
27. Оперативная память – память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.(Немов Р.С). [3]
28. Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. [2]
29. Механическая память – вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления. [4]
30. Произвольная память – вид памяти, в котором при запоминании и воспроизведение обязательно присутствует такая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.[4]
31. Непроизвольная память – вид памяти, в которой запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной анемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение)/ [4]
32. Иконическая память – сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью этой памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме («икона»). Время хранения 0,3-1 сек. [2]
33. Эхоическая память – вид памяти,сохраняющий стимульную информацию, поступающую через органы слуха. [2]
34. Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью. 35. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. [1,№4]
36. Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности. [1,№4]
37. Избирательность внимания– выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений. [1,№4]
38. Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохранится в центре его сознания, приобретай доминирующий характер.(7-9 едениц). [1,№4]
39. Переключаемость внимания – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. [1,№4]
40. Мышление – отражение наиболее общих свойств и отношений предметов или явлений, недоступных средствам чувственного познания. Процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. [1,№5]
41. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. [1,№5]
42. Теоретическое мышление – вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Позволяет мысленно изменять объект исследования и наиболее полно изучать его, вскрывая внутренние характеристики и отношения. [2]
43. Практическое мышление – мышление, связанное с постановкой целей, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающееся в условиях дефицита времени, что порой делает его еще сложнее, чем мышление теоретическое. [2]
44. Дискурсивное мышление – логическое мышление в понятиях, идущее последовательно, шаг за шагом в противоположность интуитивному познанию, непосредственному схватыванию. [1,№5]
45. Интуитивное мышление – вид мышления, характеризующийся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, предполагает способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. [1,№5]
46. Наглядно-образное мышление – вид (по форме) мышления, который осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3 лет до младшего школьного возраста). [1,№5]
47. Абстрактно-логическое мышление – форма мышления при которой человек мыслит абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.). [1,№5]
48. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Конкретное понятие – означает реальный чувственно воспринимаемый предмет. Стол, ребёнок, туча, птица. [1,№5]
49. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Ряд понятий, соотносящихся в логических связях. [1,№5]
50. Умозаключение – вывод, ряд суждений, приводящих к новой мысли. [1,№5]
51. Силлогизм – умозаключение, в котором на основании нескольких суждений с необходимостью выводится новое суждение, называемое заключением Пример: Все люди смертны (большая посылка). Сократ – человек (малая посылка). Поэтому: Сократ смертен (заключение). [1,№5]
52. Сравнение (операция мышление) – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. [1,№5]
52. Анализ (операция мышление) – логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы сделать познавание ясным в полном объеме.
53. Синтез (операция мышление) – способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа. [1,№5]
54. Абстрагирование (операция мышление) – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; абстрагирование противопоставляется конкретизации. [1,№5]
55. Обобщение (операция мышление) – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области. [1,№5]
56. Допонятийное мышление – это начальная стадия, когда формируются свойства, позволяющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается постепенно в процессе оперирования с предметами. [1,№5]
57. Эгоцентризм детского мышления – ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, поскольку он не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «я».
- нечувствительность к противоречию
- синкретизм (связывание всего со всем)
- трансдукция (переход от частного к частному). [1,№5]
58. Низшие психические функции по Л.С. Выготскому – натуральные – ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память. [2]
59. Высшие психические функции по Л.С. Выготскому – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению – абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение. [2]
60. Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. [1,№5]
61. Социализация (англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. [4]
62. Аффекты – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, захватывающая человека целиком. Главный воздействующий раздражитель «сплавляется» со всеми смежными и образует обобщенный аффективный комплекс. [1,№6]
63. Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. [1,№6]
64. Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается. [1,№6]
65. Чувства – устойчивое отношение человека к миру, к конкретным людям и объектам (реальным и воображаемым), к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Более устойчивые, чем эмоции переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. [1,№6]
66. Базовые эмоции – имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. Имеют отчетливые и специфические переживания, которое осознается человеком. проявляют себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). [1,№6]
67. Три компонента эмоций – Субъективный (собственно переживание)
Экспрессивный (выразительный –мимические комплексы, особенности голоса и речи, поза)
Соматический – процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма (органические процессы). [1,№6]
68. Стресс – Особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям. Это не специфическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие окружающей среды. [1,№6]
69. Стенические эмоции – это эмоции, характеризующиеся повышением жизнедеятельности (возбуждение, радость, подъем, бодрость, энергия и т. п.). [1,№6]
70. Астенические эмоции – это эмоции, которые окрашены отрицательным эмоциональным тоном (чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п.). [1,№6]
71. Низшие чувства – это чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека. [2]
72. Высшие чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Интеллектуальные, нравственные (моральные), религиозные, эстетические, практические (связанные с деятельностью). [2]
73. Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, осуществляющий свободный выбор, принимающий волевые решения. [1,№7]
74. Мотив – Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. [1,№7]
75. Мотивация – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. [1,№7]
76. Потребность – это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности). [1,№7]
77. Мотивационные состояния – состояния, возникающие в процессе мотивации, принятии решения. [4]
78. Мотивационные установки – латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено припоявлении нужной ситуации, повода. [4]
