НОД по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Рудских- Лебедева Ирина Юрьевна

Материал для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей второй младшей группы  по математике

« Стоит в поле теремок»

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине, цвету, форме и количеству.

Программные задачи:

Образовательные — продолжать учить различать понятия много, один, понимать вопрос «Сколько?»;формировать умение различать цвета, сравнивать количество предметов.

Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник.

Закреплять понятия «сначала - потом», «узкий - широкий», «длинный - короткий».

Развивающие — развивать навык подбора пар предметов по размеру; развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве, речь.

Воспитательные — воспитывать эмоционально — положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.

Приемы:

 Художественное слово (стихи), пояснения, поощрение,физминутка, гимнастика для глаз, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: геометрические фигуры,треугольник,  короткая, длинная, один, много.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям с работой с раздаточным материалом «Собери бусы».

Материал:Раздаточный материал «Собери бусы». Картинка с изображением шубы. Картинки к сказке «теремок».Геометрические фигуры - «заплатки».Флажки, вырезанные из бумаги красного, синего, желтого, зеленого цвета.  Две разные по цвету, и ширине дороги.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, игрушечные: мышь, лягушка, заяц, медведь, лиса и макет теремка. Обручи разных размеров. Силуэтные изображения деревьев. Картонные круги - «кочки». Мольберт, фланелеграф.

Ход непосредственно - образовательной деятельности: 

1. Организационный момент.

Звучит сказочная музыка.

Воспитатель:Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказку.

Под аудиозапись дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Вот мы и на полянке.

(Звучит пение птиц и легкая, нежная музыка.)

Воспитатель:

Ребята, что вы видите?

Ответы детей: Теремок.        

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю Мышка бежала,

Теремок увидала.

Показываю игрушечную мышь.

Воспитатель:

К теремку дорожка ведет.

Обращаю внимание детей на дорожку из кружков.

Воспитатель:Посмотрела мышка на дорожку, огорчилась немножко-выложена дорожка не совсем правильно. А давайте исправим ошибку.

Дети выполняют задание. Необходимо исправить ошибку в расположении больших и маленьких кругов.

Воспитатель:Побежала мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут.

Воспитатель:Сколько деревьев?

Дети:Много.

Воспитатель: Какие деревья по размеру?

Дети:Высокие, низкие.

Воспитатель:Какие деревья низкие?

Дети:Елочки.

Воспитатель:Забежала мышка в теремок и стала там жить – поживать да песни распевать.

Выставляется игрушка (мышка) возле домика.

Воспитатель:Сколько зверушек в теремке живет?

Дети:Одна мышка.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

Показываю игрушечную лягушку.

Воспитатель: Ребята, давайте  вместе с лягушкой попрыгаем, поможем преодолеть лягушке кочки на болоте.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.

Один, два, три, четыре, пять -

Лягушка начала скакать.

Прыгают на месте.

С кочки на кочку прыгает,

Прыгают по кругам из картона.

Лапками весело двигает

Разводят руки в стороны.

И говорит нам простые слова:

Ква-ква-ква.

На выдохе произносят «Ква».

Воспитатель:На какую геометрическую фигуру похожи кочки?

Дети:На круг.

Воспитатель:Пока лягушка скакала

Бусы потеряла.

Плачет бедная:

- Беда!

Помогите детвора!

Ну, что ребята поможем лягушке собрать бусы?

Работа с раздаточным материалом «Собери бусы».

На тарелке у каждого ребенка набор геометрических фигур.

Воспитатель поочередно называет фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Затем педагог показывает образец, и дети сравнивают с ним свои работы.

Воспитатель:

Прискакала к теремку Лягушка.

Пустила ее Мышка- норушка.

Стали они вместе жить,

Песни петь и не тужить.

Выставляется  игрушка (лягушка) возле домика.

Воспитатель:Как по полю, полю Зайка бежит,

Достает игрушечного зайца.

У дверей остановился и кричит:

- Ой, беда, беда, беда,

Шубку я порвал вчера.

Вы пустите меня в теремок

Обогреться - я весь продрог.

Давайте поможем Зайке заплатку к шубке подобрать.

Выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением шубы и образцы «заплаток». Дети выбирают подходящий вариант. Зайка благодарит детей.

