Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята» для детей дошкольного возраста
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 11»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ
_________ Яхина Р.Р.
«______» _____ 2020г.
Программа
по дополнительной образовательной деятельности
«Эколята»
Возраст воспитанников: 4-7 лет
Срок реализации:3 года
автор-разработчик:
воспитатели
Ахметзянова А.М.
Муртазина Л.Ф.
г.Нижнекамск
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.………………………………………….……………………….3
- Актуальность программы……….…………………………………....………………….4
- Цели и задачи рабочей программы…………………………………………...…..…......4
- Принципы программы и формы работы по программе…………………………….….5
- Характеристика особенностей развития детей…………………………………..…......6
- Этапы экологического воспитания по программе ……………………………………..6
- Тематический план средняя группа…………………………..........................................7
- Перспективный план средняя группа……………………….……………………..........8
- Тематический план старшая группа ………………………………………….……..12
- Перспективный план старшая группа …………………………………………….....13
- Тематический план подготовительная группа ………………………………….……18
- Перспективный план подготовительная группа ………………………………………20
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования РТ, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий.
Цель программы
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
Развивающие:
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитательные:
- формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Принципы программы:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Формы работы по программе:
• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Характеристика особенностей развития детей
Средняя группа (от 4-5 лет)
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Старшая группа (от 5-6 лет)
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6-7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К
концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Этапы экологического воспитания по программе:
- этап (с 4 до 5 лет)
- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
2 этап (с 5 до 6 лет)
- соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
- способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
- этап (с 6 до 7 лет)
- умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
- обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Тематический план ДОД «Эколята»
1-й год обучения (средняя группа)
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Во саду ли, в огороде Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" | 20 минут |
Сентябрь | Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.» Подвижная игра « Раз, два, три к дереву беги» | 20 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши». Дидактические игры: «Угадай на ощупь» | 20 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение» | 20минут |
Октябрь | Фотовыставка «Осень в гости просим». Экологическая игра «Отгадайте, что за растение» | 20 минут |
Октябрь | Экологический проект – презентация «Тайны грибного царства».Экологическая игра «Съедобное - не съедобное» | 20минут |
Ноябрь | «Воздух» Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Экологический рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей | 20 минут |
Ноябрь | Мир растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" Беседа "Мой любимый цветок" Пальчиковая игра «Цветок» | 20 минут |
Ноябрь | Экологический проект «Подводное царство» Подвижные игры «Рыбак и рыбки» «Море волнуется раз, море волнуется два…» | 20 минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Осенняя палитра». Сказка «Случай в лесу». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе» | 20 минут |
Декабрь | Волшебница вода Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" Игра "Как сосулька превратилась вводу Опыт"Изготовление цветных льдинок | 20 минут |
Декабрь | Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка" | 20 минут |
Декабрь | Экологический праздник «Вокруг живой ёлочки» | 20 минут |
Январь | Белый снег, пушистый. Опыт со снегом | 20 минут |
Январь | Зимушка-зима . Игры-забавы с санками. | 20 минут |
Январь | Выставка рисунков «Зимняя сказка». Чтение сказки «Зимовье» | 20 минут |
Февраль | Песок, глина, камень, почва.( опыт) | 20 минут |
Февраль | Проект «Путешествие в царство комнатных растений» | 20 минут |
Февраль | Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет. Тепло, влага. Почвенное питание) | 20 минут |
Март | Экологический проект В гостях у Веснянки. | 20 минут |
Март | Экологическая театрализованная сказка «Заюшкина избушка» | 20минут |
Март | Выставка рисунков и поделок «Береги живое». Рассматривание Красной книги, беседа. | 20минут |
Апрель | Насекомые наши -помощники. | 20 минут |
Апрель | Резина и пластмасса. Опытно- экспериментальная деятельность. | 20 минут |
Апрель | Экологическая сказка Как муравьишка домой спешил Виталий Бианки | 20минут |
Апрель | Экскурсия в плодовый сад в период цветения.Рисование «Что мы видели» | 20 минут |
Май | Экологическая тропинка | 20 минут |
Май | Проект Экологическая тропинка | 20минут |
Май | Экологический праздник «Как прекрасен этот мир» | 20 минут |
Май | Диагностика на конец года | 20 минут |
Итого: | 30 занятий | 600минут=10 ч. |
