Методические рекомендации "Ориентировка в пространстве"
методическая разработка по математике на тему

Без практической ориентировки ребёнка в пространстве, невозможно формирование пространственных представлений и понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_orientirovka_v_prostranstve.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

«Ориентировка в пространстве»

Вторая младшая группа:

Ориентировка в пространстве начинается с ориентировки в расположении частей  своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.).

Дидактическая игра: «Купание куклы» (воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.).

Относительно от себя (впереди - сзади, вверху - внизу, справа - налево) игра с подвесным шариком способствует усвоению понятий вверх, вниз.

Различать правую и левую руки.

Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?» (нельзя ставить, сажать детей друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства).

Средняя группа:

Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя и двигаться в заданном направлении

(вперед- назад, направо - налево, вверх- вниз).        

Дидактическая игра: «Куда бросим мяч?», «Найди спрятанную игрушку»;

обозначать словами положение предметов (справа от меня дверь, слева окно, сзади игрушки);

 Знакомство с пространственными отношениями (далеко – близко, дом стоит рядом, береза растет далеко) целесообразно проводить не только в группе, но и на участке.

  Старшая группа:

Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве (слева - справа, внизу- вверху, впереди (спереди)- сзади( за), между, рядом, с) двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками- указателями и направлениями движения (вперед, назад, направо.. и т. д.)

Дидактическая игра: «Кто, где стоит?», «Поезд», «Найди игрушку», «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, иди до конца, поверни на право».

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов « Я стою между Машей и Саше, за Соней, перед Даней, около Лизы».

Обозначать в речи взаимное расположение предметов  «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит пирамидка, сзади машина, а впереди мишка».

Ориентировка на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу) «Клумба», «Забей гол»;

знакомство с клеткой;

формировать умение ориентироваться в плане , таблице «Заселяем жильцов».

Подготовительная группа:

Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (лист бумаги, доска и т. д.)

Наряду с этим формируются более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний край листа, левый верхний, левый нижний, правый верхний, левый нижний;

полезно  проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе;

дидактическая игра: «Опиши пут сказочного героя», «Запомни - расскажи»;

располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (справа, слева, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, перед, за, между, рядом и т. д.).

Совершенствовать  умение ориентироваться в  плане, схеме, маршрутной карте.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз);

Самостоятельно передвигаться по карте в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Вывод: без практической ориентировки ребенка в пространстве, невозможно

               формирование пространственных представлений и понятий.

Используемая литература:

Л.Г. Петерсон «Игралочка».

Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада».

В. П. Новикова « Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию предметного пространства развивающей среды

О понятии и сущности развивающей среды, принципах построения предметно-развивающей среды. О внешнем интерьере детского сада и прилегающей территории. Предметно -развивающая среда нашего детского сада....

Методическая разработка по теме "Экологические пространства в детском саду"

материал интересен для оформление групп,увлекательные пособия материал подобран с возрастными особенностями...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Методическая разработка: "Развитие зрительного восприятия и глубины пространства при ознакомлении с графическими изображениями"

Данный учебный материал представлен в форме презентации в рамках авторского проекта, в помощь педагогам и детям с нарушением зрения при работе с сюжетными изображениями. Количество слайдов обусловлено...

Методические рекомендации по организации развивающего пространства в возрастных группах для детей с ОНР

Особенности организации развивающего пространства в возрастных группах для детей с нарушениями речи....

Методическая разработка: НОД с детьми первой младшей группы «Ориентировка в пространстве (на, под, в)»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмипервой младшей группы «Ориентировка в пространстве (на, под, в)»...