Проект "Игралочка" Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Медведева Людмила

Проек "Игралочка" поможет воспитателям в том, чтот если применять  игровые, нетрадиционные приемы и методы работы по    формированию элементарных математических представлений у дошкольников, то можно научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igralochka.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Игралочка"

Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы.

                                     Автор: Воспитатель Медведева Людмила Ивановна

Образовательные области: Познавательное, речевое, физическое,

Тип проекта: Информационно-игровой

Время проекта: учебный год

Возраст детей: Подготовительная группа.

Участники: Воспитатель, дети, родители.

Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы.

Актуальность. Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий.

Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры мои ребята вычисляют, сравнивают предмет, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.

Моя роль в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая детей  в игре, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Математику называют гимнастикой ума - она дисциплинирует, приучает к логическому мышлению, учит делать обобщения, развивает смекалку и сообразительность – все те качества, которые необходимы каждому мыслящему ребенку. При обучении важно не только дать знания ребенку, но и сформировать у него интерес к математике, самостоятельность и гибкость мышления.

Для того чтобы вызвать интерес у дошкольника к математике, необходимо сделать процесс обучения привлекательным, поэтому прививать математические навыки лучше всего с помощью простых нетрадиционных методов и приемов.

 Этой цели служат  картинки, забавные стихи, загадки, физкультминутки, подвижные игры, настольные игры, игровые задания, инсценировки сюжетов, сценарии сказок, приключения каких-либо героев.

Радостное, ненасильственное, интересное, методически грамотное развитие помогает лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяет возможности свободного осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Я знаю о том, что в процессе занятий, даже если мы об этом не задумываемся, формируются ценностные ориентации детей, их отношения к внешнему миру и к самим себе.

Мне хочется, чтоб мои дети успешно выполняли учебную деятельность в школе только на «отлично». Я выбрала тему «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» неслучайно, так как усвоение математики тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов, общему интеллектуальному развитию:

-  Развиваются уникальные, и индивидуальные способности каждого ребенка.

- Развивается мелкая моторика и зрительно-двигательная координация

-. Формируются основные элементы познавательной деятельности.

Научно-педагогические исследования, мой опыт, опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т. д.

Цель проекта: всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Задачи:1) Формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .

3) Развить вариативное мышления, фантазии, творческих способностей.

4) Развить речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

5) Увеличить объем памяти.

6) Выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).

Гипотеза: Если применять игровые, нетрадиционные приемы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, то можно научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы, а у родителей формируется представление о работе воспитателя по данной проблеме с его ребенком.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: система учебно-воспитательного процесса дошкольников и условия, позволяющие сформировать математические представления.

Принципы обучения: Развивающего обучения, наглядности, доступности, активности, учет индивидуальных особенностей детей, обучения, систематичности, последовательности, постепенности.

Приемы и методы исполнения проекта:

Приемы:

1. Различные формы обучения детей

2. Игровой прием конструирования и моделирования

3. Затруднения и осмысления

4. Доброжелательной оценки

5. Самооценку и самоконтроль

6. Сюрпризных моментов

7. Побуждение задавать вопросы

8. Игровые приемы:

-дидактические игры

-динамические паузы

-физкультминутки

-загадки математического содержания

-задачи-шутки

-занимательные вопросы

-занимательные игры и развлечения, конкурсы знатоков, олимпиады.

Методы:

1. Словесный

2. Практический

3. Наглядный

2 Описание проекта.

Этапы исполнения проекта:

1-й этап. Подготовительный.

Подбор и изучение специальной литературы.

Изготовление дидактических игр.

Сбор информации о ребенке.

Анкета для родителей.

Выбор диагностических методов.

Разработка занятий.

Разработка досугов, праздников, викторин.

Приобретение методической литературы.

Изготовление панно «Математическая копилка»

Математическая игротека «Игра на прокат» (сделанная руками родителей)

2-й этап. Практический. Основной.

Перспективное планирование проектной деятельности.

3-й этап. Контрольно-обобщающий.

Подведение итогов проекта в виде КВН, досугов, игры – шоу. Выступление на РМО, презентация

Перспективный план (на год)

СЕНТЯБРЬ

- Составление перспективного плана работы.

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

ОКТЯБРЬ

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

- Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

-Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение итогового занятия  по ФЭМП «Цветик-семицветик»

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

- Оформление уголка для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

МАРТ

- Консультация для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну сказок»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

- Конкурс смекалистых «Знатоки математики»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

МАЙ

- Оформление документации

- Коррекция и разработка перспективного плана

Ожидаемые результаты проекта.

1) Сформирована мотивацию учения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .

3) Развита речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4) Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

5) Сформированы обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).

6) Дети постигают математику с удовольствием и верят в свои силы

7) У родителей сформировались представления о работе воспитателя по данной проблеме с ребенком.

8) Повысился интерес педагогов к поиску интересных нетрадиционных методов технологий в работе с детьми по математическому развитию у детей.

Ресурсы проекта.

Внутренние ресурсы:

-воспитатель,

-дети,

-родительский комитет

Технические ресурсы и оборудование

-телевизор

- DVD

-фотоаппарат

- ИКТ

Продолжительность проекта.

Учебный год

Место осуществления проекта.

Детский сад                                                       

       Виды занимательного математического материала, его характеристика.

        В детском саду существует такая форма организации воспитательно-образовательного процесса как развлечения. В старшем дошкольном возрасте можно проводить развлечения с использованием занимательного математического материала. Такие мероприятия содействуют развитию познавательной деятельности детей: памяти, речи, восприятия, пространственного воображения, наглядно-образного и логического мышления, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

        Первый вид занимательного математического материала – это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это доставляет детям радость.

        В таких развлечениях используются  различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами,  ребусы, лабиринты и т.д. Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для инсценированния  должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки:  «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

        Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др. Здесь, как и в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и деятельности взрослых. Но это происходит строго по сценарию, в отличие от сюжетно-ролевой игры. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ведущим является воспитатель. Можно проводить развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.

        Такие развлечения желательно проводить регулярно, так как они доставляют  детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживают  интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощью, способность производить действия в уме, развивают  элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Второй вид занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания  трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась,  несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

 

Третий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  игры Воскобовича,  Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию  познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение.  С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Игры и упражнения применяем в определённой системе. Постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Например: логические блоки Дьенеша представляют собой комплект из геометрических фигур. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.

 

Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

В сказке «Про козлёнка,  который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.  

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей  в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

    Перечень занимательного математического материала для подготовительной группы:

дидактические игры;

дидактические материалы;

шашки, шахматы;

оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка);

головоломки, головоломки с палочками;

разнообразные лото;

рамки вкладыши;

блоки Дьенеша;

Палочки Кюизенера;

Игры на классификацию;

Мозаики;

Строительные наборы;

Игры на составление узоров;

Лабиринты;

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов;

Игры для ориентировки на листе бумаги;

Игры на передвижение;

Игры В. Воскобовича;

Настольно-печатные игры;

Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки;

Математические сказки.

 Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

        Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности.

    Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей:

- При одевании на  прогулку, уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков.

--На прогулке играем в подвижные игры, словесные

-- Проводим опыты и наблюдения. Закрепляем знания о временах года, частях суток, величине предметов (дерево высокое, а кустик низкий). 

  

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей  в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1-проанализировать психолого...