Перспективный план ДОД «Эколята-дошколята»
1-й год обучения (средняя группа)
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | Введение. Презентация «Во саду ли, в огороде». Экологическая игра «Опиши объект природы» | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания;определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); | 20минут |
Сентябрь | Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.» Подвижная игра « Раз, два, три … беги» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | 20 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Дидактическая игра: «Угадай на ощупь» | Сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. В акции принимают участие родители. | 20 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение» | Формировать у детей экологическое сознание и культуры природопользования. | 20 минут |
Октябрь | Фотовыставка «Осень в гости просим». Экологическая игра «Отгадайте, что за растение» | Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. | 20 минут |
Октябрь | Экологический проект – презентация «Тайны грибного царства» | Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы | 20 минут |
Ноябрь | «Воздух» Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Экологический рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей | Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.. | 20 минут |
Ноябрь | Мир растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" Беседа "Мой любимый цветок" Пальчиковая игра «Цветок» | Познакомить с удивительным природным многообразием — миром растений, птиц и зверей. Формовать экологическую связей в окружающем мире. | 20минут |
Ноябрь | Экологический проект «Подводное царство» Подвижные игры «Рыбак и рыбки» «Море волнуется раз, море волнуется два…» | Расширять представления детей об обитателях водных просторов, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление, | 20минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Осенняя палитра». Сказка «Случай в лесу». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе» | Развивать художественно-творческую активность воспитанников, создать единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье, укреплять детского- родительских отношений. | 20 минут |
Декабрь | Волшебница вода Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" Игра "Как сосулька превратилась вводу Опыт «Изготовление цветных льдинок» | Расширить представление о свойствах воды(водам ожжет быть в разном состоянии: твердом жидком, газообразном; в вводе могут растворятся вещества, можно окрасить в другой цвет. | 20 минут |
Декабрь | Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка" | Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой, расширять представление о жизни животных в зимнем лесу. | 20 минут |
Декабрь | Экологический праздник «Вокруг живой ёлочки» | Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в празднике, радоваться зиме, красоте зимней природы, зимним играм, воспитывать любовь к природе — бережное отношение к ели зимой, чувство ответственности, организованности, активного внимания, сплоченности и взаимопомощи. | 20 минут |
Январь | Белый снег, пушистый. Опыт со снегом. Рисование «Снежинки» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда. Их сравнение. | 20 минут |
Январь | Зимушка-зима . Игры-забавы с санками. | Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влияние на жизнь растений, животных, на деятельность людей; показать связь между живой и не живой природой. | 20минут |
Январь | Выставка рисунков «Зимняя сказка». Чтение сказки «Зимовье» | Развивать художественно-творческую активность воспитанников, создать единое пространство для развития ребенка в детском саду и семье, укреплять детского- родительских отношений. | 20 минут |
Февраль | Песок, глина, камень, почва.( опыт) | Научить узнавать и называть песок, глину , камень. Выявить особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Продолжать обучать детей описывать растения. отмечать различные сходства между ними, характерные признаки. | 20 минут |
Февраль | Проект «Путешествие в царство комнатных растений» | 20 минут | |
Февраль | Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет. Тепло, влага. Почвенное питание) | Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. | 20 минут |
Март | Экологический проект В гостях у Веснянки. | 20минут | |
Март | Экологическая театрализованная сказка «Заюшкина избушка» | Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла. Появлением солнца. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных.. | 20 минут |
Март | Выставка рисунков и поделок «Береги живое». Рассматривание Красной книги, беседа. | 20 минут | |
Апрель | Насекомые наши -помощники. | Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, муравей). Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 20 минут |
Апрель | Резина и пластмасса. Опытно- экспериментальная деятельность. | Познакомить с новым материалом. Учить детей определять признаки и свойства материалов. Формировать познавательный интерес к жизни насекомых. Расширить первоначальные представления детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее - летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся». | 20 минут |
Апрель | Экологическая сказка Как муравьишка домой спешил | 20минут | |
