Методические рекомендации по организации развивающего пространства в возрастных группах для детей с ОНР
статья по логопедии на тему

Назарова Татьяна Николаевна

Особенности организации развивающего пространства в возрастных группах для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendacii.docx247.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР-ДС № 53 «ЁЛОЧКА»

Г.Тамбов

Назарова Т.Н.

воспитатель I квалификационной категории

Методические рекомендации

По  организации развивающего пространства в группах для детей с общим недоразвитием речи

Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.

Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Младшая группа

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении младшей  группы для детей с речевыми нарушениями  нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, в связи с чем не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. В группе должны быть 2—3 больших надувных мяча, средние и мелкие мячи, ленты на колечках, обручи, игрушка - кольцеброс. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия), в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Для этой цели рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные представления об окружающем. Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.

У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патологией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается центр экспериментирования «Мы познаем мир» — место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов: «Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в аквариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.

Особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить», оснащенный наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза, наборами игрушек для проведения артикуляционной и ритмической гимнастики, подборками предметных картинок по изучаемым лексическим темам, так как ведется активная работа по накоплению, уточнению и расширению словаря дошкольников.

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш  идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки, интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.

Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. В младшей группе под зеркалом располагается полка для картотек предметных картинок и речевого материала (уточнение произношения в звукоподражаниях, произношения гласных и согласных раннего онтогенеза), а также скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным динозавриком. Логопед может подобрать такую игрушку-«помощницу» для проведения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.

Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован парой детских столиков и несколькими детскими стульчиками.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем, чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности  детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.

В кабинете логопеда младшей группы рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для совершенствования чувственного опыта детей, формирования перцептивной деятельности, знакомства с разными способами обследования предметов, развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

При этом следует помнить, что, организуя места для свободной деятельности детей, необходимо учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждую папку или коробку комплектуются крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением; формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Составляет  еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

На двери кабинета или отдельном стенде логопед размещает график и расписание работы, список детей по подгруппам (который регулярно обновляется), советы и методические рекомендации родителям.

При оформлении микрозон в младшей группе для детей с нарушениями речи особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов, схем, например алгоритма одевания в раздевалке, алгоритма умывания в туалетной комнате, схем построек в центре «Маленькие строители» и алгоритма сбора пирамидки в уголке «Маленькие конструкторы», пиктограмм в туалете и у входных дверей. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного гнозиса.

Средняя группа

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней  группы для детей с нарушениями речи  связано с особенностями развития этого возраста дошкольников. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и в то же время иметь свои, только ей присущие особенности, что прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предоставлять достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.        

Удовлетворяя потребности детей в движении, можно оборудовать в группе «Дорожку движения», где с помощью символов или фотографий указываются двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, «алгоритмам».Такие схемы и «алгоритмы» можно поместить и в центре конструирования, и в центре «Учимся строить». Это обеспечит развитие самостоятельности и инициативности детей.                                            

Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с
общим недоразвитием речи объекты с искаженными пропорциями и неестественных цветов. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую  территорию, для этого рекомендуется иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики. При этом пятый   год жизни — время расцвета сюжетно-ролевых игр, сюжеты которых связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п.  

 В связи с чем в игровых наборах должны присутствовать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. Следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

Продолжая работу по развитию представлений детей об окружающем мире, следует продумать оснащение групповой лаборатории. В ней должны появиться такие инструменты, как большая лупа и игрушечные весы. Более разнообразными становятся и природные материалы. Так, кроме песка и воды в лабораторию можно принести контейнер с глиной, контейнеры с сыпучими материалами, пальчиковые бассейны с более мелкими наполнителями (чечевицей, горохом).

В средней группе для детей с нарушениями речи особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого рекомендуется приобрести достаточное количество мозаик среднего размера, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В группе начинается постановка и автоматизация звуков. И особое внимание нужно уделить оборудованию уголка «Будем говорить правильно». В нем появляются не только картинки для автоматизации и дифференциации звуков, но и настольно-печатные игры, разнообразные лото и домино. Воспитатели также должны подумать о том, какими играми стоит пополнить картотеку словесных и коммуникативных игр.

А в центре «Здравствуй, книжка!» целесообразно разместить не только первые детские энциклопедии и журналы, но и книжки-самоделки, книжки-раскраски.

