НОД по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей второй младшей группы по математике
« Стоит в поле теремок»
Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине, цвету, форме и количеству.
Программные задачи:
Образовательные — продолжать учить различать понятия много, один, понимать вопрос «Сколько?»;формировать умение различать цвета, сравнивать количество предметов.
Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник.
Закреплять понятия «сначала - потом», «узкий - широкий», «длинный - короткий».
Развивающие — развивать навык подбора пар предметов по размеру; развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве, речь.
Воспитательные — воспитывать эмоционально — положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.
Приемы:
Художественное слово (стихи), пояснения, поощрение,физминутка, гимнастика для глаз, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: геометрические фигуры,треугольник, короткая, длинная, один, много.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям с работой с раздаточным материалом «Собери бусы».
Материал:Раздаточный материал «Собери бусы». Картинка с изображением шубы. Картинки к сказке «теремок».Геометрические фигуры - «заплатки».Флажки, вырезанные из бумаги красного, синего, желтого, зеленого цвета. Две разные по цвету, и ширине дороги.
Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, игрушечные: мышь, лягушка, заяц, медведь, лиса и макет теремка. Обручи разных размеров. Силуэтные изображения деревьев. Картонные круги - «кочки». Мольберт, фланелеграф.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Звучит сказочная музыка.
Воспитатель:Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказку.
Под аудиозапись дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Вот мы и на полянке.
(Звучит пение птиц и легкая, нежная музыка.)
Воспитатель:
Ребята, что вы видите?
Ответы детей: Теремок.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю Мышка бежала,
Теремок увидала.
Показываю игрушечную мышь.
Воспитатель:
К теремку дорожка ведет.
Обращаю внимание детей на дорожку из кружков.
Воспитатель:Посмотрела мышка на дорожку, огорчилась немножко-выложена дорожка не совсем правильно. А давайте исправим ошибку.
Дети выполняют задание. Необходимо исправить ошибку в расположении больших и маленьких кругов.
Воспитатель:Побежала мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут.
Воспитатель:Сколько деревьев?
Дети:Много.
Воспитатель: Какие деревья по размеру?
Дети:Высокие, низкие.
Воспитатель:Какие деревья низкие?
Дети:Елочки.
Воспитатель:Забежала мышка в теремок и стала там жить – поживать да песни распевать.
Выставляется игрушка (мышка) возле домика.
Воспитатель:Сколько зверушек в теремке живет?
Дети:Одна мышка.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
Показываю игрушечную лягушку.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с лягушкой попрыгаем, поможем преодолеть лягушке кочки на болоте.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.
Один, два, три, четыре, пять -
Лягушка начала скакать.
Прыгают на месте.
С кочки на кочку прыгает,
Прыгают по кругам из картона.
Лапками весело двигает
Разводят руки в стороны.
И говорит нам простые слова:
Ква-ква-ква.
На выдохе произносят «Ква».
Воспитатель:На какую геометрическую фигуру похожи кочки?
Дети:На круг.
Воспитатель:Пока лягушка скакала
Бусы потеряла.
Плачет бедная:
- Беда!
Помогите детвора!
Ну, что ребята поможем лягушке собрать бусы?
Работа с раздаточным материалом «Собери бусы».
На тарелке у каждого ребенка набор геометрических фигур.
Воспитатель поочередно называет фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Затем педагог показывает образец, и дети сравнивают с ним свои работы.
Воспитатель:
Прискакала к теремку Лягушка.
Пустила ее Мышка- норушка.
Стали они вместе жить,
Песни петь и не тужить.
Выставляется игрушка (лягушка) возле домика.
Воспитатель:Как по полю, полю Зайка бежит,
Достает игрушечного зайца.
У дверей остановился и кричит:
- Ой, беда, беда, беда,
Шубку я порвал вчера.
Вы пустите меня в теремок
Обогреться - я весь продрог.
Давайте поможем Зайке заплатку к шубке подобрать.
Выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением шубы и образцы «заплаток». Дети выбирают подходящий вариант. Зайка благодарит детей.
Воспитатель:А теперь давайте с Зайкой попрыгаем.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Выставляется игрушка (заяц) возле домика.