Апрель | Экскурсия в плодовый сад в период цветения.Рисование «Что мы видели» | Учить различать 2-3 дерева по цветкам; воспитывать эстетические чувства. | 20 минут |
Май | Проект Экологическая тропинка | Учить имеющиеся знания детей об окружающей природе ( о цветах на клумбе, о лесе, об огороде); упражнять в практической помощи природе ( уборке мусора, лечение деревьев) | 25 минут |
Май | Экологический праздник Как прекрасен этот мир | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | 20 минут |
Май | Диагностика на конец года | 20 минут |
Тематический план ДОД «Эколята»
2-й год обучения (старшая группа)
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Введение. Презентация «Эколята-дошколята». Экологическая игра «Опиши объект природы» | 25 минут |
Сентябрь | Будь аккуратен с природой. Рассказ «Конёк лесной». Экологическая игра «Продолжи фразу» | 25 минут |
Сентябрь | Береги природу. Рассказ «Аист белый» Экологические игра «Береги природу» | 25 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас». | 25 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород» | 25 минут |
Октябрь | Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Экологическая игра «Да-нет» с использованием ТРИЗ технологии | 25 минут |
Октябрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в осенний лес» | 25 минут |
Октябрь | Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы» | 25 минут |
Ноябрь | Будь вежлив с природой и внимателен к природе. Рассказ «Цапля серая». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ технология: игра «да-нет» | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Попробуй, расскажи». Гулять на природе. Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень»Рассказ «Выдра». | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?» Рассказ «Дружить с природой» Экологическая игра «Расскажи историю» | 25 минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Рассказ «Осоед». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе» | 25 минут |
Декабрь | Единство человека и природы. Рассказ «Зверобой продырявленный». Экологическая игра «Найди природу» | 25 минут |
Декабрь | Жалеть природу.Рассказ «Клён» Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ технология: игра «Маятник» | 25 минут |
Декабрь | Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка». | 25 минут |
Декабрь | Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение». | 25 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения» | 25 минут |
Январь | Красная книга.Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо». | 25 минут |
Январь | Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка» | 25 минут |
Январь | Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости» | 25 минут |
Февраль | Акция «Поможем пернатым друзьям». Многообразие природы. Рассказ «Скворец». Экологическая игра «Назови слово» | 25 минут |
Февраль | Экологическая игра «Что будет, если …» Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника» Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» | 25 минут |
Февраль | Экологическая викторина «Природа вокруг нас». Рассказ «Ответственность перед природой». | 25 минут |
Февраль | Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» Рассказ «Фазан обыкновенный». Экологическая игра «Расскажи о природе». | 25 минут |
Март | Экологическая игра «Чего не хватает». Рассказ « Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы» | 25 минут |
Март | Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла» | 25минут |
Март | Экологическая викторина «Угадай-ка». Рассказ «Дождевой червь». Экологическая игра «Парашютик» | 25 минут |
Март | Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой» | 25 минут |
Апрель | Экологическая игра «Помоги другу». Рассказ «Тигр».Экологическая игра «Любить природу». | 25 минут |
Апрель | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами» | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Божья коровка» Фотовыставка «Удивительный мир насекомых» | 25 минут |
Май | Развлечение «Времена года». | 25 минут |
Май | Экологическая игра «Кто живёт в лесу?» Проект «Лес – наше богатство» | 25 минут |
Май | Экологический праздник «Как прекрасен этот мир» | 25 минут |
Май | Диагностика на конец года | 25 минут |
Итого: | 36 часов | 900 минут=15 ч. |
Перспективный план ДОД «Эколята»
2-й год обучения (старшая группа)
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | Введение. Презентация «Эколята-дошколята». Экологическая игра «Опиши объект природы» | Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. | 25 минут |
Сентябрь | Будь аккуратен с природой. Рассказ «Конёк лесной». Экологическая игра «Продолжи фразу». | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу. | 25 минут |
Сентябрь | Береги природу. Рассказ «Аист белый». Экологические игра «Береги природу» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | 25 минут |
Сентябрь | Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас». | Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. | 25 минут |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород» | Приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и объектов неживой природы. Закрепление правил поведения в природе. | 25 минут |
Октябрь | Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Проект «Путешествие в Осень» | Формирование представлений детей об осенних изменениях в природе, об их красоте. | 25 минут |
Октябрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в осенний лес» | Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. | 25 минут |
Октябрь | Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ- технология: игра «да-нет» | Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе. | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Попробуй, расскажи». (ТРИЗ технология: приглашение волшебников я вижу, я слышу. Я чувствую, я ощущаю. Гулять на природе. Рассказ «Выдра». | Закрепить знания детей о природе. Усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. | 25 минут |
Ноябрь | Будь вежлив с природой и внимателен к природе. Рассказ «Цапля серая». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ технология: игра «да-нет» | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. Уточнить и расширить представление детей о лесе. | 25 минут |
Ноябрь | Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?» Рассказ «Дружить с природой». Экологическая игра «Расскажи историю» | Развивать представления детей о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. | 25 минут |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Рассказ «Осоед». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе». | Закреплять знания об этажах леса, представления о знакомых экосистемах ручей, река; Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение к природе и окружающему миру. | 25 минут |
Декабрь | Единство человека и природы. Рассказ «Зверобой продырявленный». Экологическая игра «Найди природу» | Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей. | 25 минут |
Декабрь | Жалеть природу. Рассказ «Клён». Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ – технология: игра «Маятник» | Формировать интерес к осенней природе, умение наблюдать. Закреплять азы экологических знаний в ходе сравнения двух-трех осенних признаков. Прививать любовь к природе родного края. | 25 минут |
Декабрь | Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка». | Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели. | 25 минут |
Декабрь | Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение» (ТРИЗ-технология) | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. | 25 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения» (ТРИЗ- технология). | Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела. | 25 минут |
Январь | Красная книга. Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо». | Познакомить детей с содержанием Красной книги. Закрепить знания о законах природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру. Дать углубленное понятие о правилах поведения в природе. | 25 минут |
Январь | Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка» | Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение. | 25 минут |
Январь | Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости» | 25 минут | |
Февраль | Акция «Поможем пернатым друзьям». Многообразие природы. Рассказ «Скворец». Экологическая игра «Назови слово» | Расширять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. | 25 минут |
Февраль | Экологическая игра «Что будет, если …» Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника». Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» | 25 минут | |
Февраль | Экологическая викторина «Природа вокруг нас». Рассказ «Ответственность перед природой». | 25 минут | |
Февраль | Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» Рассказ «Фазан обыкновенный». Экологическая игра «Расскажи о природе». | Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. | 25 минут |
Март | Экологическая игра «Чего не хватает». Рассказ « Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы» | 25 минут | |
Март | Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла» | Закрепить знания о культуре поведения в природе. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите. | 25 минут |
Март | Экологическая викторина «Угадай-ка». Рассказ «Дождевой червь». Экологическая игра «Парашютик» | 25 минут | |
Март | Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой» | Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов; воспитывать бережное отношение к природе. | 25 минут |
Апрель | Экологическая игра «Помоги другу». Рассказ «Тигр». Экологическая игра «Любить природу». | 25 минут | |
Апрель | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами» | Расширять и закреплять знания детей о насекомых, из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе. | 25 минут |
Апрель | Рассказ «Божья коровка». Фотовыставка «Удивительный мир насекомых» | 25 минут | |
Май | Развлечение «Времена года». | Формировать у детей представление о жизни животных и птиц в лесу. | 25 минут |
Май | Экологическая игра «Кто живёт в лесу?». Проект «Лес – наше богатство» | 25 минут | |
Май | Экологический праздник Как прекрасен этот мир | Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке, в песне, в танце. | 25 минут |
Май | Диагностика на конец года | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | 25 минут |
Тематический план ДОД «Эколята»
3-й год обучения (подготовительная группа)
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Лес – легкие нашей планеты. | 30 минут |
Сентябрь | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | 30 минут |
