Развивающее пособие «Коробочки с сюрпризом»
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Пояснительная записка.
В ФГОС ДО указывается, что реализация основной образовательной программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. Одной из таких форм является познавательно-исследовательская деятельность. И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности уже в раннем возрасте – детское экспериментирование.
Развивающие возможности игрового пособия.
Как у взрослых, так и у ребёнка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов. В процессе экспериментирования малыш получает новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребёнку строить новые , более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт ребёнку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия. Игры детей с представленным пособием удовлетворяют возрастную потребность детей раннего возраста в предметно-манипулятивной деятельности и развивают мелкую моторику.
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:
Во-первых, быть новыми и неопределёнными. Высокая степень неопределённости требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределённые предметы вызывают у ребёнка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребёнок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.
Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определённых усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребёнка эффект.
Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребёнка, это противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными (например, обычный мячик, который издаёт неожиданные звуки, или слишком тяжёлый мяч, который трудно катать по полу; или обычная коробочка, которая легко и просто открывается или коробочки с разными способами открывания).
Методика использования пособия в работе с детьми.
Цель: стимулировать познавательную и самостоятельную поисковую активность детей раннего возраста в процессе экспериментирования с предметами.
Задачи:
образовательные
-познакомить детей с разными способами открывания и закрывания коробочек;
развивающие
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать речь детей в процессе ознакомления с содержимым коробочки: называть спрятанную игрушку, развивать звукоподражание;
воспитательные
-стимулировать интерес к действиям с предметами;
-поддерживать самостоятельные действия.
В задачу педагога входит: привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «сюрприз» (игрушка-животное, звучащий предмет); стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребёнка предложенную задачу. Если ребёнок после долгих безуспешных попыток отказывается о решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребёнок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно надо похвалить его, вместе рассмотреть находку, а потом спрятать её, чтобы дать возможность повторить найденное «открытие».
Способ можно считать освоенным тогда, когда ребёнок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.
А в дальнейшем к самостоятельным играм с коробочками.
Литература:
1. «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность».
ж. «Дошкольное воспитание» № 2 - 2009
2. «Мир в картинках». ж. «Обруч» № 6 – 2006
Описание техники изготовления игрового пособия.
В пособие входят коробочки, которые открываются различными способами (со съемными крышечками; с различными затворами; предполагающие неизвестные способы открывания: открывающимися как «сундучок»; выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала. Особенно интересны детям прозрачные коробочки, где можно увидеть, что находится внутри; с застёжками-молниями, с крышкой на кнопочках.
Коробочки подобраны (или изготовлены) таким образом, чтобы дети могли не только рассматривать их, но и брать в руки, манипулировать ими, что способствует развитию мелкой моторики рук.
Внутри каждой коробочки должен находиться какой-нибудь маленький предмет (можно звучащий), так как наличие сюрприза позволяет надолго удержать внимание и интерес ребёнка к представленному пособию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_igra_korobochki_s_syurprizom_na_konkurs.doc | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий практико-ориентированный проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность» «Коробочка с сюрпризом».
В семье родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка, забывая о том, что орехи является обязательным и незаменимым продуктом детского питания, так как по сво...
конспект ОД "Коробочка с сюрпризом"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по изучению татарского языка...
Коробочка мышка - сюрприз
Поделка к новому году - году Крысы...
Лепная миниатюра или коробочка с сюрпризом (по мотивам русских народных сказок).
Задачи: Учить детей лепить миниатюры. Продолжить знакомство с видами рельефной лепки(барельеф, горельеф, контральеф ). Показать возможность создания горельефа в спичечном коробке. Развить мелкую мотор...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет (конструирование из бумаги) «Коробочка с сюрпризом»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет(конструирование из бумаги)«Коробочка с сюрпризом»...
Лэпбук \'Коробочка с сюрпризом".
Многофункциональное дидактическое пособие «Коробочка с сюрпризом» Кто не любит сюрпризы? Все любят сюрпризы, особенно дети.Хотим представить вашему вниманию многофункциональное ...
Развивающее пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию исследовательских навыков: "Шумовые коробочки «Шумелки»
В данном материале я делюсь аннотацией к развивающему пособию по формированию исследовательских навыков "Шумовые коробочки "Шумелки", выполненное своими руками из бросового материала....