Воспитатель:
Тихо, тихо, не шумите,
Кто-то к нам идет сюда.
Ну, конечно же, Лиса.
Достает игрушечную лису.
- Что за чудо теремок- теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
Вы пустите в теремок меня.
Будим с вами мы друзья.
Пустили и лисичку в теремок жить.
Ведь она знает много игр.
Игра «Что сначала, что потом».
Выложены картинки к сказке «Теремок». Дети расставляют изображенные эпизоды в правильной последовательности.
Игра «Чего не стало»
Воспитатель:Лисичка решила украсить теремок флажками.
Вывешиваются на теремок бумажные флажки.
Воспитатель:Какого они цвета?
Ответы детей.
Воспитатель:Давайте представим, что наступила ночь и все закроем глаза.
Убирает один флажок.
Воспитатель:Утром все проснулись и открыли глазки, увидели, что одного флажка не стало.Флажка, какого цвета не хватает?
Выставляется игрушка (лиса) возле домика.
Воспитатель:
А по лесу уж медведь идет.
Вдруг увидел теремок - как заревет.
Достает игрушечного медведя.
Хочет Мишка к теремку подойти,
Да болото у него на пути.
А через болото проложены две дороги.
Две дороги разного цвета и разных размеров.
Воспитатель:Какого они цвета?
Ответы детей.
Воспитатель:Подскажите Мишке, какая дорога короткая?
Ответы детей.
Воспитатель:А зеленая какая?
Дети: Длинная.
Воспитатель:А какая синяя дорога по ширине?
Дети: Широкая.
Воспитатель:А зеленая?
Дети: Узкая.
Воспитатель:
Подошел медведь к теремку и ревет:
Вы пустите меня в теремок!
Испугались звери. Влезет ли в теремок медведь?
Дети: Нет.
Воспитатель:Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:Сколько в теремке зверей?
Дети:Много.
Воспитатель:А Мишка?
Дети:Один.
Воспитатель:Что же делать ведь Мише плохо будет одному в лесу!
Дети решают построить большой теремок.
Выставляется игрушка (медведь) возле теремка.
Воспитатель: Построим теремок вечером, чтобы медведю тоже хватило места в нем. И станут звери жить все вместе, дружно.
Сколько зверушек будет жить в новом теремке?
Дети:Много.
Итог:
Воспитатель:А сейчас скажите, в какой сказке мы побывали?
Дети:В сказке « Теремок».
Воспитатель:Понравилась вам сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Интересно играть со зверушками?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам было выполнить легко, а какое трудно?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в теремке подарок лежит, это зверушки приготовили для вас гостинцы. Вы ведь хорошо справились с заданиями и помогли всем зверушкам пройти к теремку.
Воспитатель: Всем спасибо. Все молодцы!!!
- Подвижная игра «Найди свой домик».
На ковре лежат большие фигуры: круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии дети должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Игра «Разрезные Фигуры»
Воспитатель: Что то, еще в конверте! Какие, то знаки! Кто знает, что они обозначают?
Дети: Красный знак – девочки, синий – мальчики
Воспитатель: Правильно, ребята! За этим столом работают девочки, а за этим мальчики.
Воспитатель: Нужно собрать картинку и вы увидите, что у вас получилось!
Воспитатель: Что же у вас ребята получилось?
Дети: Фигуры.
Воспитатель: Уточняет у детей у кого, какая фигура получилась.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас сделали?
Дети: Собрали фигуры.
Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с заданием?
Дети: Да
Конспект занятия по ФЭМП «Лесная полянка»
во 2-ой младшей группе
Цель:
- Закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?»
- Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте. Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.
- Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте путем наложения и приложения друг к другу.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к занятию и совместной деятельности.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги по количеству детей); полоски красного (длинная) и синего (короткая) цвета по количеству детей; паровоз, ёлочки, грибы, морковки, яблоки; игрушки - заяц, лиса и медведь.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю погулять в лесу. Сейчас мы сядем в поезд и отправимся на лесную полянку, где живёт много животных, и где можно послушать пение птиц.
Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду»
- Ребята, посмотрите на наш поезд и скажите, сможем мы отправиться на нём в путь? Как вы думаете, почему? (У поезда нет колёс.)
