"Математические представления"
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа по математике, 1 класс, умеренная умственная отсталость, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya.docx | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 1 класса разработана на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;
- учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;
- годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы №7;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;
- определяет содержание образования по учебному предмету;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
- создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
- обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных и предметных) каждым учащимся.
Цель предмета: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи предмета: учиться использовать математические представления для решения жизненных задач.
Формы организации учебной деятельности:
- беседы;
- интегрированные уроки;
- ситуативные практикумы;
- дидактические игры.
Виды деятельности на уроке:
– чтение текста;
– выполнение заданий и упражнений;
– наблюдение за объектом изучения;
–практикум (игры с наглядными пособиями);
– устный опрос;
– диалог;
– физкультурные минутки;
- подвижные игры.
Место предмета в учебном плане.
Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Продолжительность учебного года для 1 класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе). Программа рассчитана для 1 «Б» класса на 66 учебных часов (2 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы. Срок реализации программы – один учебный год.
Планируемые результаты учебного предмета
Краткое описание | |
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых личностных и предметных результатов | Курс «Математические представления» формирует у учащихся представления об элементарных математических представлениях. Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы. В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов: Личностные результаты: 1) овладение начальными навыками адаптации в классе; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
|
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса | Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | - Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013. - Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение/ Автор-составитель А.А. Шабанова.- Волгоград. Издательство «Учитель». 2007. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Таблицы к основным разделам программы Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме) Электронные пособия Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы Слайды, соответствующие тематике программы Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитофон |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | - |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. |
6. | Натуральные объекты | - |
7. | Демонстрационные пособия | Плакаты |
8. | Музыкальные инструменты | - |
9. | Натуральный фонд | - |
Календарно – тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Коррекционные задачи | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | Свойства предметов, обладающих цветом | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог. | |
2 | Выделение предметов, обладающих определенной формой круга | |||
3 | Выделение предметов, обладающих определенным размером. Сравнение предметов по размерам. Большой Маленький. Равные. | |||
4 | Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник | |||
5 | Сравнение предметов. Длинные, короче. Равные | |||
6 | Понятия: шире, уже, одинаковые | |||
7 | Понятия: выше, ниже, равные ростом | |||
8 | Понятия: глубже, мельче | |||
9 | Понятия: тоньше, толще, одинаковые | |||
10 | Сравнение предметов по массе. Легче. Тяжелее, такой же | |||
11 | Сравнение групп предметов. Много. Немного. Мало | |||
12 | Понятия: больше, меньше, столько же. Много, мало. Один. Изменение количества предметов. Было много, стало мало | |||
13 | Положение предметов в пространстве (далеко, близко). Понятия вверху, внизу. Понятия: справа, слева | |||
14 | Пространственные понятия (рядом, около, там, здесь). Положение предметов в пространстве (на, в, внутри). Порядок следования: перед, после, за, следом, следующий | |||
15 | Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом) | |||
16 | Отношение порядка следования (крайний, первый, последний) | |||
17 | Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день | |||
18 | Количество и счет. Число и цифра 1 | |||
19 | Один – много. Круг | |||
20 | Число и цифра 2. Образование. Пара | |||
21 | Простые арифметические задачи на сложение | |||
22 | Простые арифметические задачи на вычитание | |||
23 | Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая | |||
24 | Образование числа 3 | |||
25 | Сравнение предметных множеств пределе 3 | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог. | |
26 | Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные | |||
27 | Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание | |||
28 | Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр | |||
29 | Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4 | |||
30 | Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4 | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог. | |
31 | Сложение и вычитание в пределах 4. сравнение. Прямоугольник | |||
32 | Число и цифра 5. Знакомство | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог. | |
33 | Сравнение предметных множеств. Счет до 5 и обратно | |||
34 | Решение примеров с неизвестным числом | |||
35 | Состав числа 5. Решение примеров. Квадрат | |||
36 | Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр | |||
37 | Число и цифра 0 | |||
38 | Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок | |||
39 | Число и цифра 6. Знакомство | |||
40 | Сложение и вычитание в пределах 6. Компоненты сложения | |||
41 | Состав числа 7. Сложение в пределах 7 | |||
42 | Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1-7 | |||
43 | Состав числа 7. Сложение в пределах 7 | |||
44 | Переместительный закон сложения | |||
45 | Вычитание из 7. Компоненты при вычитании | |||
46 | Сложение и вычитание в пределах 7 | |||
47 | Решение задач на нахождение суммы и остатка | |||
48 | Число и цифра 8. Образование | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог. | |
49 | Состав числа 8. способы образования числа 8. Сложение в пределах 8 | |||
50 | Вычитание в пределах 8 | |||
51 | Число и цифра 9. Знакомство | |||
52 | Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные | |||
53 | Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение количества множеств | |||
54 | Сравнение чисел в пределах 9. Геометрические тела | |||
55 | Сложение в пределах 9. дополнение до 9. Геометрические тела | |||
56 | Состав числа 9. Компоненты сложения | |||
57 | Сложение в пределах 9. Решение задач | |||
58 | Вычитание из 9. Компоненты при вычитании | |||
59 | Составление и решение задач по названию действий | |||
60 | Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток | |||
61 | Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные | |||
62 | Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Переместительные свойства сложения | |||
63 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 | |||
64 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание | |||
65 | Повторение геометрических фигур. Вычерчивание по образцу, инструкции | |||
66 | Повторение пройденного и обобщение знаний и умений |
Содержание учебного предмета
№ п\п | Содержательные линии | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету |
Минимальный уровень | |||
1 | Количество | Знать общие признаки предметов группах (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.). Уметь составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; Уметь различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Знать приемы последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Уметь устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. | |
2 | Величина | Уметь сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения; Обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине). | |
3 | Форма | Знать (узнавать) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Знать (узнавать) форму этих фигур, используя зрение и осязание. | |
4 | Ориентировка в пространстве | Уметь ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади, справа – слева). Уметь различать правую и левую руки. | |
5 | Ориентировка во времени | Ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро – вечер | |
6 | Цифры | Знать (узнавать) количественные, порядковые числительные в пределах 20, состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых, единицы (меры стоимости, длины, массы, емкости (1р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л). Уметь читать, записывать, откладывать на счетном материале, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать, по 1, 2, 3, 4, 5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10; уметь решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты и заменять их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"
В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
мастер-класс«Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений в условиях обновления математического образования ФГОС ДОО» (секция интеллектуально-математического цикла)
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...