Воспитатель:А теперь давайте с Зайкой попрыгаем.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

Выставляется игрушка (заяц) возле домика.

Воспитатель:

Тихо, тихо, не шумите,

Кто-то к нам идет сюда.

Ну,  конечно же, Лиса.

Достает игрушечную лису.

- Что за чудо теремок- теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вы пустите в теремок меня.

Будим с вами мы друзья.

Пустили и лисичку в теремок жить.

Ведь она знает много игр.

 Игра «Что сначала, что потом».

 Выложены картинки к сказке «Теремок». Дети расставляют изображенные  эпизоды в правильной последовательности.

Игра «Чего не стало»

Воспитатель:Лисичка решила украсить теремок флажками.

Вывешиваются на теремок бумажные флажки.

Воспитатель:Какого они цвета?

Ответы детей.        

Воспитатель:Давайте представим, что наступила ночь и все закроем глаза.

Убирает один флажок.

Воспитатель:Утром все проснулись и открыли глазки, увидели, что одного флажка не стало.Флажка, какого цвета не хватает?

Выставляется игрушка (лиса) возле домика.

Воспитатель:

А по лесу уж медведь идет.

Вдруг увидел теремок - как заревет.

Достает игрушечного медведя.

Хочет Мишка к теремку подойти,

Да болото у него на пути.

А через болото проложены две дороги.

Две дороги разного цвета и разных размеров.

Воспитатель:Какого они цвета?

Ответы детей.

Воспитатель:Подскажите Мишке, какая дорога короткая?

Ответы детей.

Воспитатель:А зеленая какая?

Дети: Длинная.

Воспитатель:А какая синяя дорога по ширине?

Дети: Широкая.

Воспитатель:А зеленая?

Дети: Узкая.

Воспитатель:

Подошел медведь к теремку и ревет:

Вы пустите меня в теремок!

Испугались звери. Влезет ли в теремок медведь?

Дети: Нет.

Воспитатель:Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:Сколько в теремке зверей?

Дети:Много.

Воспитатель:А Мишка?

Дети:Один.

Воспитатель:Что же делать ведь Мише плохо будет одному в лесу!

Дети решают построить большой теремок.

Выставляется игрушка (медведь) возле теремка.

Воспитатель: Построим теремок вечером, чтобы медведю тоже хватило места в нем. И станут звери жить все вместе, дружно.

Сколько зверушек  будет жить в новом теремке?

Дети:Много.

Итог:                                                

Воспитатель:А сейчас скажите, в какой сказке мы побывали?

Дети:В сказке « Теремок».

Воспитатель:Понравилась вам сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Интересно играть со зверушками?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам было выполнить легко, а какое трудно?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в теремке подарок лежит, это зверушки приготовили для вас гостинцы. Вы ведь хорошо справились с заданиями и помогли всем зверушкам пройти к теремку.

Воспитатель: Всем спасибо. Все молодцы!!!

  1. Подвижная игра «Найди свой домик».

На ковре лежат большие фигуры: круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии дети должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Игра «Разрезные Фигуры»

Воспитатель: Что то, еще в конверте! Какие, то знаки! Кто знает, что они обозначают?

Дети: Красный знак – девочки, синий – мальчики

Воспитатель: Правильно, ребята! За этим столом работают девочки, а за этим мальчики.

Воспитатель: Нужно собрать картинку и вы увидите, что у вас получилось!

Воспитатель: Что же у вас ребята получилось?

Дети: Фигуры.

Воспитатель: Уточняет у детей у кого, какая фигура получилась.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас сделали?

Дети: Собрали фигуры.

Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с заданием?

Дети: Да

Конспект занятия по ФЭМП «Лесная полянка»

во 2-ой младшей группе

Цель:

- Закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?»

- Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте. Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

- Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте путем наложения и приложения друг к другу.

- Развивать внимание, логическое мышление.

- Воспитывать интерес к занятию и совместной деятельности.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги по количеству детей); полоски красного (длинная) и синего (короткая) цвета по количеству детей; паровоз, ёлочки, грибы, морковки, яблоки; игрушки - заяц, лиса и медведь.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я вас приглашаю погулять в лесу. Сейчас мы сядем в поезд и отправимся на лесную полянку, где живёт много животных, и где можно послушать пение птиц.

Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду»

- Ребята, посмотрите на наш поезд и скажите, сможем мы отправиться на нём в путь? Как вы думаете, почему? (У поезда нет колёс.)

- А из чего же нам можно сделать колёса для нашего поезда? Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры. Какие это фигуры? Кто сможет назвать? Ответы детей.

- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру нужно выбрать для того, чтобы сделать колёса для поезда? Почему? (Из кругов, потому что у них нет углов и их можно катать).

- Молодцы! Ну что же, давайте отремонтируем наш поезд и отправимся в путь. (Дети ставят по одному колесу к поезду на фланелеграфе и сами строятся «паровозиком»).

Воспитатель встаёт впереди – он – паровоз, а дети – вагончики.

- Едем в лес, паровоз гудит «Ту - ту»

- Вот мы и приехали на лесную полянку. Но чтобы до неё добраться нужно перейти через ручеек и речку. Ручеек узкий, поэтому через него можно перешагивать, перепрыгивать.

- К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. А речка, какая?

Дети: длинная, широкая.

Воспитатель: Вот мы и на полянке.

(Звучит пение птиц и легкая, нежная музыка.)

Воспитатель: Какая красивая лесная полянка! Давайте сядем и послушаем, как поют птицы.

(Дети садятся на ковер, музыка постепенно умолкает.)

Воспитатель: Оглянитесь вокруг и скажите, что растёт в лесу? (Деревья, грибы, ягоды, цветы).

- Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)

- Они одинаковые, как вы думаете? (Нет) Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая.)

- А как можно узнать, какая – выше, а какая – ниже? Давайте вспомним, как это можно узнать? (Надо поставить их рядом.)

- Какая ёлочка выше, а какая ниже? (Ёлочка справа ниже, а слева выше.)

- Посмотрите, а что еще растёт в лесу? (Грибы.) Они одинаковые? (Нет, один большой, другой маленький.)

- Давайте мы под высокую ёлочку поставим большой грибок, а под низкую маленький.

Дети выполняют задание.

- Дети, посмотрите, а кто это к нам прискакал? (Зайчик).

- Да, это зайчик. А давайте мы его чем-нибудь угостим. А, что зайчик любит кушать? ( Морковку, капусту, яблоки).

Воспитатель достает из корзины морковки. Сколько у нас морковок? Одна или много? (много). А сколько яблок в корзинке? (одно).

Угощаем зайку морковками и яблоком.

- А сейчас сколько морковок? А яблок? (ни одного)

- Ребята, а зайчик говорит, что хочет с нами поиграть. Поиграем с ним?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

- Пока мы играли, зайка уже убежал к себе домой. Посмотрите, дети, кто это идёт к нам? (Лиса)

- А давайте, мы лисичке, сделаем какой - нибудь подарок? Ей будет очень приятно.

- Посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достаёт ленточки).

- Какие они? (разные) По цвету? (синие и красные) А по длине? (длинные и короткие)

- А как проверить? (нужно наложить одну ленточку на другую).

Один ребенок накладывает ленточку одну на другую, совмещая по одному концу.

Воспитатель: Какая ленточка по цвету длиннее? А какая короче? (ответы детей)

Детям раздаются по две ленточки каждому. Они путем наложения определяют длинные и короткие.

- И сейчас ребята давайте нашей лисичке мы повяжем бантик.

(Воспитатель завязывает короткую ленточку.Бантик не получается.)

- Почему у меня никак не получается завязать бант? (потому что ленточка короткая).

- Подскажите, какую нужно взять ленточку? (нужно взять длинную ленточку).

- Бантик завязался, лисичка говорит всем спасибо, теперь она стала ещё краше, чем была, потому что у неё есть красивый бантик.

- Ребята, слышите, кто это топает так по лесу? Да это же мишка – косолапый.

- А давайте мы и мишке тоже что – нибудь подарим. Мы ему сделаем коврик из геометрических фигур. (Воспитатель даёт детям разноцветные фигурки и макет коврика).

Дети по очереди накладывают фигуры, называя их форму и цвет.

- Вот какой красивый коврик получился! Мишка очень доволен подарком! Молодцы, ребята!

- Ну, вот и закончилась наша прогулка по лесной полянке. Нам пора возвращаться в детский сад.

- Давайте скажем всем досвиданья и отправимся обратно на нашем поезде к себе в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...