Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Александрова Елена Борисовна

Учить детей применять свои знания в изменившихся условиях: "Космическое путешествие". Умение делить квадрат на восемь равных частей, путем складывания по диагонали. Упражнять детей в сложении и вычитании чисел. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение анализировать, логически мыслить. Учить детей преодолевать трудности, вызвать у детей желание прийти на помощь, давать самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Кстовского

муниципального  района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 41 села Чернуха

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Космическое путешествие».

                                   Воспитатель: Александрова Елена Борисовна

                                        МБДОУ д./с. № 41, с.Чернуха.

                                              2015 г.

Задачи:

Учить детей применять свои знания в изменившихся условиях: «Космическое путешествие». Умение делить квадрат на восемь равных частей, путем складывания по диагонали. Упражнять детей в сложении и вычитании чисел. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение анализировать, логически мыслить. Учить детей преодолевать трудности, вызвать у детей желание прийти на помощь, давать самооценку.

Методические приемы:

Игровая ситуация, внесение письма, проблемная ситуация, сюрпризный момент.

Словарная работа:

Активизация словаря – планета, капитан, ракета, профессор.

Формирование словаря – одна восьмая, две восьмых.

Материал:

Игра «Сфинкс» на каждого ребенка, фишки, квадрат из цветной бумаги, ножницы, набор геометрических фигур разного размера и цвета, три обруча, образцы игрушек, составленных из восьми треугольников, плакат с изображением «Луношки» и примеров.

Предварительная работа:

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, деление квадрата и круга на четыре части, классификация геометрических фигур по двум признакам (цвет и форма, величина и цвет).

Ход занятия.

Воспитатель

Предполагаемые ответы и действия детей

-Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте посмотрим от кого. Оно от профессора Знайкина. Он приглашает побывать на планете «Математика».

- Ребята, вы хотите попасть на эту планету?

- А на чем мы можем долететь до планеты?

- Давайте займем свои места и изготовим из деталей «Сфинкса» нашу ракету (показываю образец постройки, провожу индивидуальную работу: детям, которые испытывают затруднения даю подсказку, с чего начать работу, с какой детали. Детей, которые закончили быстрее остальных, прошу оказать помощь: - Вова, ты уже справился- помоги, пожалуйста, Ире, чтобы она побыстрее отправилась в полет).

- Ну вот, наши ракеты готовы. Ребята, у каждого космического корабля должен быть капитан. Как же нам его выбрать?

- Каким должен быть капитан?

- Правильно, а еще он должен быть сообразительным и внимательным. Сейчас мы его выберем. Я вам буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. У кого фишек окажется больше, тот и будет капитаном.

- Сколько ушей у двух малышей?

- Сколько концов у одной палки?  А у двух палок?

- Сколько дней в неделе?

- Ты, да я, да мы с тобой – это сколько человек?

- Сколько шей у пяти журавлей?

- Четыре ноги, а ходить не может.

- Сколько хвостов у двух ослов?

- Какой день недели наступит после воскресенья?

- На столе стоит три стакана с ягодами. Ваня съел один стакан ягод. Сколько стаканов стоит на столе?

- Стоит дуб, на дубу три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок ?

- Сколько будет два плюс три?

- Сколько месяцев в году?

- А теперь, ребята, посчитайте у кого сколько фишек. У кого 2 фишки, 3, 4? Как вы думаете, кто у нас будет капитаном?

- Капитаном у нас будет …

- А теперь нам пора отправляться в путь. Капитан дает обратный отсчет и команду «Пуск!».

- Давайте закроем глаза (включаю таинственную музыку, располагаю на мольберте изображение планеты).

- Вот, ребята, мы с вами и прилетели на нашем космическом корабле на планету «Математика». А как вы думаете, кто живет на этой планете?

- Ну что же, начнем наше путешествие. А вот и первая станция. Здесь живут цифры. С какими цифрами, ребята, вы уже познакомились?

- А что можно делать с цифрами?

- Профессор Знайкин  хочет знать, хорошо ли вы знаете цифры и умеете ли вы считать.

На планете есть космодром и у каждой ракеты есть номер. Но ракеты так много летают, что на некоторых из них стерся номер, а ракеты должны стоять по порядку.  Профессор хочет вас попросить, чтобы вы «вписали» пропущенные цифры (раздаю карточки с пятью ракетами, на одной из которых пропущена цифра).

- Ребята, будьте внимательны, ведь цифры должны стоять по порядку (проверяю правильность выполнения задания).

- Ну вот, ребята, с первым заданием вы уже справились. Но мне кажется, что я слышу какие – то сигналы. Послушайте! Кто – то просит о помощи.

- Посмотрите, дети, какая – то паутина и там внутри кто – то есть. Что нам делать?

- Но ведь это не простая паутина, а космическая. И выручить из беды неизвестное существо мы сможем, если правильно решим примеры.

- Каждый решит по одному примеру, и, я думаю, тогда паутина порвется.

(Провожу  индивидуальную работу).

- Вова, проверь еще раз, правильно ли ты сложил числа.

- Саша, будь внимательна. Сколько будет четыре плюс один?

- Дети, а теперь давайте все вместе проверим, правильно ли вы решили примеры.

- Дима, как ты думаешь, Вова правильно посчитал?

(Когда все примеры решены – «паутина» рвется, появляется космический человечек).

- Посмотрите, ребята, мы с вами освободили какого – то человечка это , наверное, тоже житель планеты. Давайте ему придумаем имя.

- Ребята, я предлагаю взять его путешествовать вместе с нами.

