Программа дополнительного образования в младшей группе " Волшебный мир лепки"
методическая разработка (младшая группа)
Программа дополнительного образования в младшей группе " Волшебный мир лепки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyi_mir_lepki.docx | 98.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ образовательное учреждение Родниковская СОШ №32
(дошкольное отделение)
Директор МОУ Родниковская СОШ № 32
________________________/Юрьева А.О./
«___» октября 2023г.
Программа
«Волшебный мир лепки»
Дополнительного образования в младшей группе
На 2023-2024 учебный год
Направление : художественно-эстетическое
Разработали воспитатели:
Лагутина Елена Валерьевна,
Челидзе Ирина Борисовна.
2023 год.
Содержание:
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Срок реализации программы
1.5. Возрастные особенности детей
1.6. Ожидаемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Основное содержание работы
2.2 Календарно-тематический план кружковой работы
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
3.3. Список используемой литературы
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать его руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – художественно-прикладной; по форме организации-кружковой; по времени реализации –годичная.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребёнок приобретает новый сенсорный опыт- чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку к письму. Чем чаще ребёнок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки ,совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами ( в рисовании- карандаш и кисть, в аппликации- ножницы и кисть, в лепке- стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня : «графил» - создавать, рисовать , а первая половина слова « пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал –пластилин, а основным инструментом является рука,(вернее две руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.)
- Принципы и подходы к формированию программы:
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип Доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
З. Принцип Деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности — лепку.
4. Принцип интеграции — сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
1.3. Цели и задачи программы:
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Задачи:
развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца; --воспитывать любовь к близким;
-воспитывать понимание красоты окружающего мира
- Срок реализации программы:
Программа составлена на учебный год для детей младшей группы (3 - 4 года).
Занятия по 15 — 20 минут — 2 раза в месяц.
Форма проведения занятия: подгрупповое (10 - 12 человек)
1.5Возрастные особенности детей младшего возраста (от З до 4 лет)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
- Ожидаемые результаты освоения программы:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
2.Содержательный раздел
2.1. Основное содержание работы:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности — речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся, которые близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
-несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
-в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
-Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
-Для работы использовать плотный картон.
-Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
-После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
2.2. Календарно-тематический план кружковой работы
Дата | Тема | Программное содержание | Материалы | |
«Яблоко» | Закрепить умения детей рисовать пластилином. Напомнить приемы рисования пластилином (отделять по маленькому кусочку и приглаживать его по форме; Способствовать снятию мышечного напряжения и расслаблению. Развивать творческое воображение. | Картон с изображением яблока, заклеенный скотчем, пластилин красного, желтого, зеленого цвета, доски для лепки, стеки | ||
«Рыбки» | Учить детей создавать разнообразные колбаски нужного цвета, смешивать цвета пластилина в виде колбасок или шариков; размазывать пальцем по плоскости. | Картон с изображением рыбок, заклеенный скотчем, пластилин ярких цветов, доски для лепки, стеки | ||
«Бабочка» | Учить детей лепить бабочку нетрадиционным способом, путем разрезания слоеного пластилина. Развивать аккуратность, усидчивость, моторику рук. | Картон, пластилин ярких цветов, карандаши с проволокой, доски для лепки, стеки | ||
«Осенний букет» | Изобразить при помощи пластилина осенние листья, продолжать работу с использованием стеки. Развивать аккуратность, усидчивость, творческие способности. | Листья осенние, пластилин смешанный, картон, доски для лепки, стеки | ||
«Осеннее дерево» | Учить детей изготавливать картины из жгутиков, совершенствовать умение работать с пластилином. | Тонированный картон, пластилин, доски для лепки, стеки |
«Домашние животные» | Закрепить с детьми свойства пластилина. Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, катать шарики и прикреплять их к плоской поверхности.
| Бумага с изображением домашних животных, пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«Елочка-краса» | Познакомить детей с изготовлением поделки из нарезанных коктейльных трубочек, развивать у дошкольников чувство композиции, воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | Силуэты елочек, пластилин, нарезанные разноцветные коктейльные трубочки, доски для лепки, стеки | ||
«Снеговик» | Закреплять умение детей изображать картину из жгутиков, учить доводить начатую работу до конца. | Картон с изображением снеговика, пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«Снегири на веточках» | Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки. | Картон, пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«23 февраля» | Продолжать работу по закреплению умения выполнять работу из жгутиков, вызвать эмоциональный отклик от проделанной работы. | Силуэты танка, машины, самолета, корабля, пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«Цветы для мамочки» | Учить выполнять работу в технике обратной аппликации с использованием контура, развивать усидчивость, мелкую моторику рук. | Пластиковые крышки с изображением контура цветов, пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«Игрушки» | Учить детей изображать объект по контуру, с использованием жгутиков из пластилина, развивать воображение, творческие способности.
| Пластиковые крышки с изображением контура игрушек, пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«Весенний ковер» | Учить детей плетению из жгутиков пластилина, развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. | Пластилин, доски для лепки, стеки | ||
«Ежик» | Учить детей лепить объекты из отдельных деталей, закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов. | Картон, пластилин, зубочистки, доски для лепки, стеки | ||
«Салют в честь Дня Победы» | Учить детей рисованию картин в технике граттаж, развивать усидчивость, внимание, учить доводить начатое дело до конца. | Картон, восковые мелки, пластилин синего, фиолетового или черного цветов, стеки, доски для лепки | ||
«Радужные цветы» | Учить детей создавать картину, используя нетрадиционные техники, знания, полученные в течение учебного года, развивать воображение, композиционные навыки. | Рамка для фото, пластилин, бусины, пайетки, бисер, доски для лепки, стеки |
3.0рганизационный раздел
3.1. Условия реализации программы
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка; учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
-динамичность работы;
-учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
Реализация Программы в соответствии с ФОП ДО осуществляется в ходе кружковой работы, в совместной (партнёрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие воспитанников.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
к материально-техническому обеспечению программы: оборудование, оснащение.
3.3. Список используемой литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство
Скрипторий, 2003
2. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми З — 4 лет» Конспекты занятий.
М., Мозаика — Синтез, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...
Рабочая программа дополнительного образования в младшей группе на 2017-2018 учебный год
Программа дополнительного образования составлена к структуре ООП дошкольного образования на основе особенностей "Программы "Оберег" и ее подпрограммы "Гуленьки" Е.Г. Дороновой...
Рабочая программа дополнительного образования (1 младшая группа)
Данная рабочая программа дополнительного образвования по детскому экспериментированию в 1 младшей группе поможет воспитателям организовать кружковую работу с детьми раннего возраста....
программа дополнительного образования в младшей группе "В гостях у сказки"
Программа дополнительного образования во второй младшей группе«В гостях у сказки» авторВоспитатель:Чуборева Л.М....
Программа дополнительного образования в младшей группе
Программа дополнительного образования .Нетрадиционное рисование " Волшебные краски ".Младшая группа...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Программа дополнительного образования в младшей группе " Волшебный мир лепки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30004118","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Волшебный мир лепки...