В кабинете логопеда развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Необходимо еженедельно обновлять дидактические игры и материалы в центрах речевого, сенсорного и моторного развития. На полках или стеллажах постоянно должно быть представлено достаточное количество игр и пособий по всем направлениям работы. Картотеки картинок и игр постоянно нужно расширять и дополнять. Если раздаточный материал в младшей группе рассчитывался на подгруппу из трех человек, то в средней логопедической группе его количество увеличивается.

Старшая группа

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении старшей группы для детей с речевыми нарушениями, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Особенно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. Их количество в развивающих центрах необходимо увеличить. Они должны стать разнообразнее. В возрасте 5 лет у детей происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С). Действия, связанные с намерением  что-то запомнить, впервые проявляются именно в этот период. Поэтому важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни важно обучать сравнивать предметы, воспринимаемые посредством разных органов чувств. Совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение, так как способствует развитию восприятия, мышления и речи, в связи с чем, особое внимание следует уделить оснащению групповой лаборатории.

Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. Так, в центре сюжетно-ролевых игр должны появиться атрибуты для игры в школу, а в речевом центре — лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, поэтому особое значение приобретает использование игр-соревнований.        У детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Так, в оформлении группового помещения, раздевалки, логопедического кабинета должны появиться интересные цветовые сочетания, необычные дизайнерские решения. Можно привлечь к оформлению помещений и самих детей. 

Подготовительная к школе группа

Подготовительная к школе группа — последний год пребывания дошкольника в детском саду и очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации развивающей среды. В группе необходимо иметь (в групповой библиотеке) достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы, глобус. Дидактические игры, имеющиеся в группе, должны развивать познавательные интересы.                                                                                6 лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у детей с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии. Для этого нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. Так, уголок «Будем говорить правильно» необходимо оснастить картотекой разнообразных словесных игр, упражнений для совершенствования грамматического строя речи, навыков языкового анализа и синтеза.                                                                Учитывая интерес шестилетних дошкольников к работе в тетради и необходимость подготовки руки к письму, в данной возрастной группе следует сделать акцент на развитие графомоторных навыков. В уголке для художественного творчества или в уголке «Будем говорить правильно» должны быть представлены все необходимые материалы для обводки по контуру и штриховки (плоскостные изображения игрушек, животных, машин, овощей и фруктов, букв и цифр), шаблоны, штампы, прописи для дошкольников, рисунки с недостающими деталями. Для профилактики нарушений письменной речи можно сделать подборку разнообразных занимательных заданий: карточки с наложенными изображениями букв и цифр; карточки с буквами и цифрами, изображенными точками; карточки с «зашумленными» и заштрихованными буквами и цифрами и т. п.                 В подготовительной к школе группе и логопед, и воспитатели должны уделять особое внимание состоянию фонематической системы языка своих воспитанников, их способности к слуховой дифференциации фонем, так как процесс постановки звуков уже завершен, и работа должна быть направлена на дифференциацию их в речи. В уголке «Будем говорить правильно» желательно иметь картотеку предметных картинок или специальные альбомы.                                                                                 Пространственную среду необходимо организовать таким образом, чтобы предоставить детям возможности для самостоятельного изучения окружающих предметов, стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения, дошкольники с общим недоразвитием речи могут испытывать в такой деятельности определенные трудности. Они могут выполнить определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком случае взрослый должен стать равноправным партнером детей в их исследовательской деятельности и оказывать им необходимую помощь.  В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства в группе.                Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами проводимые в подготовительной группе, помогают формировать личностную и нравственную саморегуляции. Поэтому игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий. Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе  которой ребенок создает что-то нужное, полезное. В связи с этим уголок продуктивной деятельности комплектуется материалами, необходимыми для изготовления поделок детьми. Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.

Литература:  Н.В.Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», Санкт-Петербург : «Детство-Пресс», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом пространстве ДОУ. Центр экологии и экспериментирования.

Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации РППС группы (центр экологии, экспериментирования) с учетом рекомендаций ФИРО....

Консультация для родителей «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема: «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».Цель: Познакоми...

Методические рекомендации «Единое эколого-развивающее пространство для детей дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры. Стенд «Эколята-дошколята»

Подробные методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию у дошкольников экологической культуры по средствам Эко-стенда-"Эколята-дошколята"...

Кейс "Методические рекомендации по организации социально-значимого поли возрастного пространства развития дошкольников".

    В  кейсе  представлены  материалы  из  опыта  работы  МДОУ  «Детский  сад  «Огонёк»  г. Надыма»...