Программа по дополнительным образовательным услугам "Познавательное развитие"Юные исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через поисково-экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_11pod.gr_.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Комплексно –тематический план.

3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

4. Список литературы.

5. Приложение. Конспекты занятий.

1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа определяет организацию поисково - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет включительно).

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования,особенностей образовательного учреждения.

         Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

       Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

       Данная программа имеет познавательно-исследовательскую

направленность.

  Программа дополнительного образования  направлена на:

         потребность ребенка в познании окружающего мира,

         на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и

развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности,

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем

больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и

полноценнее он развивается.

Актуальность

            Обусловлена тем, что кружок «Юные исследователи» заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

 Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а

участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность

проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы «Юные исследователи»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через поисково-экспериментальную деятельность.

 Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать

выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Принципы и подходы

           Программа по поисково-экспериментальной деятельности

дошкольников

построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный

взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом

деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

  научности (сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

  динамичности (от простого к сложному);

  интегративности (интеграция с другими образовательными областями);

  сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);

  системности (педагогическое воздействие выстроено в систему

заданий);

  преемственности (каждый следующий этап базируется на уже

сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону

ближайшего развития»);

  возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают

возможности детей данного возраста);

  наглядности (использование наглядно – дидактического материала,

информационно – коммуникативных технологий);

  здоровьесберегающий (ориентироваться на позу как выразительную

характеристику положения тела в пространстве посредством игровых

упражнений; предупреждать нарушение осанки; использовать

физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации

глаз и развития мелкой моторики рук).

Основные формы организации и режим занятий

       Во время проведения занятий всячески поддерживается детская

инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств.

      Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости,

заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

        Для реализации программы по поисвово-экспериментальной

деятельности «Юные исследователи», используются формы работы:

  совместная деятельность педагога с детьми;

  свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  беседы;

  постановка и решение вопросов проблемного характера;

 наблюдения;

  опыты;

  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

  трудовой деятельности

  «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

  использование художественного слова;

  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие;

  ситуации;

  трудовые поручения, действия.

Форма проведения занятий по програме:

  занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

(игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя –

куклы;

  повтор инструкций;

  выполнение действий по указанию детей;

  «намеренная ошибка»;

  проговаривание хода предстоящих действий;

  предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос

взрослому или другому ребёнку;

  фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для

последующего повторения и закрепления.

 Особенности экспериментирования

          При правильной организации работы у детей подготовительной группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок,испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

           В подготовительной группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.

           Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

           При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

           Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы,составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

           В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов.

           Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

           Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности

Требования, предъявляемые к проведению опытов

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед

детьми задачу (что хотим узнать?)

2.Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один

– опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие нет.

3.Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

4.Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и

убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное,

чтобы не принести вреда живым объектам.

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности

        При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

        При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей  необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

  действие показывает педагог;

  действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

  иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого

методического приема он дает возможность детям сконцентрировать

внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!».

          Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда

дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстримальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально-исследовательской

деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и

распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации программы

           В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

         В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

  единый подход к процессу воспитания ребёнка;

  открытость ДОУ для родителей;

  взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

  уважение и доброжелательность друг к другу;

  дифференцированный подход к каждой семье.

Условия реализации программы:

          Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

 Ожидаемые результаты освоения Программы

           После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками.

Ожидаемые результаты:

  Проявление интереса к исследовательской деятельности;

  Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение

итогов;

  Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

  Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

  Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

  Развитие коммуникативных навыков.

Комплексно-тематическое планирование

1. Блок  "Волшебница вода".  Октябрь

1."Узнаем какая вода".

      Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

2."Вода".

      Цель:формировать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать познавательный интерес экспериментирования.

3. "Вода и ее свойства".

      Цель:расширять представление детей о свойствах воды.

4. "Вода помошница".

      Цель:закреплятьу детей элементарные представления о некоторых свойствах воды.

5 - 6."Волшебница вода".

      Цель:расширять представление детей о круговороте воды.

7 - 8."Наши эксперименты с водой".

      Цель:закрепить понятия того,что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

9. "Вода в природе и быту".

      Цель:формировать умение детей самостоятельно делать выводы.

 Ноябрь

1 - 2. "Ходит капелька по кругу".

      Цель:развивать целостное представление о воде как о природном явление.

3. "Вода вокруг нас".

     Цель:расширять знания детей о природных явлениях.

4 - 5. "Вода источник жизни на земле".

      Цель:формировать знания детей об источнике жизни - воде, о причинноследственных связях.

6 - 7. "Вода в жизни человека, растений и животных".

      Цель:расширять представление детей о роли воды в жизни человека.

2. Блок "Наши помошники".  Декабрь

1 - 2. "Познакомим со своей кожей".

      Цель:познакомить с внешним видом и строением кожи.

3 - 4. "Как мы чувствуем разные запахи".

      Цель:познакомить с особенностями носа, его строением.

5 - 6. "Слушай во все уши".

      Цель:расширять элементарное представление об органах слуха.

7 - 8."Наши руки".

      Цель:формировать познавательный интерес к человеку.

3. Блок  "Что, как и почему".  Январь

1. "Как работает термометр".

      Цель:познакомить с работой термометра.

2. " Удивительная соль".

      Цель:формировать представление детей  о свойствах соли и применении.

3 - 4. "Чудо соль".

    Цель:расширять знания детей о разных видах соли.

5. " Опасная свеча".

      Цель:формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

6. "Город волшебства".

      Цель:создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности".

7. "Как увидить электричество".

      Цель:расширение и обобщение зений об электричестве и электрических приборах.

8. "Волшебное электричество".

      Цель:развивать представление детей о возникновении и проявлении статического электричкства.

4 Блок. «Воздух невидимка» Февраль.

1. «Свойства воздуха»

Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе; дать детям знания о том, что воздух – условие для жизни всех живых существ на земле.                      (два занятия)

Оборудование: камни, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, листы бумаги, воздушные шарики.

2. «Воздух»

Цель: развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Оборудование: камешки, полиэтиленовые пакеты, резиновые груши, мел, стаканы, зеркала, весы, резиновые игрушки, воздушные шары.

3. «Невидимка воздух»

Цель: дать детям представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, и что ветер – движение воздуха.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, коктейльные трубочки, игрушки, баночки, воздушные шары.

4. «Подводная лодка»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и расширять знания о воздухе

Оборудование: миски с водой. стаканы, коктейльные трубочки.

5. «Воздух вокруг нас»

Цель: сформировать у детей представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, баночки, апельсин, две свечи, веер, воздушные шарики.                                                                                                (два занятия)

6. «Чистый и загрязненный воздух»

Цель: дать представление детям об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Оборудование: схемы о воздухе, картины с изображением города, завода, автостоянки.

5 Блок. «Метал и магнит» Март

1. «Метал, его свойства и качества»

Цель: учить детей узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводимость, ковкость металлический блеск).

Оборудование: металлические предметы, ёмкость с водой, свеча, магнит, деревянные и резиновые предметы, лист бумаги.

2. «Мир металлов»

Цель: формировать представления детей о металлических предметах и их свойствах.

Оборудование: предметы из различного материала (пластмассовые. металлические, резиновые).

3. «Волшебные магниты»

Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами, определить материалы невзаимодействующие с магнитом.

Оборудование: воздушные шары, магниты, различные металлические и не металлические предметы, стаканы, компас, пластиковые тарелки, картон.

4. «Удивительные свойства магнита»

Цель: расширять представления детей о действии магнитных сил на основе исследовательской деятельности.

Оборудование: магниты, предметы из различных материалов, рабочие листы.

5. «Магнит фокусник»

Цель: продолжать знакомить детей с магнитом и его свойствами.

Оборудование: мелкие кусочки бумаги, пластмассы, ткани, магниты, скрепки, стаканы с водой, картон, простые карандаши, рабочие листы.

6. «Волшебные монеты»

Цель: продолжать знакомить детей с физическим явлением – магнетизм.

Оборудование: магниты, предметы из разного материала, «волшебная» перчатка с магнитом внутри, стаканы с водой.                                                   (два занятия)

6 Блок. «Солнечная система» Апрель

1. «Солнца волшебный круг»

Цель: показать детям значение солнечного света и его свойство – способность отражаться от предметов.

Оборудование: зеркала, бумага желтого цвета, ножницы, кисти, клей.

2. «Солнце, земля и другие планеты»

Цель: дать детям представление о строении солнечной системы, что земля наш общий дом.

Оборудование: модель солнечной системы, глобус, энциклопедия «Земля».

3. «Солнечная система»

Цель: продолжать знакомить со строением солнечной системы, с основными планетами, входящими в неё.

Оборудование: фото земля из космоса, глобус, настольная лампа, модель солнечной системы, иллюстрации планет.

4. «Почему солнце можно видеть»

Цель: расширять знания детей о солнце, о звёздном небе, познакомить с наукой астрономией.

Оборудование: глобус, атлас «Мы и окружающий мир», презентация «Солнце – звезда»

5. «Где ночует солнце»

Цель: учит детей анализировать знания о солнце на основе собственных наблюдений.

Оборудование: модель солнечной системы, глобус, настольная лампа, карточки со совами (солнце, луна, свет. тень).

6. «Солнце источник тепла и света»

Цель: продолжать знакомить детей о солнце как о звезде, закреплять знания о том, как происходит смена дня и ночи, смена времен года

Оборудование: модель солнечной системы, глобус, мяч, фонарик, свеча, настольная лампа.

7. «Откуда берется радуга»

Цель: выявление свойств и возможности разных материалов, необходимых для создании радуги в домашних условиях.

Оборудование: настольная лампа. стакан с водой, лист бумаги.

8. «Космос. Вселенная. Звёзды.»

Цель: уточнить и расширить представления детей о космосе, подчеркнуть уникальность планеты «Земля» и ответственность людей за её будущее.

Оборудование: иллюстрации с изображением вселенной, звезд, планет, энциклопедия, цветная бумага, ножницы, клей.

9. «Космические эксперименты»

Цель: развивать познавательную активность через поисково-исследовательскую деятельность.

Оборудование: воздушные шары, монетки, нитки, мерные стаканчики, картон, пластиковые бутылки. зеркала, фонарик, изолента, емкость с водой, звезды разного цвета.

7 Блок. «Живая и неживая природа»

1. «Человек часть живой природы»

Цель: формировать представление детей о том, человек так же, как и растения является частью живой природы.

Оборудование: иллюстрации человек и природа, картинки различных животных.

2. «Растения живые существа»

Цель: развивать и обобщать представления детей о растениях как о живых существах.

Оборудование: иллюстрация строения растения, картинки лиственного дерева, ели и кактуса.

3. «Красная книга»

Цель: формировать у детей основы экологической культуры, продолжать знакомить с растениями и животными, занесенными в красную книгу.

Оборудование: красная книга, иллюстрации диких животных, картинка со сказочным персонажем – «Лесовичёк», иллюстрации с изображением редких и исчезнувших животных и растений.

4. «Почва – живая земля»

Цель: расширять представление детей о почве как компоненте природы, её составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев), и круговороте веществ.

Оборудование: презентация «состав почвы», образцы почвы, стаканы с водой, лупы, стаканчики с землёй.

5. «Бумага и её свойства»

Цель: формировать представления детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путём.

Оборудование: бумага, ножницы, клей, емкости с водой.

6. «Песок и глина»

Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой (песок и глина) и их свойствами.

Оборудование: лейка с водой, формочки, стаканчики с песком, стаканчики с глиной, бутылочка с песком, бутылочка с водой, лупа.

7. «Хоровод цветов»

Цель: уточнить знания детей о цветущих растениях. о значении их в жизни человека, учить видеть красоту, воспитывать бережное отношение к растениям и природе.

Оборудование: слайды с изображением цветущих растений, маски и шапочки насекомых.

(два занятия)

 Методическое обеспечение.

              Программа кружка рассчитана на детей подготовительного  дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

              Продолжительность реализации программы 1 год с октября по май. обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей – 2 раза в год (в начале и в конце реализации программы)

              Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от

04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3)

Режим занятий: 2 раза в неделю;

 продолжительность – 30 минут.

Календарный учебный график

коли-во в неделю  часы      коли-во в месяц  часы     коли-во в месяц    часы

2                            1 час        8                       4 часа    128                        64 часа

Педагогическая диагностика

  Положительное отношение к экспериментированию.

  Проявление инициативы, самостоятельности.

  Исследовательские умения.

  Умение задавать вопросы.

  Знания о свойствах и назначении различных материалов ( резины, бумаги, глины,магнита,водды и т.д.)

  Владение схемами, таблицами проведения последовательности опытов.

 Умение осуществлять комбинированный подбор разных вариантов решения проюлемы.

Критерии, уровни усвоения программы

1. Высокий уровень - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных

задач.Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Делает выводы.

2. Средний уровень - В большенстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принемает задачу и розворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат.Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

3. Ниже среднего уровня - Ребенок включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвитуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальнуюдеятельность в игровую, то есть исследовательский поиск  заменяется игровым манипулированием.

              Дополнительные материалы, используемые при проведении диагностики по реализации программы (см. приложение) 

  зарисовки,

  схемы,

  картинки,

  таблицы.

Данный диагностический материал состоит из 5 разделов:

Раздел 1. Характерные особенности живых организмов, внешнее строение, основные потребности.

Раздел 2. Характерные особенности приспособления живых организмов к

окружающей среде и сезонным изменениям.

Раздел 3. Особенности появления живых организмов на свет их рост и развитие.

Раздел 4. Основные свойства объектов неживой природы.

Раздел 5. Практические умения по уходу за растениями и животными.

12. Материально-техническое обеспечение программы

      В ДОУ создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и

развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды.

       Мини-лаборатория включает: столы, стулья, освещение, клеенки, фартуки, нарукавники, разеточки, стаканы, баночки,ложки, бутылочки, дидактические игры "Тени животных", "У бабушки в гостях",схемы опытов, альбомы стихов о природных явлениях,художественная литература о последовательности появления бабочек, лягушек, птиц, цветов.Коллекции тканей, ракушек,семян, пуговиц,  запахов,семян;

Оборудование для исследовательской деятельности

  Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, лупы,микроскоп, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

  природный материал: ракушки, камешки, глина, песок, почва, уголь,

птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена соль,черный перец, сахар, гречка, манка, морскаясоль, рис, горох, сода, фасоль, мука, скорлупа, уголь, щебень;

  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пробки;

   разные виды коллекции тканей, ракушек,семян, пуговиц,

запахов,семян;

  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр,

мерные ложки;

  прочие материалы: зеркала, воздушные шары,  цветные и

прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, пищевые красители и

т.д.

Список литературы

1. Дыбина О.В.  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.   «Сфера»2010

2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. «Ребенок в мире поиска» – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Человек Сфера, 2010

5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности

детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты

занятий. Учитель, 2011

6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Сборник методического материала по образовательной области "Познавательное развитие" "Юные исследователи"

Авторы делятся опытом организации работы  по образовательным областям «Познавательное развитие»В пособии представлен практический материал по использованию современных игровых техноло...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Юный математик"

1.1Актуальность программы.В настоящее время  математика  необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...