- Как вы думаете, профессор Знайкин будет доволен, если посмотрит, как мы решали?

- Ребята, нам  надо отправляться в путь.  Следующая станция – «Геометрические фигуры».

- Какие фигуры вы знаете?

- Чем фигуры могут отличаться друг от друга?

- На своей планете профессор построил для фигур три дома. А они пошли гулять – заплутались, сбились с пути и не знают куда им идти. Поможем фигурам найти свой дом.

(Подходим к трем обручам. Геометрические фигуры разложены вне обручей.

- В красном обруче должны быть все красные фигуры, в зеленом – все треугольники, а в желтом – все маленькие фигуры. Ребята, вы по очереди будете брать геометрические фигуры и,  определять где у не дом.

- Какая фигура должна лежать на пересечении красного обруча и зеленого?

- Какая фигура должна лежать на пересечении зеленого и желтого обручей?

- Какая фигура должна лежать на пересечении трех обручей?

- Посмотрите, ребята, все ли фигуры попали в свой дом?

- Я теперь надеюсь, что они не потеряются.

- Следующая станция «Разминка».

- Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолет

Раз, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре

И на месте походили.

- Один, два – все вставайте.

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь,

Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

- Мы с вами зарядились, теперь можно отправляться в путь дальше. Следующая станция – стация «Деления».

- Ребята. Вы умеете делить?

- Как можно разделить предмет?

- На сколько частей?

- Вспомните, на сколько частей мы делили квадрат?

- Как мы это делали?

- Сегодня профессор хочет нас научить делить квадрат на восемь частей. Сначала сложим квадрат пополам. А потом?

- Сколько частей у нас получилось?

- Как можно назвать одну часть из четырех?

- А как вы думаете, как надо сложить квадрат, чтобы получилось восемь частей?

- Надо квадрат развернуть и сложить его по диагонали.

- А теперь, сколько частей получилось?

- На какую геометрическую фигуру похожи эти части?

- Как можно назвать одну фигуру из восьми?

- Одна восьмая.

-А теперь, ребята, разрежьте ножницами части и еще раз посчитайте, сколько же частей у нас получилось?

- Ребята, а профессор Знайкин приготовил для вас сюрприз. Оказывается из этих треугольников можно сделать игрушки. И он, ребята, хотел бы вас попросить, чтобы вы сделали такие игрушки и подарили малышам, чтобы они тоже выросли такими же умными и сообразительными. Он приготовил для вас образцы этих игрушек. Сейчас мы с вами потренируемся, как их можно сложить.

- На этом, ребята, нам пора заканчивать свое путешествие. Как вы думаете, профессору понравилось, как мы справились с его заданиями?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто хочет рассказать о себе, что он узнал нового, что было трудно, что легко?

- Ребята, я думаю, что нам тоже надо написать письмо профессору и рассказать о своем путешествии.

- А теперь отправляемся в обратный путь. Капитан дает команду, закрываем глаза и попадем обратно в детский сад.

 

-Да, хотим.

-На самолете, ракете, звездолете.

- Капитан должен быть смелым и храбрым.

- Четыре уха.

- Два конца.

- Четыре конца.

- Семь дней.

- Два человека.

- Пять шей.

- Это стул.

- Два хвоста.

- После  наступит понедельник.

- Три стакана.

- На дубе яблоки не растут.

- Это будет два.

- В году 12 месяцев.

- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

- На это планете наверное живут цифры и фигуры.

(Дети считают от1 до 10)

- Можно складывать, вычитать, сравнивать.

- Надо порвать паутину.

- Выручить.

(Дети решают примеры на сложение и вычитание).

(Дети зачитывают свои примеры, а остальные определяют правильность решения)

- Инопланетянин, Луношка.

- Да, мы решили все правильно.

- Квадрат, круг, треугольник, овал.

- У одних есть углы, а у круга и овала углов нет.

(Дети по порядку берут фигуры, определяют в какой «дом» ее поселить).

- Все красные треугольники.

- Все маленькие треугольники.

- Маленький красный треугольник.

- Да.

(Дети делают движения в соответствии с текстом).

- Да.

- Пополам.

- На две части, на четыре части.

- Мы складывали.

- Сложим еще раз пополам.

- Четыре части.

- Одна четвертая, четверть.

- Еще раз пополам

- Восемь частей.

- Одна восьмая.

(Дети выкладывают на альбомном листе одну из моделей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Встреча с медвежонком»

Детям предлагается полететь на самолете, но самолет ломается и дети приземляются в лесу. Как же им добраться до детского сада? Они встречают мишку, он предлагает выполнить его задания, тогда он покаже...

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в Антарктиду"

Задачи:Закреплять у детей прямой и обратный счет в пределах десяти. Продолжать учить сравнивать и действовать с числами. Развивать умение "читать" схему и строить по ней (палочки Кюизенера), анализиро...

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе: «Путешествие в Антарктиду».

Задачи:Закреплять у детей прямой и обратный счет в пределах десяти. Продолжать учить сравнивать и действовать с числами. Развивать умение "читать" схему и строить по ней (палочки Кюизенера), анализиро...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическое королевство» в средней группе

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в математическое королество" в средней группе...

Конспект познавательного развития по формированию элементарных математических представлений «Пять ключей» для детей средней группы

Конспект познавательного развития по формированию элементарных математических представлений «Пять ключей» для детей средней группы...

Конспект познавательной беседы по формированию элементарных математических представлений «В гостях у Чиполлино»

Конспект познавательной беседы по формированию элементарных математических представлений «В гостях у Чиполлино»...