79. Влечение – состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях. Естественные органические влечения - это, во-первых, ориентировочные реакции, сексуальное влечение, голод (пищевое влечение), жажда. [3]
80. Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на три группы - естественные и необходимые, например желание удовлетворить голод или укрыться от непогоды; естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; и желания ни естественные, ни необходимые - связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т. д. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания. [3]
81. Хотение – это осознанный мотив, целенаправленное стремление действовать определенным образом, преодолевать внешние и внутренние трудности ради достижения поставленной цели. Хотение является стремлением, которое переходит в действие. Причины хотения также видятся в предметах, которые его предопределяют. Хотение принадлежит к эмоциональному образованию, но одновременно оно содержит идею или представление, или интеллектуальный конструкт. [3]
82. Склонности – избирательная направленность личности, устойчивая расположенность к определенной деятельности. В структуру С. входят интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности.[2]
83. Привычки – модель действия, которая вследствие повторения становится автоматизированной, легко осуществляемой» (Ребер); образ действий, склонность, выполнение которых стало потребностью. [2]
84. Интересы – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес - это мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей. Интересы разделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную систему интересов. [2]
85. Направленность личности – психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая системой смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. [4]
86. Мотивационные свойства личности – В качестве мотивационных свойств (черт) личности понимают закрепленные мотивы и предпочтительные методы их формирования. [4]
87. Закон Йеркса-Додсона – (1-й аспект): По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. (2-й аспект). Чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. [1,№7]
88. Воля – способность человека действовать согласно сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Осознанная целенаправленная регуляция деятельности. В случае волевого действия или решения, личность изначально свободна и сама определяет свой выбор и начинает действовать в условиях борьбы мотивов, преодолевая внешние и внутренние препятствия. [1,№7]
89. Темперамент – Аспект человеческого характера; склонность к специфическим эмоциональным реакциям и настроениям. Принято считать, что темперамент человека в значительной мере имеет генетическую природу (сходство темперамента у членов одной семьи). Отмечено также, что новорожденные младенцы от нескольких матерей по-разному реагируют на одинаковые стимулы. [2]
90. Характер – (от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. [2]
91. Общее определение и перечень акцентуаций взрослых по К.Леонграду – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Выделено 12 типов акцентуированных характеров: гипертимиый, дистимный, циклотимный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, интровертированный и экстравертированный. [4]
92. Акцентуации характера подростков по А.Е. Личко. – временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации. А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный. [4]
93. Способности – психологические качества, обеспечивающие выполнение человеком какой-либо деятельности на достаточно высоком уровне, т.е. продуктивно и с высоким качеством. [3]
94. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма (строения тела, силы нервной системы, характера мозговой деятельности и др.), составляющие природную основу развития способностей. [3]
95. Общие способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности. Включают интеллект, обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию. [3]
96. Специальные способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.). [3]
97. Нравственная сфера личности – отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу (т.е. знание нравственных норм и отношение к ним). [4]
98. Идеалы – (франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. [2]
99. Мировоззрение – система представлений, идей, взглядов на окружающую действительность. Мировоззрение — это интеграция опыта, знаний и самосознания в ценностную картину мира, которая обусловливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Оно проявляется о понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.[2]
100. Нравственное сознание – структуры сознания, в которых представлены модели поведении я, которые регулируют отношения людей между собой, социальными группами и обществом. [3]
101. Нравственные чувства – Сложные чувства, возникающие у человека в процессе морального (нравственного) выбора и поведения, во время его планирования на будущее и последствий этого выбора, в связи с воспоминаниями о сделанном выборе. [3]
102. Совесть – нравственная способность к различению добра и зла и к оценке с этой точки зрения собственных действий, награждающая или наказывающая. Внутренний свидетель нашего состояния в ситуации выбора, который оценивает действия. Внутренний регулятор нравственного поведения. Сам процесс осознания чувств, появляющихся в процессе деятельности, в процессе выбора человеком определенного решения. Совесть интегрирует ум, чувства и волю человека в едином субъективном пространстве деятельности человека. [2]
Список литературы:
1)Веселова Е.К. презентации по общей психологии №1,2,3,4,5,6,7.
2)Словарь практического психолога.М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
3)Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 816 с.
4)Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Презентация к занятию конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе. Подготовила и провела воспитатель Скобелкина Н.С. Тема:«Знакомство с числом четыре ». «Путешествие в осенний лес».
Цель:познакомить с образованием числа 4, и научить считать в пределах четырех».Программное содержание:Образовательные задачи.Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп пре...
Конспект НОД. Познавательное развитие ФЭМП с элементами физического развития в средней группе «Путешествие в Страну Чудес с Буратино».
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП с элементами физического развития в средней группе «Путешествие в Страну Чудес с Буратино»...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Знакомство с римскими цифрами» в подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП)«Знакомство с римскими цифрами» в подготовительной группе ...
План-конспект НОД. Познавательное развитие (ФЭМП) + художественно-эстетическое развитие (рисование)
План-конспект НОД в первой младшей группе. (Из опыта работы)....
Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме: "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""
Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""...
Конспект по познавательному развитию. ФЭМП в интеграции с развитием речи и социализации. «Поможем Буратино открыть супермаркет»
Систематизировать знания детей о разнообразии товаров, что все их можно разместить водном супермаркете, группируя по определенным признакам. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченн...