Конспект открытого НОД по познавательной деятельности в средней группе "Число6. Цифра 6"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Галяутдинова Роза Раисовна

В нашем детском саду прошел  семинар- практикум по "Технологии "Ситуация" по  образовательной программе В .Давыдова, Д.Б. Эльконина  "Мир открытий" которая соответствует ФГОС. Мы совместно с напарницой Зайнуллиной ЛП подготовили и првели открытое заняттие" Число 6 .Цифра 6." 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 86 «Электроник»

«Конспект НОД с детьми среднего возраста вОО «Познание» по программе «Мир открытий»                                                                   Тема:«Счет до 6. Число и цифра 6»

Воспитатель Галяутдинова Роза Раисовна

                     Зайнуллина Лариса Павловна

Набережные Челны 2017

Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6.

Цель:

  1. сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру        6 с количеством;
  2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить  счетные умения,    умение сравнивать группы предметов по количеству используя счет и составление пар ;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 6; маски для персонажей сказки «Теремок»; на магнитной доске заранее приготовленные елочки и березы выставлены парами в два ряда (по)

Раздаточный: зеленые  треугольники, белые прямоугольники (по 5 штук на каждого ребенка)  карточки с цифрами.

Предварительная работа чтение сказки «Теремок» НОД«Пара», «Число и цифра 5»,изучение геометрических фигур и закрепление, что елка по форме похожа на треугольник, а береза похожа на прямоугольник актуализация понятий вверху, внизу. Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:1)мотивировать детей на включение в игровую деятельность,  Дети свободно играют в групповой комнате. Воспитатель подзывает детей к себе и проводит релаксационную гимнастику.                                                                                                     Руки кверху поднимаем,                                                                                      Тучи смело разгоняем,                                                                                                Будет день у нас хороший-                                                                                                   С добрым утром ! Здравcтвуйте! ( на татарском языке)

Дети стоят полукругом. Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный лес.

2. Актуализация знаний.

  Задание №1.Ой ребята смотрите –теремок! А теремок –то необычный , а волшебный, говорящий.!! А кто это стоит у теремка? Стук в дверь. Правильно  мышка. Ребенок в маске мышки  просит ,чтоб его пустили в теремок. Голос из теремка:«В теремок войдет только тот, кто выполнит задание» Давайте посмотрим,  какое это задание. Воспитатель берет конверт и читает. Игра «Сосчитай деревья» Для того, чтобы выполнить задание , нужно посчитать деревья в лесу. Ребята сможете помочь мышке?

Дидактические задачи:1)актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета;2)тренировать мыслительные операции и анализ и сравнение; развивать память, речь, логическое мышление . Дети садятся за столы по два человека . Перед каждым ребенком  лежат вперемежку 5 зеленых треугольников и 5 белых прямоугольников. Воспитатель говорит детям, что они оказались в волшебном смешанном лесу – Как вы думаете какие деревья растут в нем? – Какое дерево можно изобразить зеленым треугольником, а какое белым прямоугольником (березу, елку);-Сколько в нашем лесу елок (берез)? Дети пересчитывают елки и березы (треугольники и прямоугольники) - Сравните количество елок и берез. Чего  больше? (елок пять и берез пять. Их поровну). Докажите, что их поровну –Что нужно сделать, чтобы сразу было понятно , что елок и берез поровну. (Берут полоски ) Дети должны расположить березы и елки парами. Смогли помочь мышке? Она сможет войти в теремок!                                                                                        

3. Затруднение в игровой ситуации..№1                                                                  Задание№ 2 Ой ребята, еще  кто  стоит у теремка? Стук в дверь. Правильно , лягушка. Ребенок в маске лягушки  просит теремка, чтоб его пустили в теремок.   Голос из теремка: «В теремок войдет только тот ,кто выполнит задание» Давайте посмотрим , что же нас просит теремок в этот раз: Игра «Посадка березы» Ребята ,нужно посадить еще одну березу . Как вы думаете надо помочь лягушке?         Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске , где на верхнем ряду расположены березы, на нижнем ряду расположены елки.(по 5)                                                                                                                       -Сможете ребята посадить еще одну березу- прямоугольник  . Ребенок  должен  положить к другим прямоугольникам еще один прямоугольник  –Сколько теперь берез в лесу? Дети вместе с воспитателем считают .Одна береза 2,3,4,5,6. Все смогли посчитать? Почему не смогли? –Потому что мы не знаем, какое число идет за числом 5 .Что надо сделать если не знаешь? Спросить у того кто знает.                                                                                                            

        

Открытие нового знания  . Задание №3; 1)Закрепить представления детей об образовании последующего числа  из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до шести и сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из предметов;  

2)сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3 ) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

  • Что же нам нужно сделать чтобы узнать, количество берез в лесу. (-Надо узнать как считать дальше. -Как это узнать? (-Надо у кого-либо спросить).
  •  Кто знает, какое число следует при счете за числом пять. Если кто-то знает:- Молодцы вы нам очень помогли! Затем просит всех детей посчитать до 6. Дети считают березы хором, согласовывая  числительное с существительным: одна береза 2,3,4,5,6. Воспитатель подводит итог: при счете после пяти идет 6.- Как получилось 6 берез .(Было 5 выросло еще одна, стало 6 ) Как вы думаете берез и елок по- прежнему поровну? Чего больше? –Почему вы думаете, что берез больше? –Потому что у одной березы нет пары. -Как сделать, чтоб берез и елок стало поровну?(Добавить одну елку или срубить одну березку)-Березу рубить жалко, поэтому посадим одну елку. Дети выкладывают еще один треугольник. Сколько стало елок? - Как получилось 6 елок (Было 5, посадили еще 1, получилось 6)
  • Что можно сказать о количестве елок и берез? (Их по 6 поровну).Воспитатель делает вывод шесть и шесть поровну Вы молодцы! Справились с заданием! Помогли лягушке пройти в теремок.        

 Задание№4. Еще кто стоит у теремка? Правильно , зайчик. (стук в дверь).  Ребенок в маске зайчика   просит , чтоб его пустили в теремок. Голос из теремка: «В теремок войдет только тот, кто выполнит задание. Поможем ребята зайчику? Давайте посмотрим  какое это задание. Игра «Веселая гимнастика».                                            

Физминутка с музыкальным сопровождением 

Открытие нового знания №2                                                                   Затруднение в игровой ситуации№2 Задание№5  Кто там опять пришел к теремку ? Правильно,  лисичка –сестричка.(стук в дверь) Ребенок в маске лисички   просит, чтоб его пустили в теремок. Голос из теремка:«В теремок войдет только тот, кто выполнит задание» Хотите помочь лисичке? Давайте посмотрим,  какое это задание : «Как записать число 6 ?»                                                             Воспитатель предлагает детям помочь записать число 6. Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для введения числа 6 — цифры 6;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.                                                                    –  Ребята как мы узнали что количество предметов по 6? Правильно мы посчитали. Каждый раз считать что- либо трудно. Поэтому люди придумали, чтобы запомнить,  нужно записать количество цифрами. (Записывают) А вы умеете писать цифру 6? Сейчас мы это проверим.                                                            Преодоление затруднения –Если дети затрудняются                            -Что нужно сделать если чего то не знаешь,(Надо спросить у того, кто знает)                                                                      Дидактические задачи :                                                                               :-создать мотивационную ситуацию для закрепления цифры 6

(выбрать нужную карточку из лежащих на полу карточек с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8).(карточек с цифрой 6 на каждого ребенка) Воспитатель: На полянке у теремка рассыпались цифры. Мы же с вами узнали про цифру 6.Давайте найдем среди всех цифр цифру 6. Дети собирают.  Смогли помочь волку? Смогли, пусть, он пройдет в теремок?                                                           

 Подходим к магнитной доске и соотносим количество предметов с цифрой. Показывает им карточку  с цифрой 6 и делает вывод: цифра 6 пишется в том случае, если имеется 6 предметов (Можно вспомнить счет обратный и счет на татарском языке)                                  

Включение нового знания в систему знаний.                                                       

Задание№6  Еще кто  то это стоит у теремка? Правильно,  волчок серый бочок.(стук в дверь )  Ребенок в маске волка   просит,  чтоб его пустили в теремок. Голос из теремка:«В теремок войдет только тот, кто выполнит задание» Давайте посмотрим  какое это задание . Игра «Найди цифру 6» Поможем волку?                                                           

Игра «Вместе веселей».
Дидактические задачи:

  1. закрепить умение соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
  2. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление. Воспитатель предлагает детям поиграть на лесной полянке. Дети двигаются под музыку по группе. С остановкой музыки воспитатель показывает детям карточку с цифрой 3.(2,4,5,6)Дети должны собраться в группы (взяться за руки) с указанным количеством членов. Молодцы, вы помогли волку!

Задание№7  Кто опять хочет попасть в теремок? Правильно,  мишка косолапый .(стук в дверь   )  Ребенок в маске мишки   просит,  чтоб его пустили в теремок. Голос из теремка:«В теремок войдет только тот, кто выполнит задание» Давайте посмотрим  какое это задание . Игра «Что узнали?» Сможете помочь мишке?                                                            

6. Итог занятия.

 Дидактические задач: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,

-создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

  • Где вы сегодня побывали? -Трудно вам было ?- Кому помогали? Давайте посчитаем сколько зверей заходило в теремок? Звери выходят строятся остальные дети хором считают. Вы молодцы! Помогли лесным зверятам и узнали число и цифру 6.    

Анализ занятия в средней группе №4                                           

Возраст детей 4-5 лет Тема «Число6. Цифра 6»                                  Программные задачи: Цель:

  1. сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру        6 с количеством;
  2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить  счетные умения,    умение сравнивать группы предметов по количеству используя счет и составление пар ;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.При составлении конспекта мы придерживались в рамках следующих требований что технология «Ситуация» включает в себя следующие пункты -Это : -Введение в игровую ситуацию                                                                             - Актуализация знаний;                                                                                                            -Затруднение в игровой ситуации;                                                                              -Открытие детьми нового знания(cпособа действия);                                            - Включение нового знания в систему знаний;                                                             -Осмысление (итог) .



Предварительный просмотр:

ГАЛЯУТДИНОВА Р.Р

ТЕМА:” БОЖЬЯ КОРОВКА”

‘Первая младшая группа

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                            Образовательные:                                                                                                                                                                                  Учить различать цвета, на основе соотнесения при наложении и обозначение результата           «такой», «не такой».                                                                                                                                                                  Развивающие                                                                                                                                                         Развивать умение узнавать и называть большие и маленькие предметы

Совершенствовать умение  рисовать кружочки ,наносить точечки  развивать моторику руки                    .                                                                                                                                                                                                          Воспитательные                                                                                                                                                            Воспитывать вежливость ,бережное отношение к живым существам

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ  Познание                                                                                                       МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ    :                                                                                                                               Демонстрационный

Четыре крупных цветка, вырезанных из красного, желтого, синего, зеленого цвета.

- игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);

- большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т. п.                                                               Раздаточный :  Разноцветные бабочки  на каждого ребенка

- черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная

с зубной пастой;

- лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).                                                            АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: Божья коровка  бабочка

ХОД  НОД                                                                                                                                                        

Приветствие.

Показываю детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.

! Если дети затрудняются с ответом,  сама называю цвет,

форму и величину игрушки.

1.ИГРА “БОЖЬЯ КОРОВКА”

* - Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Делая вид, что пытаюсь поймать воображаемого жучка, выполняю хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот и наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за воспитателем  соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Рассказываю потешку и показываю движения. Дети повторяют за мной.

Божья коровка,                                ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо,                                 делают взмахи перекрещенными

кистями рук.

Принеси нам хлеба,                          машут кистями рук на себя.

Черного и белого,                             ритмично хлопают в ладоши.

Только не горелого!                          грозят указательным пальцем.

* - Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки.

- Согрелась божья коровка. Давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдыхают через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. А теперь поиграем с друзьями божьей коровки бабочками

2.ИГРА «Цветок для бабочки». Приглашаю детей на цветочную полянку.

Посмотрите, какая красивая полянка. Что на ней выросло?

Подул ветерок, цветочки закачались и с них взлетели бабочки. Ах, вот вы где были! Вы прятались в цветах! Сколько бабочек прилетело?

Бабочки хотят найти «свой» цветок, такого же цвета, чтобы их не было видно, и никто не смог их поймать. Возьмите по одной бабочке, давайте поможем бабочкам спрятаться!

Дети с помощью воспитателя комментируют свои действия.

Красная бабочка села на красный  цветок, она села на такой же цветок, спряталась ее не видно.

ФИЗМИНУТКА * - А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились

И в божьих коровок превратились.                                  Кружатся.

Божьи коровки, покажите мне ваши                               Показывают

Головки, носики, ротики,                                                    названные

Ручки-крылышки, ножки, животики.                               части тела.

* - Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

* - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!

Дети бегут в объятия к  воспитателю.

Выставляю перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т. п.) и говорит:

- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание. Индивидуальные и хоровые ответы                                                                                   4.ИГРА”  УКРАШЕНИЕ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ”

* - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг

* Дети садятся за столы. Раздаю краски и листы с изображением божьих коровок.

- Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за мной обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

* Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа» Возраст детей: 4-5 лет.

На занятии дети знакомятся с цифрой "5", учатся обозначать словами полоржение предметов по отношению к себе. У детей закрепляются знания о времени года, формируется навык самоконтроля и самооценки....

Конспект открытого занятия на тему: "Число и цифра 3"

Конспект открытого занятия на тему: "Число и цифра 3"...

Конспект занятия по математике в средней группе ,цифра и число 4

конспект занятия по Математике в средней группе ,цифра и число 4...

Конспект открытого занятия по математике «Число и цифра 5»

Программное содержание: продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей ...