Методические рекомендации "Ориентировка в пространстве"
методическая разработка по математике на тему
Без практической ориентировки ребёнка в пространстве, невозможно формирование пространственных представлений и понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_orientirovka_v_prostranstve.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ориентировка в пространстве»
Вторая младшая группа:
Ориентировка в пространстве начинается с ориентировки в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.).
Дидактическая игра: «Купание куклы» (воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.).
Относительно от себя (впереди - сзади, вверху - внизу, справа - налево) игра с подвесным шариком способствует усвоению понятий вверх, вниз.
Различать правую и левую руки.
Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?» (нельзя ставить, сажать детей друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства).
Средняя группа:
Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя и двигаться в заданном направлении
(вперед- назад, направо - налево, вверх- вниз).
Дидактическая игра: «Куда бросим мяч?», «Найди спрятанную игрушку»;
обозначать словами положение предметов (справа от меня дверь, слева окно, сзади игрушки);
Знакомство с пространственными отношениями (далеко – близко, дом стоит рядом, береза растет далеко) целесообразно проводить не только в группе, но и на участке.
Старшая группа:
Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве (слева - справа, внизу- вверху, впереди (спереди)- сзади( за), между, рядом, с) двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками- указателями и направлениями движения (вперед, назад, направо.. и т. д.)
Дидактическая игра: «Кто, где стоит?», «Поезд», «Найди игрушку», «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, иди до конца, поверни на право».
Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов « Я стою между Машей и Саше, за Соней, перед Даней, около Лизы».
Обозначать в речи взаимное расположение предметов «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит пирамидка, сзади машина, а впереди мишка».
Ориентировка на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу) «Клумба», «Забей гол»;
знакомство с клеткой;
формировать умение ориентироваться в плане , таблице «Заселяем жильцов».
Подготовительная группа:
Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (лист бумаги, доска и т. д.)
Наряду с этим формируются более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний край листа, левый верхний, левый нижний, правый верхний, левый нижний;
полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе;
дидактическая игра: «Опиши пут сказочного героя», «Запомни - расскажи»;
располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (справа, слева, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, перед, за, между, рядом и т. д.).
Совершенствовать умение ориентироваться в плане, схеме, маршрутной карте.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз);
Самостоятельно передвигаться по карте в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
Вывод: без практической ориентировки ребенка в пространстве, невозможно
формирование пространственных представлений и понятий.
Используемая литература:
Л.Г. Петерсон «Игралочка».
Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада».
В. П. Новикова « Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по созданию предметного пространства развивающей среды
О понятии и сущности развивающей среды, принципах построения предметно-развивающей среды. О внешнем интерьере детского сада и прилегающей территории. Предметно -развивающая среда нашего детского сада....
Методическая разработка по теме "Экологические пространства в детском саду"
материал интересен для оформление групп,увлекательные пособия материал подобран с возрастными особенностями...
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
Методическая разработка: "Развитие зрительного восприятия и глубины пространства при ознакомлении с графическими изображениями"
Данный учебный материал представлен в форме презентации в рамках авторского проекта, в помощь педагогам и детям с нарушением зрения при работе с сюжетными изображениями. Количество слайдов обусловлено...
Методические рекомендации по организации развивающего пространства в возрастных группах для детей с ОНР
Особенности организации развивающего пространства в возрастных группах для детей с нарушениями речи....
Методическая работа с кадрами по проблеме: «Развитие у дошкольников представлений практических ориентировок в пространстве»
Семинар«Развитие у дошкольников пространственных представлений»...
Методическая разработка: НОД с детьми первой младшей группы «Ориентировка в пространстве (на, под, в)»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмипервой младшей группы «Ориентировка в пространстве (на, под, в)»...