Кружок « Всезнайка».
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Программа кружка «Всезнайка» рассчитана на детей 5-6 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью рабочей учебной программы «Всезнайка» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.
Принципы, лежащие в основе программы:
-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности и посильности;
-принцип учета возрастных особенностей детей;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vseznayka_2.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 2 «Светлячок»,
Тамбовска область, город Жердевка.
Грачёва Ольга Николаевна.
воспитатель
Кружок « Всезнайка».
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Программа кружка «Всезнайка» рассчитана на детей 5-6 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью рабочей учебной программы «Всезнайка» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.
Принципы, лежащие в основе программы:
-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности и посильности;
-принцип учета возрастных особенностей детей;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Цель:
Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических играх.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Принципы и подходы в организации кружка
- умственное развития дошкольника.
- индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Актуальность: Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр.
Перспективный план работы кружка « Всезнайка»
для детей старшей группы
№ | Месяц | Тема. Цель. |
1. | Сентябрь. | Цвет, форма. Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор». ( Используя игры Никитина). |
2. | Размер. Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки». ( Используя мозаику). | |
3. | Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». | |
4. | Счёт, порядковые числительные в пределах 5. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 5, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание , логическое мышление. | |
1. | Октябрь. | Пространственные представления. Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Игра: «Что, где» |
2. | Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | |
3. | Счет до 5. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 5. ( Используем кубики Никитина). Игра: « Обведи правильную цифру» | |
4. | Первое занятие. Интеллектуальные игры Б. П. Никитина « От простого к, сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту. | |
1 | Ноябрь. | Второе занятие. Интеллектуальные игры Б. П. Никитина « От простого к, сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту. |
2. | Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление « Воздушные шары». ( Использовать мозаику из пуговиц). | |
3. | Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. ( Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки). | |
4. | Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям математикой. | |
1. | Декабрь. | Объём. 1 занятие. Цель: Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания. Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел. Воспитывать умение работать малыми группами. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька »). |
2. | Объём. 2 занятие. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8. Развивать графические умения. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант). | |
3. | Счет . Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | |
4. | Задачи на смекалку. Занятие 1.Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | |
1. | Январь. | Задачи на смекалку. Занятие 2. Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение. |
2. | Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: « Котёнок». | |
3. | Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
1. | Февраль. | Способы измерения. Занятие 1. Цель: Закрепить приём сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром. Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. |
2. | Способы измерения. Занятие 2. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | |
3. | Игры – путешествие во времени. Цель: служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра: « Что сначала, что потом». | |
4. | Учимся определять время по часам. Занятие 1. Цель: Учить детей ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. Игра: « части суток» | |
1. | Март. | Учимся определять время по часам. Занятие 2. Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. Д./И. «Когда это бывает», «Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бросового и природного материала. |
2. | Классификация. Занятие 1. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: « Сколько всего». | |
3. | Классификация. Занятие 2. Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения. | |
1. | Апрель. | Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 1. Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», « Распредели числа в домики», « Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
2. | Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 2. Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: « Бегущие цифры». | |
3. | Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 3. Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | |
4. | Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. | |
1. | Май. | Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: « Что сначала, что потом». |
2. | Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку; - Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, = - Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...
Конспект ООД по дополнительному образованию (кружок "Всезнайка" для детей 5-7 лет "Математическая олимпиада"
Конспект предназначен для организации дополнительного образования в детском саду по ФЭМП...
Познавательно-исследовательская деятельность. Кружок " Всезнайка"
Дополнительная развивающая программа по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста детского сада...
Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой направленности
Кружок «Всезнайки» познавательно-речевой направленности...
Познавательно-творческий кружок "Всезнайка" для детей средней группы
Познавательно-творческий кружок "Всезнайка".Средняя группа...
Кружок "Всезнайки"
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...