- А из чего же нам можно сделать колёса для нашего поезда? Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры. Какие это фигуры? Кто сможет назвать? Ответы детей.
- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру нужно выбрать для того, чтобы сделать колёса для поезда? Почему? (Из кругов, потому что у них нет углов и их можно катать).
- Молодцы! Ну что же, давайте отремонтируем наш поезд и отправимся в путь. (Дети ставят по одному колесу к поезду на фланелеграфе и сами строятся «паровозиком»).
Воспитатель встаёт впереди – он – паровоз, а дети – вагончики.
- Едем в лес, паровоз гудит «Ту - ту»
- Вот мы и приехали на лесную полянку. Но чтобы до неё добраться нужно перейти через ручеек и речку. Ручеек узкий, поэтому через него можно перешагивать, перепрыгивать.
- К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. А речка, какая?
Дети: длинная, широкая.
Воспитатель: Вот мы и на полянке.
(Звучит пение птиц и легкая, нежная музыка.)
Воспитатель: Какая красивая лесная полянка! Давайте сядем и послушаем, как поют птицы.
(Дети садятся на ковер, музыка постепенно умолкает.)
Воспитатель: Оглянитесь вокруг и скажите, что растёт в лесу? (Деревья, грибы, ягоды, цветы).
- Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)
- Они одинаковые, как вы думаете? (Нет) Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая.)
- А как можно узнать, какая – выше, а какая – ниже? Давайте вспомним, как это можно узнать? (Надо поставить их рядом.)
- Какая ёлочка выше, а какая ниже? (Ёлочка справа ниже, а слева выше.)
- Посмотрите, а что еще растёт в лесу? (Грибы.) Они одинаковые? (Нет, один большой, другой маленький.)
- Давайте мы под высокую ёлочку поставим большой грибок, а под низкую маленький.
Дети выполняют задание.
- Дети, посмотрите, а кто это к нам прискакал? (Зайчик).
- Да, это зайчик. А давайте мы его чем-нибудь угостим. А, что зайчик любит кушать? ( Морковку, капусту, яблоки).
Воспитатель достает из корзины морковки. Сколько у нас морковок? Одна или много? (много). А сколько яблок в корзинке? (одно).
Угощаем зайку морковками и яблоком.
- А сейчас сколько морковок? А яблок? (ни одного)
- Ребята, а зайчик говорит, что хочет с нами поиграть. Поиграем с ним?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
- Пока мы играли, зайка уже убежал к себе домой. Посмотрите, дети, кто это идёт к нам? (Лиса)
- А давайте, мы лисичке, сделаем какой - нибудь подарок? Ей будет очень приятно.
- Посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достаёт ленточки).
- Какие они? (разные) По цвету? (синие и красные) А по длине? (длинные и короткие)
- А как проверить? (нужно наложить одну ленточку на другую).
Один ребенок накладывает ленточку одну на другую, совмещая по одному концу.
Воспитатель: Какая ленточка по цвету длиннее? А какая короче? (ответы детей)
Детям раздаются по две ленточки каждому. Они путем наложения определяют длинные и короткие.
- И сейчас ребята давайте нашей лисичке мы повяжем бантик.
(Воспитатель завязывает короткую ленточку.Бантик не получается.)
- Почему у меня никак не получается завязать бант? (потому что ленточка короткая).
- Подскажите, какую нужно взять ленточку? (нужно взять длинную ленточку).
- Бантик завязался, лисичка говорит всем спасибо, теперь она стала ещё краше, чем была, потому что у неё есть красивый бантик.
- Ребята, слышите, кто это топает так по лесу? Да это же мишка – косолапый.
- А давайте мы и мишке тоже что – нибудь подарим. Мы ему сделаем коврик из геометрических фигур. (Воспитатель даёт детям разноцветные фигурки и макет коврика).
Дети по очереди накладывают фигуры, называя их форму и цвет.
- Вот какой красивый коврик получился! Мишка очень доволен подарком! Молодцы, ребята!
- Ну, вот и закончилась наша прогулка по лесной полянке. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Давайте скажем всем досвиданья и отправимся обратно на нашем поезде к себе в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...