Сентябрь | Овощная викторина «Витамины с грядки». Выставка рисунков и поделок «Чудеса на грядке» | 30 минут |
Сентябрь | Уважать природу.Рассказ «Палочник». | 30 минут |
Октябрь | «Лаборатория неживой природы». Обьекты: вода, воздух, лес, температура, песок, глина, свет и т.д. Экологическая игра «Да-Нет» с использованием ТРИЗ-технологии | 30 минут |
Октябрь | Фантазировать вместе с Природой. Экологическая игра «Фантазёры» | 30 минут |
Октябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Экологическая театрализованная сказка «Овощи и фрукты» | 30 минут |
Октябрь | Рассказ «Щегол». Экологическая игра «Фантазии Природы» | 30 минут |
Ноябрь | Экологическая акция «Берегите воду». ТРИЗ-технология: морфологический ящик «Путешествие капельки» | 30 минут |
Ноябрь | Ходить в гости к Природе. Рассказ «Бобр речной» Экологическая игра «Сохрани Природу» | 30 минут |
Ноябрь | Проект «Мой чистый мир». Экологическая игра «Сохрани Природу» | 30 минут |
Ноябрь | Ценность Природы. Рассказ «Гриб белый». Экологическая игра «Почему они нужны?» | 30 минут |
Декабрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в зимний лес» | 30 минут |
Декабрь | Юный натуралист. Рассказ «Волчье Лыко». Экологическая игра «Что растёт в лесу» (ТРИЗ технология: многоэтажный эвроритм) | 30 минут |
Декабрь | Экологическая акция «Поможем пернатым друзьям». ТРИЗ- технология: многоэтажный эвроритм. | 30 минут |
Декабрь | Щедрость Природы. Рассказ «Липа». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | 30 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». ТРИЗ- технология: «Где спряталась Зима?» | 30 минут |
Январь | Щедрость Природы. Рассказ «Зимой в лесу». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | 30 минут |
Январь | Экологическая викторина «Знатоки Природы». | 30 минут |
Январь | Экология. Рассказ «Лишайник». Экологическая игра «Этого делать нельзя!» | 30 минут |
Февраль | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | 30 минут |
Февраль | Трудиться на благо природы.Рассказ «Муравей» | 30 минут |
Февраль | Досуг «День Земли». | 30 минут |
Февраль | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | 30 минут |
Март | Театрализованная экологическая сказка «Береги красу Земли». | 30 минут |
Март | Чудеса Природы. Рассказ «Пчела». Экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только» | 30 минут |
Март | Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных». | 30 минут |
Март | «Чистый дворик». Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения. | 30 минут |
Апрель | «Растут цветы для красоты». Природоохранная акция «Не рвите цветы!» | 30 минут |
Апрель | Экологический праздник с участием детей, родителей, педагогов «Давайте сохраним природу!» | 30 минут |
Апрель | «Экологическая азбука». С родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». | 30 минут |
Апрель | Фотовыставка «Яркие краски Весны» | 30 минут |
Май | Шёпот Природы. Рассказ «Ландыш» | 30 минут |
Май | Проект «Кто живёт рядом с нами» | 30 минут |
Май | «Украсим планету цветами». ТРИЗ-РТВ технология: «Сказка цветов». | 30 минут |
Май | Диагностика на конец года | 30 минут |
Итого: | 36 часов | 1080 минут=18ч. |
Перспективный план ДОД « Эколята»
3-й год обучения (подготовительная группа)
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Лес – легкие нашей планеты. | Определить значение лесов в природе и жизни людей. | 30 минут |
Сентябрь | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | Активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды. | 30 минут |
Сентябрь | Овощная викторина «Витамины с грядки». Выставка рисунков и поделок «Чудеса на грядке» | Расширять и систематизировать преставления об овощах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах. | 30 минут |
Сентябрь | Уважать природу. Рассказ «Палочник». | Продолжать развивать положительное отношение к природе, желание беречь ее, заботиться о ней. | 30 минут |
Октябрь | «Лаборатория неживой природы». | Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. | 30 минут |
Октябрь | Фантазировать вместе с Природой. Экологическая игра «Фантазёры» | Активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе. | 30 минут |
Октябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Экологическая театрализованная сказка «Овощи и фрукты» | Расширить представления детей об овощах и фруктах; | 30 минут |
Октябрь | Рассказ «Щегол». Экологическая игра «Фантазии Природы» | Дать понятие о том, что птиц необходимо беречь. | 30 минут |
Ноябрь | Экологическая акция «Берегите воду». ТРИЗ- технология: морфологический ящик «Путешествие капельки» | Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует воду. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней. | 30 минут |
Ноябрь | Ходить в гости к Природе. Рассказ «Бобр речной» Экологическая игра «Сохрани Природу» | Формирование потребности воспитанников в познании и сохранении окружающего мира. | 30 минут |
Ноябрь | Проект «Мой чистый мир». Экологическая игра «Сохрани Природу» | Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. | 30 минут |
Ноябрь | Ценность Природы. Рассказ «Гриб белый». Экологическая игра «Почему они нужны?» | Раскрыть многообразие и ценность природы. Способствовать формированию у детей умения разумного поведения у детей. | 30 минут |
Декабрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в зимний лес» | Закрепить знания детей о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы; воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе. | 30 минут |
Декабрь | Юный натуралист. Рассказ «Волчье Лыко». Экологическая игра «Что растёт в лесу» (ТРИЗ технология: многоэтажный эвроритм) | Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде. Развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки. | 30 минут |
Декабрь | Экологическая акция «Поможем пернатым друзьям». ТРИЗ технология: многоэтажный эвроритм. | Помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей. | 30 минут |
Декабрь | Щедрость Природы. Рассказ «Липа». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | Формирование представлений и элементарных знаний об экологии. Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания к бережному и правильному отношению к природе. | 30 минут |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». ТРИЗ-технология: «Где спряталась Зима?» | Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега. | 30 минут |
Январь | Щедрость Природы. Рассказ «Зимой в лесу». Экологическая игра «Дедушка Мороз» | Систематизировать знания детей о том, как дикие животные зимуют в лесу. | 30 минут |
Январь | Экологическая викторина «Знатоки Природы». | Формировать познавательный интерес к миру природы. | 30 минут |
Январь | Экология. Рассказ «Лишайник». Экологическая игра «Этого делать нельзя!» | Формировать познавательный интерес к миру природы. | 30 минут |
Февраль | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | Углубить и расширить знания о природе, которая нас окружает, и ознакомиться с экологическим состоянием нашей планеты. | 30 минут |
Февраль | Трудиться на благо природы. Рассказ «Муравей» | Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде. Развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки. | 30 минут |
Февраль | Досуг «День Земли». | Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. | 30 минут |
Февраль | Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры» | Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к природе. | 30 минут |
Март | Театрализованная экологическая сказка «Береги красу Земли». | Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. | 30 минут |
Март | Чудеса Природы. Рассказ «Пчела». Экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только» | Расширить представление детей об экологических связях в природе на примере жизни пчелы. | 30 минут |
Март | Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных». | Дать детям первоначальное представление о том, что лес это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. | 30 минут |
Март | «Чистый дворик». | Привлечь внимание детей и взрослых детского сада к проблеме загрязнения территории. Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения. | 30 минут |
Апрель | «Растут цветы для красоты». Природоохранная акция «Не рвите цветы!» | Упражнять детей в правовой работе. Помочь организовать природоохранную акцию. Создание листовок с целью привлечь внимание к проблеме разорения цветников. | 30 минут |
Апрель | Экологический праздник с участием детей, родителей, педагогов «Давайте сохраним природу!» | Формирование у детей основ экологической культуры, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении нашей природы. | 30 минут |
Апрель | «Экологическая азбука». С родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». | Побуждать детей к творческо- поисковой деятельности, к работе с различными источниками. Приобщать к | 30 минут |
Апрель | Фотовыставка «Яркие краски Весны» | Раскрыть новые понятия о весенних изменениях в природе. Учить видеть красоту пробуждающейся природы. | 30 минут |
Май | Шёпот Природы. Рассказ «Ландыш» | Расширить представления о первых цветах весны; научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы. | 30 минут |
Май | Проект «Кто живёт рядом с нами» | Способствовать развитию гуманизма и справедливости, предупреждать у детей бессердечное отношение к животным, проявление чёрствости и жестокости. | 30 минут |
Май | Украсим планету цветами». ТРИЗ технология: «Сказка цветов». | (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе; формировать навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды. | |
Май | Диагностика на конец года | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | 30 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию Азбука «Здоровья» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
возраст от 3 до 7 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7лет)
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.Именно поэтому забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации.Оч...

Программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса....

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...
ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге изостудия для детей дошкольного возраста «Семицветик»
ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге изостудия для детей дошкольного возраста «Семицветик»...

Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята-дошколята» (познавательное развитие)
ОглавлениеI.Целевой раздел…………………………………………………..……&hel...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Эколята-дошколята" (познавательное развитие)
Подготовительная группаДанная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возрас...