Кружок "Всезнайки"
методическая разработка (средняя группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ot_4-5_let.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
для детей от 4 до 5 лет по познавательному развитию.
«Всезнайки».
Пояснительная записка:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Предполагаемый результат:
- Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения;
- Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность;
- Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов;
- Умеют объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- Овладение приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.
Требования к уровню усвоения программы кружка «Всезнайки»:
Методическое обеспечение программы: Занятия проводятся в специально организованной деятельности продолжительностью 20 минут со сменой разных видов деятельности, включая 2-3 физкультурные паузы. В процессе деятельности используются игровые методы, наглядность, беседы, художественная литература.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, практические (организация продуктивной деятельности детей)
Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Оборудование:
- для опытов:лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
- для творчества:
- - бумага белая и цветная, картон
- – акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
- – пластилин,
- – салфетки;
Представление результатов реализации Программы
Привлечение родителей и детей к совместному сотрудничеству к подготовке спектакля.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество занятий | |
теория | практика | ||
1 | Песочная страна | 0,5 | 0,5 |
2 | Рисование песком: «Разнообразные фигуры» | 1 | |
3 | Поиграем с солнышком | 1 | |
4 | Что в коробке? | 1 | |
5 | Почему осенью бывает грязно? (почва и вода) | 0,5 | 0,5 |
6 | Значение воды в жизни растений Опыт:№1 «Растения и вода» | 1 | |
7 | Рисование «Осенний цветок» | 1 | |
8 | Значение воды в жизни растений Опыт: №2 «Скользкие листья» | 1 | |
9 | «Мир воды» Опыт №1«Теплая капелька» | 1 | |
10 | «Волшебная кисточка» | 1 | |
11 | Какие предметы могут плавать? | 1 | |
12 | Делаем мыльные пузыри | 1 | |
13 | «Мир воздуха» Опыт №1 «Тепло в воздухе» | 1 | |
14 | «Мир воздуха» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» | 0,5 | 0,5 |
15 | «Мир воздуха» Опыт №3 «Поиск воздуха» | 1 | |
16 | Делаем облако | 1 | |
17 | «Мир камней» Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? | 1 | |
18 | «Мир камней» Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» | 1 | |
19 | «Мир камней» Опыт №3 «Плавучий камень» | 1 | |
20 | Рисование «Камни пишут и рисуют» | 1 | |
21 | «Мир температуры» Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека | 1 | |
22 | Изготовление модели «Термометр» | 1 | |
23 | д/и«Угадай-ка» | 1 | |
24 | Танец горошин | 1 | |
25 | «Мир химии» Опыт №1 «Красочный сахар» | 1 | |
26 | «Узнай все о себе шарик» | 0,5 | 0,5 |
27 | «Стеклянный город» | 1 | |
28 | Разноцветные шарики | 1 | |
29 | «Мир космоса» Опыт№1 «Полет в космосе» | 1 | |
30 | Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | 1 | |
31 | Аппликация «Ракета» | 1 | |
32 | «В какой коробке что лежит?» | 1 | |
33 | «Свет повсюду» | 0,5 | 0,5 |
34 | «Звенящая вода» | 1 | |
35 | «Все увидим, все узнаем» | 1 | |
36 | Поделка «Солнышко» | 1 | |
Всего: | 36 занятий |
Литература:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
3. Энциклопедия «365 научных экспериментов»
Сведения об авторе:воспитатель Ермолаева Анастасия Андреевна. В данное время работаю с детьми 4– 5 лет. По этой программе работаю первый год.