"Математические представления"
рабочая программа по математике на тему

Пажильцева Александра Николаевна

Рабочая программа по математике, 1 класс, умеренная умственная отсталость, ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 1 класса разработана на основе  программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией  Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре     рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;

- учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

-  годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы №7;

- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.

Рабочая программа выполняет следующие функции:

- является обязательной нормой выполнения учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

- определяет содержание образования по учебному предмету;

- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;  

- создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

- обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных и предметных) каждым учащимся.                    

Цель предмета: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

 

Задачи предмета: учиться использовать математические представления для решения жизненных задач.

Формы организации учебной деятельности:

-  беседы;

-  интегрированные уроки;

-   ситуативные практикумы;

-  дидактические игры.

Виды деятельности на уроке:

 – чтение текста;

– выполнение заданий и упражнений;

– наблюдение за объектом изучения;

–практикум (игры с наглядными пособиями);

– устный опрос;

– диалог;

– физкультурные минутки;

- подвижные игры.

Место предмета в учебном плане.

Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Продолжительность учебного года для 1 класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе).  Программа рассчитана для 1 «Б» класса на 66 учебных часов (2 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы.  Срок реализации программы – один учебный год.

Планируемые результаты учебного предмета

Краткое описание

Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых личностных и предметных результатов

Курс «Математические представления» формирует у учащихся представления об элементарных математических представлениях.

Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы.

В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

        2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
  • Умение обозначать арифметические действия знаками.
  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

        3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.  

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

- Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.

- Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение/ Автор-составитель А.А. Шабанова.- Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Таблицы к основным разделам программы

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме)

Электронные пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Слайды, соответствующие тематике программы

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитофон

4.

Цифровые образовательные ресурсы

-

5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.                                                                                                                    

6.

Натуральные объекты

-

7.

Демонстрационные пособия

Плакаты

8.

Музыкальные инструменты

-

9.

Натуральный фонд

-

Календарно – тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности учащихся

урока

Дата

проведения урока

Тема урока

Коррекционные задачи

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Свойства предметов, обладающих цветом

Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

2

Выделение предметов, обладающих определенной формой круга

3

Выделение предметов, обладающих определенным размером. Сравнение предметов по размерам. Большой Маленький. Равные.

4

Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник

5

Сравнение предметов. Длинные, короче. Равные

6

Понятия: шире, уже, одинаковые

7

Понятия: выше, ниже, равные ростом

8

Понятия: глубже, мельче

9

Понятия: тоньше, толще, одинаковые

10

Сравнение предметов по массе. Легче. Тяжелее, такой же

11

Сравнение групп предметов. Много. Немного. Мало

12

Понятия: больше, меньше, столько же. Много, мало. Один. Изменение количества предметов. Было много, стало мало

13

Положение предметов в пространстве (далеко, близко). Понятия вверху, внизу. Понятия: справа, слева

14

Пространственные понятия (рядом, около, там, здесь). Положение предметов в пространстве (на, в, внутри). Порядок следования: перед, после, за, следом, следующий

15

Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом)

16

Отношение порядка следования (крайний, первый, последний)

17

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день

18

Количество и счет. Число и цифра 1

19

Один – много. Круг

20

Число и цифра 2. Образование. Пара

21

Простые арифметические задачи на сложение

22

Простые арифметические задачи на вычитание

23

Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая

24

Образование числа 3

25

Сравнение предметных множеств пределе 3

Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

26

Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные

27

Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание

28

Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр

29

Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4

30

Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4

Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

31

Сложение и вычитание в пределах 4. сравнение. Прямоугольник

32

Число и цифра 5. Знакомство

Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

33

Сравнение предметных множеств. Счет до 5 и обратно

34

Решение примеров с неизвестным числом

35

Состав числа 5. Решение примеров. Квадрат

36

Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр

37

Число и цифра 0

38

Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок

39

Число и цифра 6. Знакомство

40

Сложение и вычитание в пределах 6. Компоненты сложения

41

Состав числа 7. Сложение в пределах 7

42

Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1-7

43

Состав числа 7. Сложение в пределах 7

44

Переместительный закон сложения

45

Вычитание из 7. Компоненты при вычитании

46

Сложение и вычитание в пределах 7

47

Решение задач на нахождение суммы и остатка

48

Число и цифра 8. Образование

Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

49

Состав числа 8. способы образования числа 8. Сложение в пределах 8

50

Вычитание в пределах 8

51

Число и цифра 9. Знакомство

52

Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные

53

Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение количества множеств

54

Сравнение чисел в пределах 9. Геометрические тела

55

Сложение в пределах 9. дополнение до 9. Геометрические тела

56

Состав числа 9. Компоненты сложения

57

Сложение в пределах 9. Решение задач

58

Вычитание из 9. Компоненты при вычитании

59

Составление и решение задач по названию действий

60

Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток

61

Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные

62

Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Переместительные свойства

сложения

63

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10

64

Решение примеров и задач на сложение и вычитание

65

Повторение геометрических фигур. Вычерчивание по образцу, инструкции

66

Повторение пройденного и обобщение знаний и умений

Содержание учебного предмета

№ п\п

Содержательные линии

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Минимальный уровень

1

Количество

Знать общие признаки предметов группах (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).

Уметь составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

Уметь различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

Знать приемы последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Уметь устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

2

Величина

Уметь сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения;

Обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине).

3

Форма

Знать (узнавать) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Знать (узнавать) форму этих фигур, используя зрение и осязание.

4

Ориентировка в пространстве

Уметь ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади, справа – слева).

Уметь различать правую и левую руки.

5

Ориентировка во времени

Ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро – вечер

6

Цифры

Знать (узнавать) количественные, порядковые числительные в пределах 20, состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых, единицы (меры стоимости, длины, массы, емкости (1р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л).

Уметь читать, записывать, откладывать на счетном материале, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать, по 1, 2, 3, 4, 5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10; уметь решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты и заменять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...