Обобщение опыта работы
материал по математике на тему
Конструктивные игры, как одна из форм изучения и закрепления математических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_3.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Теремок»
город Новоалтайск, Алтайский край
Обобщение опыта работы
«Конструктивные игры дошкольников, как одна из форм изучения и закрепления математических знаний»
Разработала воспитатель: Янкина Е.Г.
Новоалтайск 2017 г.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Тема моей творческой работы: «Конструктивные игры дошкольников, как одна из форм изучения и закрепления математических знаний».
Выбрала я её потому, что она актуальна в настоящее время.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки. Систематически перестраивается содержание обучения математики в детском саду. В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму, как конструирование, потому что оно прежде всего направлено на развитие логического мышления. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников.
Я поставила цель:
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством конструктивных игр.
Чтобы данная работа стала более эффективной, мне необходимо решить следующие задачи, представленные на слайде:
1. Развивать любознательность дошкольников .
2. Воспитывать умение рассуждать, экспериментировать и доказывать собственные “открытия”.
3. Развивать математические способности с помощью конструктивной деятельности.
Работу по реализации проекта начала c анализа конструктивных навыков и развития математических способностей и увидела, что дети с удовольствием и интересом сооружают разнообразные постройки, играют продолжительное время, но математические знания и способности развиты не достаточно, слабо. Поэтому, я пришла к выводу, что мне необходимо пополнить математические знания и развить способности дошкольников с использованием конструктивных игр.
Для этого я изучила передовой опыт педагогов, методическую литературу, которая представлена на слайде:
1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 2006.
2. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2001.
3. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 2008.
4.Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх с Lego- конструктором.
На втором этапе работы была изучена и обновлена предметно – развивающая среда, которая включает в себя различные виды конструкторов и конструктивные игры. В группе множество конструкторов: деревянные, пластмассовые, бумажные, текстильные, конструкторы Лего и другие. Каждый вид конструктора – это творчество ребёнка, желание создавать что-то новое и радоваться результатам своего творчества.
Конструктивные игры, которые я использую на развитие математических способностей.
Игры со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера.
Палочки Кюизенера Они помогают различать расположение предметов в пространстве, осознать математические понятия, сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества, осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка, освоить навыки – сложение и вычитание. Это занимательный игровой материал, который помогает в освоении законов математики.
Я широко использую в своей работе игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Это:
Игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». «Волшебный круг», «Вьетнамская игра»
Эти игры ещё называют «Геометрическим конструктором». Они способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, а также развитию конструктивных умений.
Блоки Дьёнеша
Универсальная развивающая игра для развития логического мышления, формирования представления о множестве, поможет овладеть основами математики и информатики.
Кубики Никитина способствуют развитию логического мышления и сообразительности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования.
Деревянный конструктор.
Собирая его, ребёнок исследует форму предметов (форму, размер) и познаёт физические явления (равновесие, подвижность).
Пластмассовый конструктор.
Конструктор помогает развивать у детей пространственное мышление, понимание цвета и формы, а также моторные навыки.
Лего конструктор.
Расширяет представление о предметах и явлениях, развивает умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов.
В современных условиях Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на достижение одной из главных целей: обеспечение качества дошкольного образования.
Ни для кого не секрет, что математика - сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!! Поэтому овладеть основами математики можно с помощью конструктивных игр.
Опыт и практика показывают, что для развития математических способностей посредством конструктивных игр одних занятий недостаточно. Поэтому я организовала кружок « Чудо конструктор ».
Разработала план работы, где активными участниками стали родители, дети и педагоги. Использовала следующе формы работы:
1 Занятия по математике, Например: путешествия, сказки, соревнования, КВН, что повышает заинтересованность детей в выполнении заданий.
2. Игровая деятельность: Например: «Узнай форму», «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются», «Сложи фигуры», «Сколько?», Исправь ошибку», «Чего не стало », «Назови соседей», «Построй по схеме», «Строители», «Задачи и головоломки» и др.
3. Проектная деятельность. Например: «Детский сад», «Железная дорога» «Наш город», «Техника», Инопланетяне и др.
Технология проектного обучения даёт возможность дошкольникам овладеть поисковой деятельностью и представить свой труд широкой публике. Например, в 2015 году мы участвовали в городском конкурсе проектов по Лего конструированию. Наш проект назывался «Детский парк будущего». Мы стали победителями в номинации: «Самый фантастический проект».
Работая над этой темой, я провела анкетирование родителей: «Конструктор – любимая детская игрушка» и консультации: «Конструирование для дошкольников», «Значение конструирования в развитии математических способностей детей», «Конструктивные игры, как одна из форм изучения и закрепления математических знаний». Показала открытые занятие для родителей: КВН, «Путешествие по сказкам». Опубликовала опыт работы «Конструктивные игры дошкольников, как одна из форм изучения и закрепления математических знаний». Разработала методические рекомендации для педагогов и выставила информацию на сайте.
Работая в этом направлении, я добилась определённых результатов в развития математических способностей детей с использованием конструктивных игр.
У дошкольников улучшилось:
- развитие логического мышления, памяти, сообразительности и смекалки;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов;
- развитие комбинаторных навыков, понимания, что в математике необходимо уметь доказывать;
- развитие исследовательских навыков;
- развитие понимания взаимосвязи математики с окружающим миром.
На заключительном этапе, я систематизировала данную проблему, подвела итоги, увидела результаты работы:
Дошкольники активно участвуют во Всероссийских конкурсах: Например: «Хочу все знать» Просветова Вика , «Мы считаем все подряд» Тюков Артем , международной олимпиаде «Математический калейдоскоп» Русанов Дима, где дошкольники стали победителями.
Конструирование делает процесс развития дошкольников интересным и занимательным.
Создает уверенность в собственных силах.
Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих дошкольников, чтобы дети радовались своим открытиям, чтобы у них формировалась вера в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Обобщение опыта работы по кружковой работе
На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы: ...