«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2-исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 3-разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр; 4-активизировать мыслительную деятельность старших дошкольников; 5-обеспечить вовлечение каждого ребенка в процесс активного творчества; 6-повысить интерес к обучению математики; 7-сохранить и укрепить здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2018.docx | 575.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»Эркенова О.С.
Слаид4
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
( из опыта работы)
Слаид5
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Слаид6
1-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2-исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников;
3-разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр;
Слаид7
4-активизировать мыслительную деятельность старших дошкольников;
5-обеспечить вовлечение каждого ребенка в процесс активного творчества;
6-повысить интерес к обучению математики;
7-сохранить и укрепить здоровье детей.
Слаид8
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.
Слаид9
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.
Слаид10
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Слаид11
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.
Слаид12
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Слаид13
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них –труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.
Слаид14
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.
Слаид15,16
Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
Слаид17
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
Слаид18,19
- Игры с цифрами и числами.
Слаид20,21
- Игры путешествие во времени.
Слаид22
- Игры на ориентировку в пространстве.
Слаид23,24
- Игры с геометрическими фигурами.
Слаид25,26
- Игры на логическое внимание.
Слаид27
В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот- неравенство в равенство.
Слаид28,29,30,31,32
Играя в такие игры как «Какой цифры не стало?» « Сколько?» « Путаница». «Исправь ошибку», «Убираем цифру». «Назови соседей». Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. ( 1 карточки с цифрами).
Слаид33
Игра «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке ( прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Слаид34
Так же можно поиграть« Дни недели».
Слаид35
В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, мы обозначали их треугольниками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая треугольниками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
Слаид36
Занятия по математике провожу в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.
Слаид37
Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-6 года жизни, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.
Слаид38,39,40,41
Наглядный материал оформляю красочно, чтобы вызывать у детей желание работать.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:
- учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей 5-6 года жизни (на занятии использую большое количество разной наглядности, материала для практических работ);
2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий;
Слаид42
Внедряю методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях применяю
игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, практические методы.
Слаид43
Например: «Лепка цифр», « Сложи из треугольников»
Слаид44
Достижению целей и задач по математике осуществляю с учётом следующих принципов:
Принцип сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип связи с жизнью, принцип развивающего обучения, принцип наглядности.
Слаид45
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, я получаю хорошие результаты, а именно:
- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
- стали уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;
Слаид46
- Расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;
- дети знают прямой и обратный счет;
Таким образом, динамика обучения показала, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
Слаид47
Спасибо за внимание!
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПО ФЭМП
Тема: «Играем с Машей и Медведем»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Задачи:
Образовательные:
-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них представления детей.
-Уточнить представление о частях суток, закреплять их название и последовательность (утро, день, вечер, ночь).
-Соотносить цифры с количеством предметов.
-Упражнять в умении сравнивать предметы путем наложения или приложения (длиннее - короче). Формировать умение решать логические задачи.
-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.
-Закреплять счет до 10, умение изображать отдельные элементы геометрических фигур.
Развивающие:
Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные:
Формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Материал:
Презентация, конверты с заданиями, сундук с подарками.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, карточки с цифрами, листы с рисунком по точкам.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Воспитатель:
- Из какой сказки гости, ребята? (Маша и Медведь)
- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. Они наши гости. Им прислали задания по математике, и они пришли к нам, чтобы мы им помогли. Попробуем выполнить задания? Вот конверты, в которых написаны задания.
Берем конверт, открываем и читаем.
Воспитатель:
Задание 1. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Я буду называть предметы, а вы выкладывать ту геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Например: тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик.)
- Какие геометрические фигуры выложил Дима, Миша, Ваня?
- Сколько всего фигур? Молодцы, быстро справились с заданием.
Воспитатель:
Задание 2. А теперь наши гости предлагают поиграть в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.
- Сколько пальцев на правой руке? (пять)
- Сколько глаз у светофора? (три)
- Сколько носов у двух собак? (два)
- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)
- Сколько хвостов у двух котов? (два)
Все верно показали. Молодцы.
Воспитатель: Открываем следующий конверт.
(на слайде появляются облака).
Задание 3
Смотрите, что это за волшебные облака? (части суток).
- Сколько частей суток в одном дне?(4)
Давайте вместе их назовем (утро, день, вечер, ночь).
Отгадайте загадку ребята:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.( утро)
Молодцы ,правильно.
Назовите какого оно цвета ?(голубое)
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем. (День)
Правильно, молодцы!
А день какого цвета ? (Жёлтого)
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с дет сада
Ужинать пора! (вечер)
А какого цвета вечер? (серого)
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
-А фиолетовым цветом , какая часть суток обозначена,(ночь)
Молодцы, ребята, быстро справились с загадками! А сейчас Машеька и медведь приглашают нас немного отдохнуть . Согласны?
Физкультминутка:
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо повернись, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитатель:
- Хорошо отдохнули ?, а сейчас игра
«Назови пропущенное слово». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
Солнце светит днем, а луна ... (ночью)
Ночью мы спим, а гуляем …(днем)
Утром вы пришли в детский сад, а вернетесь домой…(вечером)
Завтракаем утром, а обедаем…(днем)
Ночью вы спите, а просыпаетесь …(утром)
Молодцы!
Воспитатель:
Задание 4
Слушайте внимательно Маша просит вас помочь посчитать овощи:
На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.
Воспитатель: «Дети, что вы видите?»
Дети: «Овощи».
Уточняю у двоих детей, какие именно.
Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке. …иди, посчитай».
… считает: «Один, два, три, четыре, пять».
Воспитатель: « А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».
Выходит …, считает: « Первый, второй, третий…»
Воспитатель: «…, какой овощ третий?»
…: «Помидор».
Вызываю …, спрашиваю: «…, какой овощ второй, четвертый, пятый?»
…отвечает: «Лук, перец, огурец».
Ребята, посмотрите, Маша поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»
«Который теперь огурец?»
«Который по счету помидор?»
«Помидор?»
Воспитатель:
Задание 5
- Ребята, Маше и Медведю понравилось, как вы справились с заданиями. И они дарят вам волшебные картинки. Чтобы отгадать, что за рисунок, надо соединить цифры по порядку от 1 до 10.
Воспитатель:
Задание 6
- А теперь последний конверт с заданием и прочитаю (выполняет один ребенок)
. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».( перед ребёнком стоит сундук с подарками внутри)
Анализ занятия:
Воспитаетель:
- Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?
Что мы делали сегодня на занятии? В какие игры мы играли? (играли в игру «Молчанка», считали время суток по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Что вам больше всего понравилось? Что для вас было самым интересным? Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.
Воспитатель:
- Ребята, Маша и Медведь благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...
Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...
Обобщение педагогического опыта работы в старшей группе на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры...
обобщение опыта работы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
обобщнеие работы по математическому развитию...
(Обобщение педагогического опыта) Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
Обобщение педагогического опыта...
Обобщение педагогического опыта Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
Обобщение педагогического опытаТема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»...